Нос, скрипка и Белая грива

Иракли Ходжашвили
Нос,  скрипка  и  Белая  грива   

                Я вышел   с  работы… Был  сильный  мороз…
                Конечно,  я  спрятал  «каквказский»  свой  нос…
     Справедливости  ради,  надо  сказать,  что  он  у  меня  совсем  не    орлиный, какой  был  у  папиного  однокурсника и  друга Гиви Цулейскири, игравшего   в  их  медицинском  джаз-оркестре  на  скрипке (почему   я  и   выбрал  ее,  когда  пошел  в  музыкалку.) 
     Ну  хорошо,  раз  пошел  разговор  о  скрипке,  то  уж  дорасскажу  про  нее,  а  потом  вернемся  к  моему  носу.


     О  первом  джаз-оркестре  в  Тбилиси  и  моем  в  нем  участии  я  уже  как-то  писал  (см. "Репетиция  джаз-лркестра"),  поэтому  сейчас   просто  скажу,  что  мне  очень  нравилось, как  Гиви  играл  на  скрипке  (иногда  они  репетировали  и  у  нас,  т.е.  у  бабушки, беби,  где  я тогда  жил).
     Он  был  очень  высокий,  с  огромной  копной  кучерявых  черных  волос  и  с  большим  горбатым  носом. Если  бы  я  его  не  знал  с  первых  дней  моей  жизни,  не  знал,  что  он — один  из  самых  весёлых  людей,  которые  к  нам  приходили  (а  как  говорила  беби: «У  нас  не  дом,  а  проходной  двор!»),  то,  наверное,  я  должен  был  с  ужасом  прятаться,  завидев  его  худющую  сутулую  фигуру  с  крючковидным  носом!
      Но  нет!  Говорят,  я,  наоборот,  бросался  к  нему,  а  он  меня  подхватывал,  сажал  к  себе  на  плечи  и  я  оказывался  чуть   ли  не  под   высоченным  потолком  нашего  старого  дома,  взирая  оттуда  на  всех,  и,  чтобы  не  свалиться, цепляясь  за  его  волосы,  а  вполне  возможно,  что  и  ухватившись  за  нос.
     В  нашей  семье,  с  папиной  стороны,  у  всех  был  хороший  музыкальный  слух, и,  говорят, что,  папа,  поняв,  что  у  мамы  слуха  нет, сказал,  что  если  бы  он  это узнал   раньше,  то  не  женился  бы  на  ней!  Бабушка,  получившая  домашнее  и  дореволюционное  гимназическое  образование,  хорошо играла  на  фортепиано,  а  вот  потом  жизнь сложилась  так,  что, рано  овдовев,  она  не  смогла  дать  своим  детям музыкальное  образование, о  чем  жалела.  Несмотря  на  это,  и  папа, и мой  дядя  очень  хорошо  играли  на  слух  не  только  на  пианино, но  и  на аккордеоне,  а  Павлик — на  кларнете. 
Поэтому  все  были  рады  и,  наконец,   успокоились,  когда  обнаружили,  что  и  у  меня,  в  этом  смысле,  со  слухом  всё  в  порядке.
     Мама,  несмотря  на  то,  что  обучение  было  платным,  а  с  деньгами  у  нас  (особенно,  в  тот  период),  было  туго,  очень  хотела,  чтобы  я   учился  «по  музыке»  и  повела  меня  на  прослушивание  в  музыкальную  школу.  Да  не  в  простую,  а  в  десятилетку  при  консерватории,  где  секретаршей  работала  ее  школьная  подруга  Элико,  со  слов  которой  (я  абсолютно  ничего  не  помню,  как  ни  странно!)  в  семейных  преданиях  и  сохранилась  эта  история.
     Председателем  комиссии  был  сам  мэтр — композитор  Сулхан  Цинцадзе.       Оказывается, после  того,  как  я  отстучал,  пропел  и  поотгадывал,  все  положенные  и  дополнительные  ритмы,  интервалы   и  ноты,  он  обратил  внимание  на  меня  и  хотел  зачислить  к  себе  на  фортепиано,  но  я  сказал,  что  не  хочу  на  пианино. Тогда  меня  спросили — на  чем  же  я  хочу  играть  и  предложили  указать  инструмент  на    большой   фотографии  симфонического  оркестра.
     Но  я  и  без  всяких  фотографий  сказал,  что  на  скрипке.  Тут  в  дело,  как  рассказывала  Элико,  вмешался  другой  профессор — известный  композитор  и  музыкант,  виолончелист   Яшвили,  и  принялся  заманивать  меня  в  свой  класс.    
     Но,  как  видно,  по  мужской  линии  мне  передался  не  только  слух,  но  и  упрямство,  и  я  настоял  на  своем!  (Кто  знает,  может,  если  бы  не  оно,  я  тоже  стал  бы  таким  же  знаменитым  виолончелистом,  какими   стали  потом   его  девочки!)
      Естественно,  меня  зачислили,  но  так  как  ходить  в  десятилетку  на  Руставели, через  весь  город   один  я  не  мог,  а  водить  меня  было  некому  и  некогда  (папа  уже  работал  по  распределению  в  Туапсе, все  остальные  работали,  а  мама — еще  и  сразу  в  двух  местах),  то  отдали  меня  в  класс  Берты  Моисеевны  Любимской  в  территориально  близкую  музыкалку. 
     Туда  надо  было  ходить  на  теоретические  занятия  и  хор,  что  я  терпеть  не  мог,  а  вот  БМ  жила  совсем  рядом  с  моей  школой. Когда  я  говорю   «Берта   Моисеевна»,  то   фраза  тут  же  продолжается: «и  сестра  её — Роза»,  потому  что  по  отдельности   я  их  видел  только  на  экзаменах  или  прослушиваниях  в  музыкалке. 
     Обе  были  незмужними,  насколько  я  помню,  и  жили  вместе  в  большой  квартире  одного  из  старых  и  красивейших  домов  на  ул. Орджоникидзе — дом  был  с  куполом,  фигурами  и  орнаментом  по  фронтону,  красивым  мраморным  подъездом,  широкой   изогнутой  лестницей  с  подставками  для  свеч и  с  заоблачно  высокими  потолками.
     Я  был  такой  маленький,  что  имевшаяся  в  школе  самая  маленькая  скрипка  была  для  меня  большой. В продаже  подходящих  тоже  не  было. Но  мама  есть  мама!  И  она  где-то  всё  же  раздобыла  «восьмушку» - т.е.    1/8  от  размера  «полной»  скрипки.
     Естественно,  после  того  как   я  научился  держать  ее  в  руках  и извлекать  более  или  менее  чистые  звуки,  насколько  я  помню,  первым  музыкальным  произведением,  которое  я  научился   играть,  был  «Сурок»  Бетховена (Кажется,  и  у  пианистов  было  то  же  самое!)  А  ноты  я  носил  в  большой  коричневой  картонной  папке  с  веревочными  ручками.  На  ней  был  вытеснен  рельеф  П.Чайковского (были  и с  Бетховеном, Моцартом…)
     Папка  была  для  меня  тоже  большая  и, чтобы   она  не  волочилась  по  земле,  я  ручки  одевал  на  плечо. Однажды  весной,  когда  мы  с  мамой  откуда-то  шли  вместе  через  Воронцовский  мост,  мы  проходили   мимо  сада,  где  вокруг   большого  памятника  Сталину  шел  митинг.  Было  очень  много народа.  Люди  забирались  на  постамент и  оттуда  что-то  говорили  и толпа  их  поддерживала. Потом  кто-то  поставил  туда  девочку  и  она  прочла  стих  про  Сталина. Все  захлопали.  Потом  еще  кто-то  из  детей  выступил — опять  все  хлопали. Тогда  мама  крепко  взяла  меня  за  руку  и решительно  двинулась  в  памятнику.
     Не помню  каким образом,  но  она  пробилась  и  какой-то  мужчина  закинул  меня  вместе  с  моей  «восьмушкой»  на  постамент. 
Сперва  я  прочитал  стихотворение  «Два  сокола» («...Один  сокол — Ленин,  другой  сокол — Сталин!...»),  а  потом  сыграл  что  умел — «Сурок». 
     Такого  успеха  у  меня  больше  не  было.
     Мама  была  довольна  и  гордилась  мной.
     А  вечером,  когда  мы  все  собрались  у  бабушки  и  она,  в  который  уже раз,  рассказывала  вошедшим  соседям  о  моем  «концерте»,  мы  услышали  какие-то  отдаленные  приглушенные  звуки,  похожие  на  выстрелы,  а  потом  по  нашей  площади  пронеслись,  длинно  сигналя,  машины... за  ними  появились  бегущие  люди... 
     Это  был  рассстрел  мирной  демонстрации  9 марта  1956 года,  которая   в  Москве  была  расценена   как  «антигосударственные  волнения»,  для  подавления  чего  в  Тбилиси  были  введены  войска.    
        Погибло  очень  много  людей  обоих  полов,  разного   возраста. Причем,  родственникам  погибших  не  была  предоставлена  возможность  их  оплакивания  и  захоронения. 

     Как  бы  то ни  было,  но  жизнь  продолжалась!
     Каким  образом  я  умудрялся,  практически  не  занимаясь,  переходить  из  одного   класса  музшколы  в  другой,  я  и  сейчас  не  пойму. 
Не  понимала  и  Берта  Моисеевна,  которая,  как  вспоминала  моя  беби, выйдя  после  очередного  экзамена  и   увидев  ее, воскликнула: «Представляете, Дагмара  Георгиевна,  ему  опять  поставили  пять!»    
Помню, любимой  фразой  этой  святой  учительницы  по  отношению  ко  мне  была: «Если  бы   ты  занимался  хотя  бы  по  15  минут  в  день!» 
     Такая  же  ситуация  была и  в   Туапсе,  где  я  попал  в  класс  чудесного  скрипача  Валентина  Ивановича  Гердзюса,— такого  же  высокого,  худого и  сутулящегося,  как  Гиви (и  так  же  много  курящего!)  Только   В.И.   был  потоньше  в  кости, изящнее  и,  как  настоящий  прибалт,  со  светлыми  прямыми  волосами,  которые  падали  ему  на  лоб   и  которые,  не  прерывая  игры, он  отбрасывал  характерным  движением  головы,  или  неуловимым  жестом  руки  со  смычком. 
          Однажды,  уже  поздно  вечером,  проходя  мимо  здания  музыкалки,  которая  стояла  через  дорогу  от  нашей  школы,  я   услышал  как  он  играет  «Интродукцию  и  рондо-каприччиозо»  Сен-Санса.  В  том,  что  это  играл  именно  он   у  меня  сомнений  не  было  (да  простит  меня  вторая  преподавательница  по  скрипке!)  И  сейчас, когда  я  слушаю  это  любимейшее  моё  скрипичное  произведение,  я  вижу  в  глубине  классной  комнаты  его  сутулую  фигуру,  разметавшиеся  волосы  и,  как  мне  кажется,  закрытые  глаза  на  бледном  лице.
     К  сожалению,  вскоре  он  разошелся  с  женой  и  уехал,  так  что  последний  год  я  занимался,  точнее — уже  практически  совсем  не  занимался,  с  той,  другой  учительницей,   и  лишь  на  «запасах   прошлого»   «выехал»  на  выпускном  экзамене. 
     В  дальнейшем  скрипка  сыграла  немалую  роль  в  моей  жизни, но  об  этом,  целиноградском  ее  периоде,  я  уже  писал.(См."Целиноград..."


     Итак,  вернемся  к, собственно,  самой  первой  фразе  этого  повествования,  к  моему  носу.  Он  у  меня  до  3-го  класса  был  очень  даже  красивым,  что  достаточно  подтвеждено  детскими  фотографиями.
     Мама  тогда  работала  в   кабинете  массажа  и  физиотерапии госпиталя  на  ул. Калинина  и  я,  после  школьных  занятий,  шел  к  ней   туда. На  проходной  меня  все  знали  и  пропускали. Разве  что  иногда  спрашивали: «Как  учёба?».      Мама  вспоминает,  что  когда  я  приоткрывал  высоченную  дверь  и  входил    в  кабинет,  то  свободной  от  портфеля  рукой  незаметно  показывал  столько  пальцев, сколько  пятёрок  получил в  тот  день. 
     Кабинет  был  большой,  светлый… В  нем  стоял  запах  вечно  кипящих  стерилизаторов  (где  стерилизовался  инструмент,  шприцы, иглы, или  разные  прокладки  для  физиопроцедур)  и  горячего  парафина (которым  проводили  тепловые  процедуры  и  из  которого  я  пытался  лепить   фигурки.) Часть  кабинета  была  перегорожена  простынями  на  «кабинки»  с  лежаками,  где  проводились  процедуры,  а  часть  была  свободна  для  занятий  лечебной  физкультурой — был  постелен  большой  черной  кожи  мат,  в  углу  были  сложены  тяжеленные  разной  величины  «медицинболы»— мячи  с  песком,  палки,  резиновые  ленты,  гантели  и  пр. необходимые  предметы. 
     Обычно,  мама  меня  чем-нибудь  подкармливала  в  это  время — или  хлебом  с сыром,  или  сосиской, если  была  такая. А  потом,  до  окончания  ее   работы,  я  делал  уроки,  или  игрался  чем  придется.
    Заведующая  кабинетом, Маримихална  (жена  известного  ученого-кавказоведа  Николая Марра), была  женщиной  очень  доброй, интеллигентной  и  сквозь  пальцы  смотрела   на  «нарушение   внутригоспитальной  дисциплины». 
Оказывается, однажды  в  кабинет  вошел  Начальник  госпиталя,  Иван Сомхишвили,  и,  увидев  меня,  спросил : «Кто   это?» — «О, батоно  Вано! — ответила  Маримихална —  Вы  знаете,  какой  это  мальчик? Он  сегодня  принес  со  школы  три  пятерки!»— «Так  что  же  вы!— сказал  начальник — Такой  хороший  ребенок,  а  вы  его  сухим  бутербродом  кормите!»  И  отдал  распоряжение  столовой  выдавать  мне  ежедневно  обед. И  со  следующего  дня,  ко  времени  моего  прихода  к  маме,  из  столовой  приносили  в  трех  судках (они  помещались  одна  на  другую)  обед,  как  и  пациентам.
     Да,  так  вот,  играясь  как-то  в  мяч,  я  неудачно  его  бросил  и  он  застрял  между  перекладинами  «шведской   стенки»,  которая  занимала почти  половину  длинной  стены  кабинета.  Разумеется,  я полез  вытаскивать  мяч,  но  сандалия   соскользнула  с  деревянной  перекладины,  я,  естественно,  не  удержался  на  одной  руке  и  упал,  да  так,  что  сломал  нос.
   Хорошо,  что  это было  в  госпитале,  где  меня  сразу  отнесли  в  хирургию  и  затолкали  в  нос  трубки  для  фиксации  костей. (Трубки  и  эти  ощущения  я  помню  до  сих  пор!)  А  так  как  у  меня  тогда  прорезались  клыки,  а  молочные  еще  и  не  думали  выпадать,  то  сердобольные  врачи  заодно  удалили  и  молочные  зубы,  дабы  дать  правильное  направление  новым,  уже  намеревавшимся  расти  вперед.
     В  общем,  этот  день  хоть  смутно, но помню — из  носа  торчат  трубки,  а  во  рту  две  дыры! 
     Но  больше  всего  я  почему-то  переживал  из-за  того,  что  пропускал  контрольную  по  арифметике!  Это  ж  надо!
     Помню,  один  или  два  раза  в  неделю  в   фойе  госпиталя  вывешивали  экран  из  простыней  и  показывали  кино.  Естественно,  собирались  все  «ходячие»  и  даже  выкатывали  некоторых  «лежачих»  больных.  Как-то  раз   нам  показали  фильм   «Свадьба  с  приданным». Помню  какой  хохот  стоял  в  «зале»,  а  песни  «Из-за  вас, моя  черешня...»  и  «На  крылечке  вдвоем...»  распевали  все  еще  долго  после  того  дня.
      Особенно  мне  запомнился  короткий  фильм  «Белая  грива»—про   дикую  лошадь,  которую  никто  не  мог  приручить  и  которая  никого  к  себе  не  подпускала,  кроме  мальчика-рыбака  Фолько.
      «Свадьбу...»  после  того  просмотра  в  госпитале,  я  видел  еще  пару  раз,  а  этот   французский  фильм  1953  года — так  и  не  удалось. И  только  через  полвека  с  хвостиком,  когда  у  меня  возникла  такая  возможность,  я  скачал  фильм  из  интернета  и  посмотрел  еще  раз.
      И  вот  на  старости  лет  меня  осенило:  те  последние  кадры,  когда Фолько  и  Белогривый,   прижатые  преследующими  их  пастухами  к  берегу  моря,  бросаются  в  волны  и   плывут  вглубь  моря,  к  солнцу;  те  кадры,  которым  я  по-детски  радовался,  будучи  уверенным, что  мои  друзья  спаслись, уплывая    от  врагов  к  свободе,  оказывается,  совсем  о  другом,— о   том,  что  плывут  они  туда,  где   будут  свободны,  но  откуда  нет  возврата…
 
О.С.  И  что  мне  пришло  в  голову  уже  сейчас,  когда  я  всё  это  написал — ведь  никто (!)  не  сказал  мне: «Чему  ты,  дурашка,  радуешься? Не  понимаешь,  что...»                14.04.2017 г.