О труде немало песен сложено...

Труд наш есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
Д'Актиль А.  «Марш энтузиастов»

О труде, как и о любви, давно все сказано. Сейчас все больше говорят не о труде, а о его производительности.  В связи с тем, что  ничего толкового о производительности  труда пока сказать  не удалось (каждый толкует ее по-своему),  рискну сказать о нем то, что еще не все  знают и что поможет прийти к единому мнению о том, что такое производительность труда. Сказать придется то, что сказал о труде Карл Маркс, который всю свою жизнь посвятил изучению труда  человека и его результатов.  Тот самый Маркс, о котором уже давно забыли в нашей стране, а большинство из тех, кто еще помнит, пугают им своих детей и внуков.

Добросовестное и тщательное  исследование труда  человека позволило Марксу  выявить, что труд наш -  это не дело чести, не дело доблести и не  подвиг славы. Оказывается,  что «труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу».   (К.Маркс. Капитал,т.1 стр. 188.  http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/index.html)

Из этого научного определения труда  следует,  что труд, - это такая деятельность человека,  которая связана с его САМОСОХРАНЕНИЕМ,  и с  помощью  которой он  не только регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, но еще и изменяет свою природу.  Причем этой деятельностью человек вынужден заниматься при любом социально-экономическом строе: и при  первобытно-общинном , и при рабовладельческом, и при феодальном, и при капиталистическом, и даже при социализме/коммунизме.  Природа ведь никуда не девается от смены  общественных отношений между людьми, так что хочешь  не хочешь, а обмениваться с ней веществами приходится, не смотря ни на  какие пертурбации, происходящие в обществе.  Причем обмениваться круглосуточно. Иначе не проживешь и минуты, потому что регулируемый обмен веществ может остановить только смерть человека, заменив его на нерегулируемый.

Все проблемы начинаются у человека тогда, когда в его трудовые отношения с природой влезает общество, которое заставляет его заниматься еще одним  видом обмена: обменом вещами с другими людьми.  Способ такого обмена зависит от господствующих в обществе отношений людей по поводу вещей, то есть от господствующего способа производства вещей.  Если способ обмена вещами не мешает человеку обмениваться веществами с природой, то человек становится законопослушным членом общества.  А если мешает, то уж извините, обмен веществ с природой для самосохранения становится главнее. И тогда человек меняет способ обмена вещами с людьми так, чтобы он не мешал ему регулировать обмен веществ с природой, гарантирующий самосохранение. Для смены способа обмена вещей человек меняет способ их производства.

К сожалению,  сегодня самая острая  проблема  состоит в том, что все привыкли понимать под трудом только такой процесс, в течение которого,  человек что-то производит  в рамках общественного разделения труда. Но ведь все то, что производится с помощью общего труда, в конечном счете, нужно для индивидуального потребления, которое тоже является трудом, в процессе которого человек производит самого себя. Если нет труда потребления, необходимого для воспроизводства самого человека, то не нужен и весь остальной труд. Потому что такой труд превращается в бесполезный мартышкин труд. Именно  результаты такого труда  и демонстрируют сегодня полки  всех современных шопинг центров, заполненные практически никому не нужными продуктами и вещами или недоступными для людей с низким платежеспособным спросом.
 
Надо глубоко осознать  марксистское положение о труде человека, чтобы понять, что труд человека - это КРУГЛОСУТОЧНЫЙ  процесс и что конечный результат общественного труда - это ЖИВЫЕ ЛЮДИ, а не те или иные вещи, производимые людьми. Вещи, производимые людьми, - это всего лишь СРЕДСТВО для сохранения и продления их жизней, а не цель человеческого труда.

Особое внимание надо обратить на то, что по этому поводу говорил Маркс:
"Производство есть непосредственно также и потребление. Двоякое потребление — субъективное и объективное: индивидуум, который развивает свои способности в процессе производства, в то же время расходует, потребляет их в акте производства, точно так же, как естественный акт создания потомства представляет собой расходование жизненных сил.  … 
 Поэтому акт производства, во всех своих моментах, есть также акт потребления. Однако со всем этим экономисты соглашаются. Производство, как непосредственно идентичное с потреблением, потребление, как непосредственно совпадающее с производством, они называют производительным потреблением.
… Итак, рассмотрим собственно потребление.
Потребление есть непосредственно также и производство, подобно тому как в природе потребление химических элементов и веществ есть производство растения. Что, например, в процессе питания, представляющем собой одну из форм потребления, человек производит своё собственное тело, — это совершенно ясно; но это же приложимо и ко всякому другому виду потребления, который с той или другой стороны, каждый в своём роде, производит человека. Это — потребительное производство. ...
Без производства нет потребления, однако и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно".
(Карл Маркс. ВВЕДЕНИЕ.(Из экономических рукописей 1857–1858 годов.) Стр.8-9 http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Vved/vved.html )

Производительное потребление и потребительное производство - это две стороны одной медали, которая называется - ТРУД ЧЕЛОВЕКА. Рассматривать эти стороны надо только вместе, а не отдельно одну от другой. По мере роста производительности труда за счет его механизации и автоматизации время производительного потребления будет неуклонно сокращаться, а время потребительного производства, то есть время производства человека, - увеличиваться.

Только научное понимание того, что такое труд человека,  может позволить грамотно подойти к организации труда в общественном производстве и так организовать общественное производство вещей, чтобы оно не приходило в противоречие с регулируемым человеком его жизненно необходимым обменом веществ с природой.

С чего же надо начать научную организацию труда в сегодняшней России, чтобы вытащить ее из капкана экономического невежества большинства российских граждан и растущей нищеты этого большинства? С  производства  общим трудом по единому  ГОСУДАРСТВЕННОМУ  плану гарантированного прожиточного  минимума в объеме, который установлен  Федеральным законом «о потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 3 декабря 2012 года N227-ФЗ.
Чем выше будет производительность труда, тем больше будет объем и разнообразнее ассортимент ГПМ.
По-другому  большинству народа в России не выжить.  И государственной власти тоже.


Рецензии
Уважаемая Ирина.
Вы не допускаете мысли, что Маркс мог ошибаться. Ведь он излагал взгляды вульгарного материалиста, а сегодня учёные-физики уже сомневаются в материальности мира.
Когда Маркс писал свой "Капитал", каким образом он осуществлял "обмен веществ между собой и природой"? Или мы с Вами - на Прозе.ру каким веществом обмениваемся? Ответ однозначный - информацией!
И вовсе не "труд сделал человека", а благодаря информации (этому универсальному богу) происходят все глобальные мировые перемены.

Труд творческий, связанный с преобразованием информации, окрыляет. Труд подневольный, вынужденный - изнашивает. Когда человек умеет своему труду придать элементы творчества, он забывает и о вознаграждении. Вспомним труд в "шарашках" создателей космических кораблей - они были одержимы. Любому труду можно придать творческое начало, потому что труд - это созидание. Рождение человека - это творчество. Человек от обезьяны отличается способностью к творчеству.
Маркс же во всей деятельности человека усматривает только материалистическую составляющую, которая сегодня привела человечество к потребительскому тупику.
Но человек, прежде всего, - духовное существо.
И как человек, а не обезьяна, в социуме будет всегда выживать сильнейший - это тот который своим потомкам сможет передавать накопленные духовные ценности.
Все остальные - скопидомы, нетрадиционные сексуалы, маниакальные агрессоры - вымрут, как мутанты. Потому что движущая сила эволюции - информация творчества.

Виктор Попов 7   09.05.2017 05:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор! А что Вы подразумеваете под термином "информация"?

Ирина Арзамасцева   09.05.2017 12:49   Заявить о нарушении
Ответ на вопрос, что такое информация, я ищу не один год.
Посвятил этому книгу "Почему люди болеют".
Наука, к сожалению, не даёт развёрнутого ответа на вопрос об информации.
Человек - существо социальное. Жить он может благодаря "коллективному бессознательному" или той "духовной пыли", которой пронизано общество. Соответственно, при формировании этой среды, в обществе идёт постоянная борьба за души людей. В настоящее время информационной революции этот процесс стал настолько очевиден, что можно утверждать: информация - это бог, которого каждая социальная группировка создаёт сама себе.

Виктор Попов 7   09.05.2017 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.