Почему не работают старые методы воспитания?

Береста Захватова
Я считаю, могу ошибаться, что современным детям не подходит система обучения, которая сейчас существует в большинстве школ.

Сейчас другое время, чем было, когда обучалась я, мои родители и т.д. Сейчас время, когда дети больше всего нуждаются в огромном количестве внимания. Все дети всегда в этом нуждаются, но сейчас особенно, потому что в жизнь плотно вошли неличные системы общения.

Это значит, что проводя много времени в погоне за освоением информации, без которой наш век представить уже невозможно, дети теряют контакт с внешним миром и застревают в иллюзии, что от информации будет эффективность. Это не так.

Нам все нужны знания, но не информация. Хотя всякое знание нуждается в информационном поле.

Суть моего видения воспитания детей через музыку и другие творческие направления в том, что ребёнок усваивает материал и навыки через личное, очень тесное общение с учителем.

Теория — что, как называется, усваивается стремительно. Для практики нужно много времени. И практика тогда начинает усваиваться и приносить результат, когда ребёнок очистится от идеи, что ему надо много знать и от прошлого неэффективного опыта.

Часто в школе существует такая установка: ты должен усвоить материал и точка, иначе мы не сдвинемся дальше. Ребёнок оказывается в клетке. Ему не интересно, скучно и невыносимо делать то, что не дарит удовольствия, как впрочем и взрослому.

Но если взрослый имеет багаж установок и прочей шелухи на тему я должен, то ребёнок не имеет. И его тело сопротивляется всем, чем может этой установке.

Поэтому дети болеют. Их тела не могут смириться с тем, что им неприятно. Взрослые научаются игнорировать свои телесные импульсы. Глаза устали, но отчёт доделать надо, потому я сижу за компом 12 часов подряд. Что делать глазам? Смириться и максимально эффективно подстроиться под действительность. А действительность такова, что обладатель глаз сидит за компом 12 часов. В результате, глазам как было некомфортно, так и осталось, но ум смог найти такую иллюзию, которой затмил естественное ощущение тела — некомфорт, как минимум. Что в итоге мы имеем? Покраснение, помутнение, слезоточение и т.д.

Отсюда следует, что дети вырастают не чувствительными к своей правде. Перенимают багаж информации от взрослых, особенно от учителей в школе, которые, в массе, не сказать, что счастливые люди.

Мальчики просятся пописать, замазывая естественное желание фразой "можно выйти?" у взрослого не очень любимого человека перед своими сверстниками. Что происходит внутри него в эти моменты, которые он ежедневно закрепляет по нескольку раз? Он перестаёт себя слышать и ощущать, это самое печальное. Также он теряет веру в свою мужественность. И теряет уважение к своим сверстникам. Дальше всё понятно — вырастает не мужчина.

Девочки постоянно соревнуются, чтобы угодить взрослой тёте, от которой зависит, как мама (!!!!) будет к ним относиться. Ведь учительница скажет маме, что Наташа не справилась с заданием, не поняла, даст указания.... а маме что останется делать? Мама начинает вталкивать в дочь информацию в надежде, что так её дочь будет умнее. Мама делает это из любви к ребёнку, потому что хочет, чтобы её девочка была самая лучшая. Но девочка не такая в глазах учителя, на ней уже висит ярлык. Это передаётся на тонком плане, девочка это закрепляет и вырастает не женщина, а некто....

В этом и во многом другом кроется основная причина неуверенных и не чутких к себе людей, что приводит к ощущению внутреннего несчастья.

Что делаю я на уроке музыки с ребёнком? Я ввожу его в процесс, в котором он перестаёт опираться на информацию и начинает себя чувствовать.

Постепенно ребёнок привыкает в этому и начинает мне доверять.

ПОСТЕПЕННО!

Когда устанавливается уровень доверия, ребёнок начинает меня копировать. Ему хочется быть похожим на меня. А я всё время играю на пианино, рассказываю ему сказки, пою, улыбаюсь и т.д.

Как вы думаете, что эффективнее? Я убеждена, что мой путь лучше, чем обычная система, которую применяют в музыкальных и других школах. Поэтому дети меня любят и ждут. Им со мной интересно, легко и свободно.

В процессе общения с ребёнком я расту сама. Каждый новый ученик ставит меня в тупик, потому что с ним, как правило, не работают приёмы, которые я применяла с другими детьми. И я их ищу. Каждый день, каждый урок, каждый час. Я думаю об этом. Как найти подход к ребёнку, как его не подавить, не унизить. Как сделать, чтобы ребёнок раскрылся...

У меня получается.

Подвох: я избегаю гарантий родителям. Все гарантии, касающиеся воспитания — неоправданные ожидания и враньё. Как можно гарантировать, что, например, от похода в горы вы стопроцентно получите то-то и то-то. НИКАК. В процессе может случиться всё, что угодно — что является единственно верным и нужным именно тебе. Как ты отреагируешь и чему научишься гарантировать НЕВОЗМОЖНО.

Так и с ребёнком. ГАРАНТИЙ НЕТ! Но есть состояние ребёнка, который меня ждёт с открытым ртом и чувствует себя счастливым 60 минут нашего непосредственного общения и всё остальное время, когда ждёт меня. Не зависает в ожидании чего-то эдакого, а просто ждёт встречи, потому что постепенно у него сформировалась стойкая нейронная связь, что со мной ему можно быть настоящим. Я его принимаю и не пытаюсь насильственно переделать или втолкнуть в очередную неинтересную систему.

Я не отрицаю систематичность. Она присутствует, просто она ОТЛИЧНАЯ от многих существующих систем. Я не отрицаю воздействие и влияние на ребёнка, согласно своему образованию! Да, я закончила консерваторию и отличаюсь от человека, который закончил культ-просвет-училище, но ребёнку всё равно, что я закончила и красность моего диплома. Ребёнку важно одно — он родился, чтобы быть счастливым. Со мной он это ощущает! И при этом учится играть на пианино. Не исполнять музыкальные произведения, а играть — творить музыку!