Где ветер гуляет свободный - глава пятнадцатая

Надежда Опескина
     Судно всё дальше уходило от родных берегов. Он стоял на корме, вглядываясь в берег. Не жалел о своём приезде, в сердце рождалось чувство всепрощения к дедам, к матери, пережившей тяжёлую жизнь. Вспоминались родные черты её лица и понимал, что уж никогда не сможет оставить её без помощи, давшую ему дорогу в жизнь, несмотря на все трудности. Оставил Андрею приличную сумму средств и попросил навестить её ещё раз, чтобы позаботиться о дровах на зиму. Может какую одёжку тёплую прикупить. Все адреса свои сообщил. Андрей понимающе кивал головой.
     - Ты, Юрка, не волнуйся! Всё по уму сделаю. У меня-то родители погибли оба в мирное время. Мы с моей женой Алёнкой наведываться будем, хоть раз в месяц, но съездим. Места там красивые. Посмотрю, чего и как помочь твоей матушке. Ты, и правда, приезжай ещё. Прикипел я к вам душой. Хорошие вы люди с Нессой. Теплом от вас веет. Я так понял, что матушку твою Екатериной зовут. Всё разузнаю про них, отпишу сразу. Вижу, не обозлился ты и в обиду не бросился. Мать, она завсегда матерью будет. Одна у каждого, другую не выберешь. Мои тоже пили и крепко.
     Свела судьба людей случайно, а прощались словно братья родные. Долго стоял Андрей на берегу. Ссутулился, руки в карманах брюк и глаза повлажневшие.
     Несколько дней, проведённых в семье Лана, отогрели сердце Эйлина. Изредка был слышен его смех на шутки друзей. Несса очень волновалась за любимого. Ругала себя за согласие поехать на родину мужа в их медовый месяц. Не проходило чувство горечи в душе. Но всё чаще вспоминались глаза матери мужа. Много было в них боли и никакой бравадой скрыть это было невозможно.
     Лан был женат уже второй год и они с женой Натали ждали пополнение. Оба много говорили о рождении ребёнка, гадали кто это будет. Боялись заранее покупать детские вещи. Гостиница их процветала и работа Лана в порту приносила приличный доход. Он возмужал, приобрёл черты типичного шотландца и относился к типу людей, которые предпочитают семейный уют шумным светским мероприятиям.
     В один из вечеров в гости к Лану и Натали пришли их друзья, молодая супружеская пара Элван и Алва. Разговор поначалу не клеился. Несса сказала, что они с мужем хотят посетить город Дерри в Северной Ирландии, чтобы там отыскать одного человека только по имени и не представляют как им это удастся. Алва с интересом отнеслась к сказанному, а услышав имя человека, сказала:
     - У моего отца, бывалого моряка, живёт в этом городе друг, с которым он бороздил моря и океаны. Судя по рассказам отца, в годы войны они многое вместе пережили и едва не погибли в Белом море, их спасло чудо. Могу узнать адрес, возможно он вам поможет. Знакомого тоже Дигланом зовут. В нашей семье любят Диглана. Добряк и весёлый человек. Он часто приезжал к отцу в гости, но теперь приболел. Мой отец тоже стал болеть, - но увидев удивлённые лица гостей Лана, уточнила, - Что-то не так говорю? У вас тоже не принято в чужие проблемы вникать?
     - Нет, нет, продолжайте, - взволнованно произнёс Эйлин. - А вы случайно не знаете, они бывали в советском городе Архангельск?
     - Отец упоминал город с таким названием не раз в своих рассказах. Мы приглашаем вас к себе и вы сами обо всём поговорите с моим отцом. Он очень будет рад вашему приходу. Не будем откладывать на завтра, пойдёмте сейчас.
     В саду, на инвалидной коляске, накрытый тёплым пледом, сидел убелённый сединами пожилой мужчина. Пришедших встретил тёплым рукопожатием. С лица Эйлина долго не сводил внимательный взгляд. Потом неожиданно задал вопрос:
     - Как твоя фамилия, парень? Не сомневаюсь, что ты ирландец, а впрочем, - и обращаясь к дочери, - Алва, принеси мой старый альбом с фотографиями.
     - Эйлин Мерфи, сэр! Это фамилия моего приёмного отца. Но по матушке я русский, а об отце знаю только его имя...
     - Имя твоего отца - Диглан? Так тебе его назвала мать? - нетерпеливо прервал Эйлина мужчина. - Меня зовут Дуглас Смит, а если она назвала тебе имя Диглан, то это так и есть, парень. Крепкая у них была любовь. Пусть это было всего несколько дней, но каких! Вокруг война и горе, а они забыли обо всём. У него семья, дети, а он голову потерял, ему всё нипочём. Какой же она была красоткой! Твою маму ведь Катенькой зовут? Хорошо говорила на английском, а уж пела, так всю душу выворачивала. Он хотел вернуться за ней. Но когда нас накрыли немцы в открытом море и ему оторвало ногу, а лицо сожгло напрочь, он отказался от своей затеи. В последний свой приезд сюда вспоминал свою Катеньку, жалел, что так сложилась жизнь. Выходит у него там и сын родился...
     - Два сына, сэр Дуглас. У меня был брат, но он погиб в четырнадцать лет.
     Алва принесла альбом. Дуглас нашёл нужную фотографию. Все кинулись рассматривать её. На ней был изображён молодой парень, как две капли похожий на Эйлина. Вернее это Эйлин был абсолютной копией человека с фото, которое было снято много лет тому назад. Те же глаза, те же черты лица и волосы. Несса взяла фото в руки и вглядываясь в черты парня, произнесла:
     - Этот человек очень похож на капитана Мерфи. Я недавно смотрела старые фото в доме сэра Греди. Не зря  говорят, что все ирландцы похожи.
     - Я ещё больше вас удивлю. Фамилия у Диглана тоже Мерфи. Он всегда шутит по этому поводу, говоря об общем родстве всех Мерфи. Как же он будет рад встрече с тобой, мальчик. Рад за друга. Пять лет тому назад он овдовел, дети обзавелись своими семьями, разъехались по разным странам, к отцу приезжают редко. Сына он не видел пять лет, с похорон жены. Старшая дочь даже не приезжала. Младшая живёт в Лондоне, но нет времени навестить отца.
     Эйлин, не таясь, рассказал о своей жизни, о поездке к матери. Старый Дуглас,  не стесняясь, смахивал слёзы, сказав в заключении:
     - Ты сынок не вини мать и не бросай её. Другой не будет. Она была так молода, когда родила двоих. Одной ей было не поднять их. Поезжай к отцу, расскажи ему всё. Он найдёт для своей Катеньки лучшее место в жизни, если она сама того пожелает. Плохо, что пьёт, но от такой жизни и я бы запил. Уходит наше поколение, пережившее все ужасы войны, Эйлин-Юрка. Вам, нынешним, не понять того времени и нашей жизни в нём. Там каждый думал лишь о сегодняшнем дне, потому как завтра для многих не наступало. Большая благодарность твоему приёмному отцу, Греди Мерфи. Может и правда, все Мерфи родственники?
     В Дерри Несса и Эйлин прибыли через три дня. Лан уговаривал пожить несколько дней у него, хотел показать красоты Шотландии, но Эйлин спешил на встречу к своему отцу.
     Такси остановилось у добротного особняка. Калитка в сад была приоткрыта.
В доме не было слышно голосов. На звонок долго никто не отвечал, потом послышались шаркающие шаги, слышалось поскрипывание чего-то. Дверь открыл пожилой мужчина, правая сторона лица была в шрамах. Жестом пригласил пройти в дом. Шёл прихрамывая, опираясь на трость. Пригласив сесть на диван и предложив виски и напитки, стоящие в баре, вопрошающе смотрел на пришедших.
     - Мы ищем Диглана Мерфи. Ваш адрес нам подсказал в Шотландии Дуглас Смит. Он прислал вам письмо с фотографией, - сказала Несса, протягивая закрытый конверт.
     Прочитав письмо, мужчина в волнении поднялся с кресла и сделал шаг к Эйлину, который тоже поднялся с дивана и сделал свой шаг навстречу. Они долго стояли, разглядывая друг друга. Потом обнялись, по щекам Диглана текли слёзы.
     - Я не знал, сын, о том, что ты есть на этом свете. Прости меня за всё. Мне хотелось вернуться к твоей матушке и забрать её. Наша жизнь с женой к тому времени уже была разорвана, но потом, когда я вернулся домой без ноги и с изуродованным лицом, жена решила остаться со мной. Мы прожили много лет, словно чужие. Я любил другую, о которой ничего не смог узнать, она это знала. Мои письма не возвращались и я решил, что Катенька испугалась моих проблем.
     Несса попросила Эйлина вызвать такси и поехать в гостиницу. Вид у неё был очень усталый с дороги. Но Диглан стал уговаривать остаться у него. Несса первой согласилась и тут же удалилась в комнату.
     - Думаю, Эйлин, ты скоро станешь отцом. Это будет первенец?- отметил Диглан.
     Они проговорили до самого утра. Отец плакал от услышанного рассказа.
Благодарил судьбу за последний подарок в жизни. Уговаривал сына забрать мать сюда, к нему. Пусть с мужем, но чтобы не жила она в тех ужасных условиях.
     - Дом у меня большой, я состоятельный человек. Пусть хоть немного она поживёт в нормальных условиях. А муж... найдётся и для него дело и место.
     Отец и сын строили планы на будущую жизнь, а там, в далёком селе на берегу реки Инги, судьба распорядилась по-своему. Напившись водки с утра мать с отчимом уснули крепким сном. Дверца печи открылась, горящая головёшка выкатилась и случился пожар, в котором погибли оба. Эту новость сообщил телеграммой Андрей, принявший участие в похоронах вместе с приехавшим Юркой.
     Диглан Мерфи пережил свою Катеньку всего на полгода. После полученного известия его словно подкосило. Эйлин хоронил отца один, дети не приехали, сославшись на занятость. Адвокат Диглана сам продал дом и разделил наследство на троих, перечислив суммы на счета в банке. Эйлин-Юрка никогда не встречался с ними. У них с Нессой родились близнецы. Назвали их Дигланом и Греди. Семья Мерфи пополнилась двумя мужчинами. Капитан Мерфи прожил долгую жизнь. Внуки очень любили своего деда, часто гостили в его доме, который наполнялся радостными голосами, когда вся большая семья собиралась вместе.