Бабушка Варя и Благодатный Огонь. Часть 2

Галина Гостева
 
     «Бабушка Варя, а когда этот злобный Ирод правил?» - пристали мы с расспросами как-то к ней.

     «Дети, он был не только злобным, но еще жестокосердным и кровожадным. Правил он в 39 г.д.н.э. На нем лежит много кровавых злодейств: развязанная война, в которой от рук римлян погибло много женщин, детей и стариков; избиение младенцев в Вифлееме; разрушение Иерусалима и Иерусалимского Храма; преследование и уничтожение всех, кто был не согласен с ним».
 
     « Баба, а почему Иосиф не захотел вернуться в Иерусалим, Ирод же умер?» - продолжали мы расспросы.

     Бабушка, тяжело вздохнув, пояснила нам: « Территорией  Иерусалима после смерти Ирода стал править его сын Архелай, такой же тиран и кровопивец.  От осинки не родятся апельсинки. Вот поэтому Иосиф с семьей и побоялся возвращаться туда, а « пошел в пределы Галилейские и, придя,поселился в городе, называемом Назарет».(1).  Говорят, что 2000 лет назад Назарет был не городом, а небольшим селением, в котором проживало всего несколько сотен человек. Как и в нашем Выселке Польском».

    Неожиданно бабушка Варя, прервав рассказ, заплакала, отвернувшись к окну, и
застонала, словно от непереносимой зубной боли. Ничего не понимая, мы облепили ее со всех сторон и стали гладить по спине и  волосам,  плечам и рукам, пытаясь успокоить ее.

    Только став взрослыми, выслушав воспоминания родителей, и, прочтя в разных источниках о том времени, мы сумели понять, чем были вызваны  тогда  ее слезы.

    Золотухина Варенька родилась в мае 1905 года у рябой любвеобильной кухарки Пелагеи, служившей в купеческой семье Зайцевых в Минусинске. Кто был отцом девочки, Пелагея так и не сказала никому, даже перед смертью от сердечного приступа в июне 1917 года. Соседи шептались, что, возможно, отцом Вареньки был
кузнец-цыган. Уж слишком девочка смахивала внешностью на него.

    Зайцевы оставили 12-летнюю девочку-сироту у себя, считая, что их она не объест, да и польза от нее будет на кухне, как от посудомойки. Они твердо верили в народную мудрость:"Кто добро творит,того Бог благословит". Никифор и Мария  Зайцевы были людьми богомольными и щедрыми. Огромные пожертвования внесли они на возведение Храма Вознесения Господа Иисуса Христа в Минусинске, руководствуясь принципом: жить - Богу служить.

    Вознесенский Храм был освящен в 1911 году, а в 1913 году там уже действовал приход. Поскольку у Вареньки от рождения был изумительной чистоты и звонкости голос, то ее уже с восьми лет определили петь в церковном хоре, на радость Варенькиной матери и на гордость Зайцевым. Казалось, судьба девочки складывалась удачно. Человек предполагает, а Бог располагает.

    Октябрьская революция повернула ее судьбу и судьбу всех жителей России совсем в другую сторону, поставив на новую колею жизни. В конце 1917 года начались гонения новой власти на Русскую Православную Церковь. Эти гонения приняли массовый и ожесточенный характер в 1918 году после издания 23 января декрета   "Об отделении Церкви от государства».

    Произошли тысячные аресты церковных служителей и мирян, принесшие мучительную кончину для многих из них. В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей. Коснулась она и Вознесенского Храма в Минусинске.

    По распоряжению власти в этом храме с окладов икон и риз содрали 28 фунтов 23 золотника серебра в 1922 году.  Это было неслыханным, чудовищным, варварским  актом.

    Никифор и Мария Зайцевы были арестованы и куда-то высланы.Оставшись без благодетелей, испуганная Варенька с одной только холщовой сумкой, в которой лежали: небольшая деревянная Икона Спасителя, тоненькая книжица в мягкой коричневой обложке "Краткий молитвослов", связка церковных свечей, освященных Благодатным Огнем в Иерусалиме, и ладан в кулечке, метнулась, куда глаза глядят, из Минусинска.

    Где пешком, где на подводах по расхлябанным весенним дорогам за несколько дней она добралась до Каратуза. Голодную, обессиленную, грязную девчонку подобрали цыгане. Умыли, одели, накормили, научили цыганским танцам и песням. Она плясала и распевала на рынках Каратуза и близлежащих сел до своего двадцатилетия.
 
     В 1925 году ее приметил пастух Тимофей из Польского Выселка. Чернявая, с миндалевидными огромными карими глазищами, в разноцветных летящих, оборчатых юбках, в цветастом полушалке, перекинутом через плечо, Варенька казалась ему экзотическим невиданным цветком.

     Варе тоже понравился этот невысокий крепыш с русым вьющимся чубом густых  волос. Голубоглазый, с сияющей лукавой улыбкой на лице и с веселыми шутками, да прибаутками в речи, он сумел уговорить цыган отдать ему ее в жены. Они согласились на это, получив от него выкуп: корову с годовалым бычком.

     Вот так Варя и оказалась в Выселке Польском в 25 километрах от Каратуза.  Родила Тимофею 4 детей: сыновей Кирю и Ваню, дочерей: Аню и Машу.

    За эти годы  страна пережила немало горя и бед. Аресты и расстрелы повсюду
 продолжались вплоть до 1941 года. Наиболее страшными оказались 1937-1938 годы.

     В начале 1937 года прошла перепись населения СССР. По предложению Сталина в нее был включен вопрос об отношении к религии. Все граждане, начиная с 16 лет и старше, обязаны были ответить на него. А таковых в стране проживало 98,4 миллионов человек.

      К негодованию власти верующих оказалось более половины, в том числе православным из них был каждый четвертый человек.

     Не получилось строительства безбожного государства. Репрессивные методы потерпели крах. Ни лагеря, ни каторжные работы, ни расстрелы, ни мученические смерти не смогли сокрушить православие. Выдержать все гонения верующим помогал завет их предков: " Не бойся никого, кроме Бога одного". В большинстве своем население сохранило свои национальные духовные корни.

     Репрессии  снова не замедлили обрушиться на священников и мирян. В ноябре  1937 года, испытывая жуткий страх перед доносом, Варвара и Тимофей все же  приютили у себя в доме Моциевскую Катерину с двумя малолетними детьми: Янеком и Машей. Муж и свекор Катерины были арестованы, а затем и расстреляны за контрреволюционную агитацию. Катерина осталась без жилья и без имущества.

   Через много лет она получила бумагу о том, что мужа и свекра реабилитировали. В 1949 году в возрасте 18 лет Янек женился на Анне, дочери Варвары, и на свет появилась я.

   Только за 1937 -1938 годы  было арестовано 165200 священнослужителей и 106800 из них были расстреляны.

     Храмы продолжали закрывать и разрушать. С Вознесенского храма, в котором пела девчонкой наша баба Варя, еще в 1929 году сняли 6 колоколов. Самый большой колокол весил 1152 килограмма, а остальные были весом от 200 до 500 килограмм. Храм закрыли.

     В 1930 году Храм превратили в кинотеатр, а в 1942 году – в зернохранилище.   С 1960 года в нем  была размещена продуктовая база. Но ни вандалам, ни времени так и не удалось разрушить Храм Вознесения Господа Иисуса Христа. Уже в наше время началось восстановление Вознесенского Храма.

    Когда я, уже будучи школьницей-старшеклассницей, в 60-ые годы узнала обо всем  этом от бабушки Вари, то на ум мне пришла молитва, читаемая ею всегда перед сном: «Ослаби,  остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец».

   Прости нас, неразумных, Господи. Не ведаем, что творим. Прости и помилуй!

   Примечание.
 1. Ев.от Матвея 2: 22-23. 

               Продолжение следует.http://www.proza.ru/2018/02/17/752