Ужин Любви

Павел Цуман
"Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их." Евангелие от Иоанна 13:1

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." Ев. Иоанна 13:34-35


В наше время христиане далеко ушли от образца Вечери Господней, оставленной на страницах Священных Писаний, хотя авторы евангелий достаточно подробно написали о том, что произошло в тот вечер.

Динамика повествований о жизни Христа, резко сокращается, по мере приближения к Его страданиям, и в мельчайших подробностях евангелисты описывают последние дни Спасителя. Например: в Евангелии от Иоанна 21-а глава; уже с 12-й (а это примерно середина) автор описывает шесть последних дней Христа на земле. Это важно!

Чтобы лучше понять как происходил Ужин Любви, нужно мысленно перенестись в 1-й век нашей эры, попытаться нарисовать в воображении картину тогда происходящего, представить в своём сознании атмосферу того Ужина Любви.

Мы с вами привыкли смещать акцент на страдания Спасителя. Но посмотрите, на что обращает внимание Христос. Он не сказал: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете вспоминать Мои страдания. Не так!  Удивительно: ученика Христа можно узнать по наличию широкого сердца.

Итак, можно сформировать основной тезис учения Нового Завета: учение Христа - это учение любви. Быть учеником Христа - значит учиться любить.


Муж с женой прогуливались по парку. Муж говорит:
- знаешь о чем поет эта птичка?
- Не знаю.
- Я тебя люблю!
Идут дальше... жена говорит:
- а знаешь что эта поет?
- Что?
- Докажи на деле.

О Христе Иоанн свидетельствует что Он "явил делом". Спаситель не только говорил о любви, но и показал пример: "Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам." Ев. Иоанна 13: 15


Что значит любить? Или как Иисус явил делом?

СЛУЖИТЬ. Христос умыл ноги. Ноги - символ хождения. Мы не можем быть безошибочными, поскольку живём во плоти. Кто ничего не делает, тот не ошибается. Все же живые люди способны "пачкаться ". Каждый человек это делает!!!

Своим поступком Христос показывает как велик Тот, кто служит. Отнюдь величие человека измеряется не числом тех, кто ему служит, но которым он послужил (либо сделает это). Отличительная черта дела Христа - служить. Для нас с вами это кажется несколько унизительно.  Он же этим средством покорил многие сердца и приобрёл Себе славу!

Христос, по воскресении своём задаёт вопрос Симону: любишь ли ты Меня? Бог ждёт от нас любви. Кстати, Симону Христос сказал: паси овец Моих (после вопроса о любви). А это Божий народ. Забота друг о друге, проявление любви.

Наша с вами любовь к Творцу выражается в служении к людям. "Возлюбил Своих сущих в мире..." Свои - это те, кто всегда рядом со мной. Мы можем протестировать свою любовь к ним. Часто бывает наоборот: вместо того, чтоб убрать грязь с человека (умыть ноги), мы наоборот "поливаем" его ею, вешаем не стесняясь ярлыки, этим самым пытаясь показать своё превосходство. Унижая другого, человек пытается показать себя в хорошем свете. А Христос не так: Он, великий Учитель и Бог, Творец вселенной, наклоняется к ногам творения, наклоняется к ногам своих учеников с тем, чтобы убрать дискомфорт уличной грязи. Как это красиво!


Иисус знал все наперед. В 13-й главе Иоанн эту мысль не раз подчеркивает: "Иисус, зная…" Он знал об отречении Петра и о том, что все ученики разбегутся в эту ночь от Него. Он знал о предательстве Иуды, тем не менее, как ни в чем не бывало, омывает и ему ноги. Он не брезгает им, не обзывает, это мы даже представить не можем. Иисус даёт предателю шанс на спасение. Ни одного упрёка, наоборот – проявляет ему большую любовь.

Умыв ноги, Иисус объяснил преподанный на практике урок: " и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример..." В некоторых церквах ставят тазики и умывают друг другу ноги. Это ли имел ввиду Спаситель? Думаю, эти слова можно объяснить так: не словом, а делом! Вот в чем пример!
Настоящая любовь выражается не в словах: в служении, жертве собой, своими временнЫми ресурсами...


А любовь, вед не только волнение
И прогулки при свете луны.
Это жертва и самозабвение
Когда "я" растворяется в "мы". (А. Р.)


Папа оплачивал учебу дочери в институте. Училась в другом городе. Отцу пришлось продать квартиру. Он, в прошлом военный, вынужден был скитался и жить где придется. Все ради дочери. А дочь даже и не знала, что папа продал квартиру, ради её образования. Девочка не раз хотела приехать, но папа говорил: зачем, доченька тебе ехать?! Давай лучше я к тебе приеду. Сколько пожертвовал отец для дочери!.. Это большая любовь!!!

Вернемся к трапезе любви. Иоанн говорит, что Христос до конца возлюбил их. Что значит до конца? Вместо того, чтоб выгнать Иуду с вечери,  Он ему не только умыл ноги, но и накормил. Представляете?! Знать, что человек тебя продаст за копейки и подавать ему еду... Свой хлеб! "Ядущий со Мною хлеб, поднял на Меня пяту."
"Что делаешь, делай скорее". Уверен, что мы не сможем скопировать ту интонацию, с которой  Христос говорит эти слова предателю.  Ученики ничего не поняли... Кажется ясно, как гром среди ясного неба, а они почему-то не уразумели... Наверное интонация в голосе была божественная, не осуждающая. Сколько любви!!! Океан...

Я уже писал, что мы способны "поливать" грязью. Добавлю: Иуда был достоин получить вместо омовения ног и хлеба, хотя бы подщёчину языком (словесный удар), но ни на что подобное даже не было намёка. Представляете, что бы случилось, если бы Христос начал как-то стыдить предателя, унижать, говорить о нем с сарказмом?! Ой, плохо бы все закончилось. Наверное, Петр достал бы меч и... несдобровать Иуде. А Вечеря любви плохо бы закончилась.

А теперь берём прожектор и каждый посмотрим на себя. Похожи ли мы на Христа? Может человек даже мысль плохую о мне не допустил, а от меня столько негатива в его адрес, столько грязи летит... Тут наверное справедлива поговорка: кто чем богат, то и раздаёт. А нужно ведь делиться любовью; умыть ноги.

Иоанн на протяжении пяти глав описывает первую, самую настоящую Вечерю Любви. В тот вечер Он преподал Своим ученика много уроков, но в основании всего: любовь! Вы можете почитать эти главы. Увидите неуместные вопросы учеников: плохо они учились. Но Учитель не говорит: учи, учи, а одни двойки. Как преподаватель скажу: больше всего раздражают глупые вопросы. Иисус не раздражался: Он ещё и ещё раз повторял то, чему учил три с половиной года. А в конце ужина помолился. Как это трогательно... Равной этой молитве нет в Библии!
И закончил её любовью: "И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них."

Пусть же любовь Иисуса Христа пребудет в нас!