Зверь

Александр Валеев Колыма
      В 2016 году мама покинула чудесный земной мир. Отцу исполнилось девяносто лет. В это сложное время, надо бы мне быть с отцом рядом, но он твёрдо сказал:    
      - Поезжай сынок на родину и будь там сколько потребуется.
      Ехать надо! По оружию заканчиваются разрешения, на пенсию жить невозможно,  и скучаю я по колымским просторам. С другом Геной мы два месяца готовились к поездке на Колыму своим ходом. Но обстоятельства заставили меня вылететь в Магадан самолётом.
      Чудеса! Я снова еду на старом, престаром ЛАЗе. Уже и завода нет, а он всё трудится! Пассажиры ругаются: 
      - Как можно ехать на этой развалине?
      Когда вошёл в салон автобуса, на моём месте восседал крупный мужчина с огромной головой. Рядом с ним стоял футляр под гитару. Обычно в них возят нелегальное оружие, металлоискатели, дабы не привлекать внимание.
      Этот парень хищничал, на моём участке в лихие девяностые годы. Я не мешал ему, как и многим другим «вольникам», работавшим на землях нашего предприятия. Он был нелюдимый, неприветливый и грубый, поэтому не удивился, когда он не поздоровался. Но непонятно, почему он старательно делает вид, что не узнаёт меня, на остановках не выпускает из рук свою поклажу.
      Он как и я вышел в Усть-Омчуге. Старенький ЛАЗ без опозданий доставил нас в районный центр.
      На следующий день мой друг Анатолий вывез меня на берег Детрина. Переправившись на лодке, я оказался в своих любимых местах. Сегодня я буду добывать солнечный металл из размытого ручьём золотоносного пласта! Я нашёл его в прошлом тысячелетии. Зная, как резко меняется мир, оставил себе «заначку». Сегодня подготовлюсь, а завтра богатый «бортик» поможет осуществить мою мечту, издать книжку со своими рассказами, стихами. И поставить памятный знак на сопке под  которой в водах Колымского моря спит мой любимый посёлок Ветреный. Объём промывки маленький, завтра успею отмыть.
      Когда на следующий день я пришёл к заветному месту, то обнаружил полностью отработанный забой! Выходит кто-то следил за мной.  Воспользовался белой ночью, выхватил несколько десятков  граммов золота.
      Но как это возможно? О моём приезде знали только друзья. О выезде на участок, никто знать в принципе не мог, утром я позвонил Анатолию и уже через два часа  был на участке.
      С мрачными мыслями я отправился в обратный путь. Пошёл дождь. Пока добрался до лодки, переправился, промок до нитки. Развёл костёр, поставил чайник и стал ждать. К назначенному сроку подъехал джип. Анатолий вместо обычных слов, спросил:   
      - Мужика видел?
      - Ни кого не видел - ответил я.
      - Странный тип, он тебя видел.
      Мысли вихрем пронеслись в голове, и я выпалил:
      - Мужик в чёрной одежде, с футляром для гитары?
      - Да! А говоришь, не видел?               
      - Видел, в автобусе.
      Воспоминания ворвались тревожным потоком. В тот год пропал товарищ по работе Валера Баторин. К его поискам подключились мои друзья. После обследования долины ручья Восход, Валера Чуприн, заядлый охотник рассказал странную историю.  Он часто видел в бинокль человека, который тщательно избегал встречи с ним. Одетый в чёрную одежду,  как зверь исчезал так быстро, что Валере со своей охотничьей собакой не удавалось настигнуть его. Он бегал по сопкам как зверь, переходил ледяные реки и ручьи без сапог.  По его следу собака нашла землянку, в которой он жил и скрадки на вершинах сопок.
      Один наблюдательный пункт был рядом с нашим полигоном на ручье Осенний. Я тогда решил, что это лёжка медведя. Небольшое углубление под вывернутым корнем. Никаких бумажек и окурков.
      Милиция заинтересовалась этим человеком, когда в том районе пропал старатель одиночка, но он как в воду канул. В его землянке на столе лежало увеличительное  и оконное стекла. Только сегодня мне пришла в голову мысль, что таким способом отдувал золото армянин, обучавший моего знакомого работе на золоте.   
      - А ведь он следил за тобой, - прервал мои воспоминания Анатолий.  Действительно! Прошёл мимо, скрытно! Не подошёл к костру попить чаю, хотя промок до нитки!  Не попросил перевезти, ведь у меня накаченная лодка!
      Стоп! А как он переправился? Вода в реке малая. Нашёл брод?
      Догнали мы его уже на трассе. За полчаса он успел пройти около пяти километров! Бежал что ли?
      Что-то смущённо буркнув, он устроился рядом со мной на заднем сиденье. На ногах болотные сапоги, одежда мокрая. Всю дорогу промолчав, он вышел в Усть - Омчуге.
      На следующий день я снова выехал на участок. По пути осмотрел следы вчерашнего попутчика. Они поведали, подойдя к ручью Осенний, в котором воды по щиколотку, он снял болотные сапоги и около километра шёл босиком, по мокрой земле под дождём. Перешёл или переплыл  Детрин  в ледяной воде, украдкой прошмыгнул мимо меня и быстрым шагом пошёл в сторону посёлка.
      Воспоминания вернули меня в тревожный день 2010 года. Я работал на участке с незнакомым ранее бульдозеристом. Он всё время ныл, жаловался на трудности таёжной жизни. В приступах злобы орал  и матерился по ночам. Мы жили в отдельных домиках, но его крики будили меня.
      В тот день шёл дождь, начинался паводок, надо было срочно пополнить запасы свежих продуктов. Утром я пошёл к реке Детрин. Пройдя около пяти километров, я оказался у бурлящего мутной водой, свирепого потока, несущего вырванные с корнями  деревья. 
      Вместо моей лодки валялись обугленные обрывки резины. Я долго стоял под проливным дождём, не в силах понять увиденное. Удивляла бессмыслица содеянного!
      Нужна лодка - отвяжи и плыви. Хочешь сделать пакость – резануть её или сбросить в воду,  дело секундное.
      Нет! Оторванная  верёвка  висит на стволе ольхи. Это же какую силу надо иметь, порвать капроновую верёвку! Дальше ещё более странно, под дождём поджигать лодку, потом стоять и подкладывать в ядовитый костёр вёсла, «лягушку».  А чёрный дым от резины? Его видно за версту. Если знает чья лодка, не секрет, что у меня на участке «УРАЛ», карабин с оптикой, доехать сюда десять минут. А ему куда деваться?
      Случайный рыбак? Рядом стоит сеть, в ней десяток прекрасных хариусов.  Не взял ни сеть, ни улов. Следов на дороге нет. На берегу лишь след босой ноги.   Пока жёг лодку, скурил несколько сигарет.
      Под проливным дождём, он прокопал канавку и вывел рядом текущий ручеёк на место, где горела лодка! Боялся поджечь промокшие под многодневным дождём заросли ивняка? И ещё много странных мелочей, от  которых закипал мозг, похоже ритуал какой-то исполнил. Но кто это сотворил и куда делся? Ответ один - ушёл в лес. 
      Тогда я подумал, что меня хотят заставить пойти по лесной дороге. Зачем? Золото мы ещё не мыли. Одни вопросы.
      Сегодня, все пазлы сложились в одну картину. Сколько раз я украдкой осматривал сопку, с которой чувствовал взгляд. По ночам собака Грача заливалась в характерном лае в сторону сопки, где был его  наблюдательный пункт.
      Получается он следил за мной много лет? Зачем?
      Когда я поделился этим вопросом с Анатолием, он ответил: 
      - Ты работал у него опробщиком.
      Я представил, как долгие дни, недели, месяцы человек сидит в шалаше и ждёт, когда же мы намоем золото и повезём его в посёлок или все уедем.  А может когда я один понесу золото к переправе?   
      А мы, негодяи, не оправдали его надежд! В тот год мы так и не докопались до золота! Видно он разозлился и решил мне пощекотать нервы! 
      Зачем он ходит в дождь босиком? Закаляется? Или это какой-то ритуал?
      В девяностые годы я носил золото один, вопреки здравому смыслу и  инструкции. Однажды, когда я нёс контейнер с золотыми шлихами по лесной дороге, встретил парня из местных бандитов. Позже, он спросил у моей жены, почему я так рискую?
      - Ведь его могут грохнуть!
      - Как будто у меня в те годы был другой выбор!
      Сейчас я работаю один, на землях моих друзей старателей! Люблю ощущать величие и могущество первозданной природы! Но с детства не нравится, когда за мной наблюдают со стороны. А тут ещё не понятно, с какой целью.
      Но, волков бояться - в лес не ходить. Через день Анатолий доставил меня к переправе со всем лесным имуществом. Инструменты, палатка, лодка, рюкзаки, мотопила, оружие, спальник, надувной матрас, продукты.
      Машина ушла, посигналив на прощание.
      Как же я люблю погружение в чистоту и единение с тайгой! Ты ощущаешь себя маленькой былинкой огромного, могучего  земного мира и бесконечной вселенной! Захлёстывает собственное величие и ничтожество!
      Полдня потратил на доставку вещей на другой берег, установку палатки и оборудование лагеря на Детрине! После обеда вышел на участок. Два рюкзака тащить пять километров неудобно. Инструмент потребуется в первую очередь. Решил оставить один рюкзак с продуктами у дороги, место безлюдное. Скребанула мысль, что в нём, кроме всего прочего, вяленая рыба. Медведь чует её за несколько километров. Вечером вернусь, вряд ли он рядом. Да и вообще, они никогда у меня ничего не взяли, столько лет соседи!
      Дорога не близкая. К сумеркам вернулся на берег.
      - А где рюкзак?
      Никаких следов. Кто? Медведь? Человек? Зверь?
      Продукты ещё есть в палатке. Она стоит на галечной косе. Но если это медведь, он придёт снова! Убивать сейчас «хозяина»? Да и неясно, кто окажется ловчее!
      Хорошо, что ночь в эту пору всего-то четыре часа! Развёл костёр, попил чаю и отошёл метров на двести от костра в черноту ночи! Если медведь, то вряд ли придёт. В рюкзаке было много хлеба, сгущёнка, тушёнка, сахар, пряники, рыба!  На сегодня ему хватит. Поест и будет спать, мечтать о новом подарке! Если человек, тогда всё может быть!
      Когда голубые сумерки отодвинулись в тень сопок и свет взял меня под свою защиту, я залез в спальник и уснул. На свежем, таёжном воздухе спится сладко и спокойно.  Проснулся от яркого солнечного света, проникавшего через ткань палатки.         
      Наскоро перекусил, выпил свежего чаю и в путь.
      Место, где пропал рюкзак, истоптано медведем. Уже с утра ждёт, когда я ему принесу поесть. Я повеселел! Хорошо, что не человек! А то мне один «чудик», когда узнал о ситуации, предложил:
      - Да, грохни ты его! И дело с концом.  Человек, какой бы он ни был, это творение высших сил. И не мне решать его судьбу!
      Можно работать? Медведя отгоню пару раз, отстанет. Стоп. Он может уже сейчас  хозяйничает в палатке? Заберу мотопилу и пойду назад.
      Когда подошёл к месту, где спрятал пилу, остолбенел. Пилы нет.
      Она нашлась метрах в десяти, вся искусанная, но исправная. Завелась!  Рассмотрев покореженную пилу, я рассмеялся. Пытаясь ухватить её зубами, медведь нарвался на сталь и вдруг удача - резиновая рукоятка стартера. И тянется легко. И вдруг она ожила, фыркнула, обдав молодого медведя парами бензина. Тут уж не до еды, пора ретироваться.
      Но это лишь кратковременный испуг. Теперь  будет пробовать на зуб, всё что имеет мой запах. Я ведь тоже пахну собой. Не очень приятная перспектива. Отвлекает от дел. С невесёлыми мыслями я углубился в таёжные заросли. Идти неудобно, руки заняты, пила цепляется за кусты.
      Сяду на пенёк. Вслушался в тишину.
      Кедровки молчат, а медведь ходит бесшумно. И вдруг, в метрах пятнадцати от меня,  кто - то произнёс:
      - Куда…
      Голос осёкся. Значит их двое. Второй осторожнее.
      Да, это не мой день!  Пойти на зрительный контакт? Будут знать, что я их обнаружил. Если это мой знакомый, да не один, это им очень не понравится. Начнётся прямое столкновение!
      - Ладно. Пусть думают, что я не в курсе их замыслов.
      Как там: "Предупреждён - вооружён!»
      Бесшумно отступил в заросли. Выйдя на тропу, быстрым шагом направился  в свой стан. Засветло свернул свой лагерь и перебрался на другой берег.