О целях в жизни коллектива

Михаил Грабиленков
Мы живём в трудное время. Повсюду видны грозные признаки углубления кризиса цивилизации, основанной на индивидуализме и конкуренции, борьбе всех против всех. Поэтому неудивительно всё более частое обращение к анализу причин самой большой катастрофы двадцатого века - распаду Советского Союза.
Как и в случае любого сложного социального явления, существует много тесно переплетённых причин этого катаклизма. Ведь это было не просто поражение великой страны в сражении с противостоящим врагом. Это было поражение, пусть даже временное, великой идеи, значимой для всего человечества. Речь идёт об идее построения общества социальной справедливости на основе коллективизма, сотрудничества в общем деле, общности труда и интересов. Что же привело к катастрофе, чего не учли, в чём ошиблись руководители и граждане великой страны?

Как это часто бывает, ответ буквально находится перед глазами, но люди его не видят. А ведь одна из главных причин, сыгравших важную роль в разрушении Советского Союза, ясно обрисована в одном из самых удивительных произведений советской литературы - «Педагогической поэме» Антона Семёновича Макаренко. В советское время эту книгу читали многие. Но почему-то очень немногие увидели отражённую в ней социальную закономерность, пренебрежение которой впоследствии послужило одной из причин катастрофы великой страны. Поясним сказанное подробнее.
В очерке «Уроки  Мартина Идена» мы говорили о важности значимой цели в жизни отдельного человека. Но большая цель важна и в жизни любого коллектива.

Колония имени Горького, о которой идёт речь в «Педагогической поэме», была организована в 1920 году. Страна лежала в руинах, разорённая мировой и гражданской войнами. Да гражданская война ещё и не закончилась. Сотни тысяч беспризорников кочевали по стране в поисках пропитания и крыши над головой. В этих тяжелейших условиях советская власть приступила к созданию условий для нормального развития беспризорных детей и подростков. Перед педагогами была поставлена задача огромной сложности: воспитать новых людей, которые будут строить общество социальной справедливости. А как на практике решать эту задачу, никто не знал. Она раньше никогда так не ставилась.

Из какого же материала предстояло воспитывать нового человека в колонии имени Горького? Почти все, кого присылали в колонию, были малограмотны. Будущие колонисты прошли через тяжёлые жизненные испытания, вынесли из них много вредных привычек. Они были лишены возможности нормального человеческого развития, того главного, что должны получить дети и подростки, чтобы стать людьми. И дети несли в себе глубоко затаённые обиды на злодейку-жизнь, которая обрушила на них тяжкие бедствия и несправедливо нанесла им страшные душевные раны.
В колонию присылали также бывших воров, продавцов краденного, несовершеннолетних проституток, содержателей «малины». Иногда среди них оказывались уже закоренелые воры и бандиты.
На первых порах старые привычки почти каждую неделю прорывались хулиганскими инстинктами и отвратительными поступками отдельных колонистов, влекущими за собой цепи тяжёлых последующих событий. Растущий коллектив бывших беспризорников, как и любой живой организм, время от времени поражали болезни. Бороться с всплесками старых инстинктов было трудно, поскольку подростки, прошедшие тяжёлую школу жизни, умели всё делать тайком.
И из этого «материала» надо было воспитывать новых людей общества справедливости.

Выделяемых государством бюджетных денег хронически не хватало, и колонисты, вместе с воспитателями, часто жили впроголодь. Самоотверженная работа воспитателей колонии оказывала решающее влияние на колонистов. Воспитатели работали вместе с колонистами, вместе с ними питались и голодали. Но педагоги колонии верили в возможность построения новой жизни, делились с бывшими беспризорниками своими мечтами, говорили о героях революции, читали воспитанникам произведения Горького, рассказывали о его жизни. Убеждённость и вера этих подвижников постепенно захватывала колонистов.

И в первых воспитанниках колонии имени Горького эти педагоги-подвижники смогли зажечь мечты о светлой жизни, которую колонисты построят собственным трудом. Молодёжь поверила в возможность созидания счастливой жизни, возвышающей человека. Жившие в неуютных холодных казармах, бывшие беспризорники мечтали о светлых, красивых и удобных комнатах. Обматывая ноги тряпками, они мечтали о хорошей обуви. Они мечтали стать лётчиками, инженерами, докторами.

Мечта, если это действительно мечта о чём-то высоком и достойном, - великая сила. Известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, посетивший Россию в 1920 году, назвал «кремлёвским мечтателем» Владимира Ильича Ленина, который видел разрушенную и разорённую мировой и гражданской войнами Россию «электрической», процветающей страной. Но ведь это была не просто мечта. За ней стояла убеждённость в истинности избранного пути, вера в могучую силу идеи, способной поднять людей на борьбу за построение общества социальной справедливости. Поэтому ленинская мечта была превращена в реальность, несмотря на громадные тяготы последующих десятилетий напряжённого труда и войны со страшным врагом.

В труднейших условиях двадцатых годов страна не могла выделить достаточных средств для содержания колонии. Требовался напряжённый труд самих колонистов. 
В жизни есть много работ тяжёлых, вызывающих усталость и болевые ощущения в теле. Есть работы неинтересные и неприятные. Есть работы, требующие терпения и сосредоточенности. Поэтому формирование привычки к труду, а тем более потребности в труде – задача не из лёгких. В педагогических явлениях вообще нет простых решений уже потому, что сам растущий человек невероятно сложен.
Преодоление педагогических и психологических трудностей требует сложной педагогической техники. При этом каждый отдельный случай требует особого подхода, особенных педагогических приёмов и инструментов. А при недостатке знания такая техника может быть выведена только из опыта.
Поэтому работа настоящего воспитателя и учителя всегда была и будет творческой. Педагогическая деятельность требует свободы и инициативы, которые невозможны в условиях жёсткого административного принуждения. Принуждение в воспитании и образовании всегда вызывает сопротивление личности.

Макаренко искал мотивы к труду в коллективном интересе, изучал формы организации такого труда, стремился понять психологию человеческого усилия. Сложность была в том, что наука того времени не располагала необходимым для решения этой проблемы знанием. Впрочем, такого знания недостаёт и в наши дни. А практического опыта организации свободного коллективного труда не было в двадцатые годы прошлого века, как его не хватает и сейчас. Поэтому и в наше время поиски и опыт, описанные в «Педагогической поэме», имеют большую ценность.

Время шло. В процессе совместного труда и мечтах о лучшей, настоящей жизни, в которой должны расти будущие инженеры, доктора, лётчики, формировался коллектив, воодушевлённый высокими целями. Дни наполнились совместным трудом, смехом, шутками и учёбой. В свободном труде расцветали творческие силы колонистов. Они познавали счастье борьбы за великую идею построения справедливого общества.

И наступило время, когда, неожиданно для всех, колония разбогатела. Экономя на всём, даже на еде и одежде, колония покупала породистых коров, свиней, сельскохозяйственный инвентарь. Появилось и росло стадо симментальских коров. Стадо породистых свиней было признано образцовым по племенной чистоте. Свинарня, ставшая настоящей лабораторией, приносила большой доход.  Большой доход давала и мельница, восстановленная колонистами. На зиму заготавливались огромные запасы кормов – картошки, свёклы, тыквы, кукурузы.
Была куплена хорошая новая мебель. Колония преобразилась, стала красивой и уютной.  Везде были разбиты прекрасные цветники. Появился даже свой театр. Уже все были сыты и не испытывали нужды в одежде.
Но начали появляться воспитанники, которым стало не интересно в колонии. Появились рецидивы уродливых, антиобщественных поступков. Почему?
Постепенно Антон Семёнович Макаренко начал осознавать удивительный парадокс.
Коллектив – сложная форма организации жизни людей. Коллектив, и, особенно, детский коллектив, должен обязательно расти, видеть впереди лучший завтрашний день и стремиться к нему, весело и радостно прилагая усилия в общей работе.
Объединение людей в разнообразные коллективы и сотрудничество между людьми – необходимость, диктуемая законами развития, законами эволюции. Самая большая ошибка Чарльза Дарвина состояла в том, что он в своей теории эволюции не учёл влияние среды на развитие и наследственность живых организмов, не увидел в природе примеров проявления сотрудничества. Из этой ошибки проистекали и его ошибочные выводы о выживании «лучших» в жестокой борьбе всех против всех за лучший кусок.
Новейшие открытия в науках о мозге и наследственности ясно показали ошибки Дарвина и его последователей. Но теории эволюции – особый большой вопрос, который не умещается в этом кратком очерке.
Однако, чтобы понять ошибку Дарвина, достаточно вспомнить, что объединение и сотрудничество микроскопических одноклеточных организмов привело к созданию сложнейшего мира многоклеточных живых существ и стало громадным шагом в эволюции.
Даже крохотные одноклеточные нашли, на основе сотрудничества, пути объединения в сложнейшие многоклеточные организмы. Тем самым сознание земных существ, пройдя путь от примитивных скоплений клеток, действующих совместно, до высших животных и человека, было поднято на неизмеримо более высокий уровень, чем сознание одноклеточных. Теперь люди, существа, наделённые разумом, должны найти формы сотрудничества, которые позволят человечеству шагнуть на ещё более высокие уровни сознания.
Имеющийся духовный опыт человечества позволяет говорить о возможности столь великого духовного подъёма, что переход от витального (жизненного) сознания высших животных к ментальному (умственному) сознанию человека покажется не слишком уж значительным достижением. Но это отдельный большой вопрос, который требует обстоятельного рассмотрения.

Макаренко осознал удивительный парадокс. В колонии сложился мощный коллектив, а достойных целей для него не было. Развитие коллектива практически остановилось. Почти два года вокруг были те же поля, та же столярная мастерская, те же повседневные заботы. Ребята начали скучать. Назревал кризис.
Антон Семёнович понял великую истину: в жизни коллектива не должно быть остановки. На место достигнутой цели должна быть поставлена новая цель, высота которой способна зажечь коллектив, пробудить в людях энергию и инициативу. Нужно какое-то очень большое дело, требующее совместных усилий.
Это всеобщий закон развития. Наш мир так устроен. Отдельный человек поднимается в своём развитии, прилагая усилия для преодоления трудностей. Его мозг и его психика формируются и развиваются в процессе преодоления препятствий, которые стоят на пути к значимой цели. Если цель, захватывающая человека, отсутствует, развитие резко тормозится, а то и останавливается. Останавливаясь в развитии, человек начинает деградировать и отбрасывается назад. Эта закономерность проявляется и в жизни коллектива.

Какая же цель смогла увлечь воспитанников колонии имени Горького, вдохновить их на новый подвиг? Самая неожиданная.
В то время под Харьковом была детская колония, которая из-за бездарной организации дела была превращена в бандитское гнездо. Постоянно происходили грабежи на дорогах. Процветало воровство и хулиганство. Холодные казармы стояли без дверей, потому что двери пошли на «отопление». Выделяемые бюджетные средства разворовывались. Настоящие беспризорники в холодную погоду сидели на изломанных  кроватях и старались согреться, кутаясь в грязное тряпьё. Старшие отнимали еду и хлеб у младших, заставляли детей воровать и просить милостыню на улицах Харькова. Если дети не приносили денег, их избивали.

Колонистов-горьковцев поразила простая мысль. Как это можно допустить, что триста таких же подростков и юношей, как они сами, погибают в бандитском гнезде, сами вырастают бандитами? Ведь они могли бы стать инженерами, докторами, даже писателями, такими, как Максим Горький.
Колонистов увлекла труднейшая цель: силами сотни с небольшим горьковцев перестроить жизнь трёхсот беспризорников, среди которых были и матёрые бандиты, помочь стать настоящими людьми этим жертвам социальной среды и педагогического невежества. Они не испугались трудностей. Напротив, задача преодолеть, победить трудности, придавала им силы. Они увидели в трудностях свой будущий подвиг и загорелись им.
Итак, в «Педагогической поэме» Антон Семёнович Макаренко в яркой художественной форме показал удивительную закономерность развития человеческих коллективов. Коллектив живёт и развивается только при условии, что перед ним возникают всё более значимые цели, требующие усилий. Цели должны быть высокими, потому что только большие цели способны пробудить и поддерживать в людях энергию и инициативу.
Если вы  не читали эту удивительную книгу Антона Семёновича Макаренко, или читали очень давно, прочитайте её, не пожалеете. Причём надо прочитать именно книгу, а не посмотреть художественный фильм, который, несмотря на ряд достоинств, несравнимо слабее книги.

Итак, для развития человеческого коллектива перед ним должна стоять высокая цель, захватывающая людей. И когда цель достигнута, её место должна занять ещё более высокая цель, вдохновляющая на ещё большие усилия.
Известно, что получилось, когда великая цель построения общества социальной справедливости, в котором ставятся задачи всестороннего развития человека, подъёма его к вершинам культуры, освоения Космоса, была заменена задачей «догнать Америку по молоку и мясу». Резкое понижение целей, на которые были направлены усилия советских людей, до уровня узких материальных задач, послужило одной из главных причин начавшегося упадка, который закончился гибелью социализма.
Выше уже говорилось, что в сложных социальных явлениях действует много тесно переплетённых причин. Поэтому в анализе причин распада Советского Союза должны учитываться и другие факторы. Но среди всех факторов, вызвавших разрушение социалистической системы, одним из главных был отход от великой цели построения общества социальной справедливости, подмена высокой цели обычными задачами материального порядка.

Так что, высокая, значимая цель, возвышающаяся по мере развития человеческой общности, важна не только для развития человеческого коллектива, Такая цель нужна и для развития народов и могущественных государств. История дала яркие примеры деградации и разрушения мощных государств, в жизни которых высокие цели подменялись мелкими и ничтожными. Пример такого крушения могучей империи даёт история Древнего Рима.