Как я в университет поступал

Равиль Байбурин
Ещё в бытность мою мариманом, во время заграничных «хождений», мне почему-то вдруг захотелось стать учителем.

И здесь пришла ко мне идея:
В ВУЗ поступать, да поскорее!

Захотелось «сеять разумное, доброе, вечное»…
 
По логике вещей мне, конечно же, следовало поступать в какой-нибудь педагогический институт. 
Но вместо этого, я «намылился» в университет.
Тут следует заметить, что мы в школьные годы с одноклассниками распевали очень популярную тогда песенку о бедном студенте.
И даже не раз под неё танцевали в нашем сельском клубе.
В той песне были такие строчки:
«Предстоит учиться мне в университете».
Наверное, вот та песня детских лет засела где-то в задворках памяти. И со временем повлияла на мой выбор.
Засело где-то в закромах подсознания слово это – университет…
 
Ну и, понятное дело, хотел я поступать только на истфак.
 Потому как с детства обожал историю.
Мне всегда было интересно, как жили люди раньше, о чём они мечтали, за что боролись. Меня интересовало всё. И повседневные заботы наших предков, и их героические поступки, их земные радости и их печали. Мне хотелось больше узнать о тех, кто сражался и умирал за свободу, за счастье людей.
Мне нравилось окунаться в историю.
И когда я читал исторические повести и романы, забывал обо всём на свете.
И перед моим взором проходила борьба Правды и Лжи, Добра и Зла.
 Картины этой борьбы заставляли о многом задуматься, многое узнать и понять…

И в этой моей любви к истории,  в первую очередь, «виноват»  был мой любимый учитель – Хаким абый.
Он читал нам историю и географию.
И был не только хорошим преподавателем, но и хорошим человеком.
 Добрым и справедливым.
Он нам не только отдавал свои знания, но и вкладывал в каждого из нас частицу своего сердца.
И своим примером – своими делами и своим словом - преподавал нам самую трудную на свете науку:  быть ЛЮДЬМИ…

* * *

 И вот когда я окончательно утвердился в желании стать учителем истории, меня уже ничего не могло больше удерживать на флоте.
Не смогли удержать:
-    ни приличные деньги, ни валюта,
-   ни новые интересные знакомства,
-   ни бесконечная вереница острых ощущений и незабываемых впечатлений.

И вот в 1979 году  моряк, то бишь, я «вразвалочку сошёл  на берег».
Ну и попёрся, «как на буфет вокзальный», на штурм стен Днепропетровского государственного университета.
А конкурс в те годы на истфак, надо сказать, был бешеный – 11 человек на место…

1-й экзамен был по истории СССР.
Уверенный полностью в знаниях своих, я спокойно зашёл в аудиторию, вытащил билет и начал готовиться. Вопросы я знал хорошо. И буквально минут через 5  уже был готов отвечать.
Экзаменаторы внимательно меня выслушали. А потом начали задавать вопросы.
 Причём, что ведь интересно.
Женщина-экзаменаторша спрашивала чисто по истории. И я сходу отвечал.
 А вот мужик-экзаменатор решил «срезать» меня. Наверное, ему не очень понравилось, как я свободно, независимо вёл себя. И давай сыпать вопросы по трудам «вождя мирового пролетариата» - Владимира Ильича Ленина. О чём конкретно речь шла в той или иной работе я, конечно же, знал.
Но ему – этому собаке – цитаты подавай. Я ему что: рожу, что ли, эти цитаты.
Вот и получил я в итоге вместо «5-ки» (на что рассчитывал), как они сказали «4-ку» с плюсом. Но плюс то в ведомость не ставится…
2-й экзамен – немецкий язык.
Справился без проблем.
И рассказал на немецком языке темы.
И переводил с русского на немецкий, а с немецкого на русский.
И ответил на все вопросы (естественно, по-немецки).
Вижу: женщины-экзаменаторши довольны моими ответами. Ну, думаю, «5-ка» обеспечена.
Они берут экзаменационный мой лист и тут видят, что по профилирующему предмету у меня стоит «4-ка».
Переглянулись многозначительно. И выдали мне такое. Мол, всё у меня замечательно. Но вот с произношением немножко не того. Поэтому ставим вам «4 с плюсом».
Я мысленно про себя чертыхнулся и вышел.
3-й экзамен – сочинение.
Тема по «Судьбе человека» М. Шолохова.
Надо сказать, что в школе мы его не проходили. У нас ведь школа была национальная – татарская. И программа по русской литературе немного укороченная. Мы только «Поднятую целину» изучали.
 Но, хвала Всевышнему, в детстве видел фильм С. Бондарчука «Судьба человека». Фильм мощный, тронул до глубины души. И даже через много лет помнил его до мельчайших подробностей.
Благодаря этому, сочинение написал. И получил «4».
Последний экзамен – русский язык и литература (устно).
Справился без проблем. И экзаменаторы, несмотря на то, что по профилирующему предмету стояла «4-ка», поставили «5-ку».
Мне, в итоге, не хватило всего-навсего каких-то несчастных пол бала.
И стены университета тогда выстояли… 

* * *

Пришлось мне временно «бросить якорь» на заводе «Днепрошина».

Жизнь за собою вновь ведёт,
Меня приводит на завод.
Завод зовётся «Днепрошина»,
Покрышки создаёт машинам…

Всего за полгода прошёл путь от ученика до сборщика автопокрышек 6-го разряда.
Числился в передовиках.
Получал большущие по тем временам денежки – до 480 рублей в месяц.
Оплата-то у нас была сдельно-премиальная. Так, по тарифной сетке ставка – 160 рублей. Это при условии выполнения нормы. А норма в нашем цехе (мы делали покрышки для передних колёс трактора «Беларусь») - 87 штук.
Я же собирал за смену 120-130 покрышек (своего рода стахановец). К тому же никакого брака не допускал. Вот за счёт этого и набегали лишние рублики.
К слову. В то же время министр Советского Союза имел зарплату в 660 рублей. То есть, никакой пропасти между простым работягой и министром практически не было.
 И сравните, что мы имеем в «демократической, правовой, социальной» Украине. То-то и оно!

На шинном заводе: 

Обрёл я там своих друзей,
Которых не было верней…

Друзей настоящих – на всю оставшуюся жизнь.
Мы вместе занимались во Дворце спорта «Шинник» дзю-до и карате (кстати, бесплатно), ходили в турпоходы, зажигали на дискотеках, смотрели кинофильмы, загорали на пляже и купались в Днепре…
 
На заводе передо мной открывались лучезарные перспективы: начальник  цеха обещал, если я выполню пятилетку в 4 года, то получу и квартиру, и орден.
А что касается учёбы – «пожалуйста, ради бога, поступай, учись, но только заочно, а мы создадим тебе все условия».

Но я хотел испытать настоящей студенческой жизни.
И потому хотел учиться только на очном.
Поэтому с упорством и упрямством упёртого ишака, продолжал своё «гиблое» дело...

* * *

Пошёл на 2-й штурм.
И снова неудача.
Промашка вышла. Обидно, понимаешь ли.
А ведь как красиво всё начиналось…
Историю сдал на «5».
Немецкий язык - тоже.
Все абитуриенты, которые жили в общаге, говорили, что я уже практически поступил.
И взбрело же мне в голову, идя на 3-й экзамен – сочинение по русской литературе – подстраховаться.
Сделал шпору с цитатами из разных произведений.
А надо сказать, что до этого я никогда в жизни шпаргалками не пользовался. Я не знал, что это такое шпоры, и с чем их едят.
Потому первая же моя попытка воспользоваться ими, закончилась, естественно, сокрушительным провалом.
Экзаменаторы сходу заметили мои неумелые поползновения.
Ну и попросили отсель.

 Как пел Высоцкий:
«Сам виноват и слёзы лью, и охаю…»

* * *

Но я не из тех «кто не доплыл и в волны лёг».
И свято верил в то, что «в мире нет таких вершин, что взять нельзя!»
В конце концов, Фортуна – эта капризная, своенравная  дамочка – повернулась всё же ко мне передом.
И вот, с 3-й попытки, оборонительные укрепления «Храма науки», наконец-то, не выдержали.
Не устояли перед моим решительным натиском.
 Сдались на милость победителя…

 А случилось это счастливое для меня событие в 1981 году.

Великовозрастный детина - шёл мне тогда не много, не мало, а 27-й год - стал студентом истфака ДГУ.
Радости моей, понятное дело, не было предела.

 И я, как в омут, с головой окунулся в эту пятигодичную бучу…

О ДГУ немало сказано,
С ним в жизни много чего связано:
Пять самых лучших в жизни лет,
Ещё и высший школы свет;
Колхоз, раскопки, стройотряд,
И девушки любимой взгляд…

* * *

Как говорится: «Всё, что делается – к лучшему».
И я очень рад, что не сразу поступил в университет, а только с 3-й попытки.
Ведь за два года, что были  потрачены на штурм неприступных стен ДГУ, я успел поработать на заводе.
Успел, так сказать, побывать в шкуре рабочего.
Успел узнать, как он – советский пролетарий – живёт. И чем он дышит.
Обогатил,  так сказать, свой жизненный опыт.

И, самое главное, встретил там настоящих друзей – Валеру Симонова, Володю Адмакина, Олега Ковалёва, Лёху Метлицкого, Валеру и Саню Яремчуков.

И к тому же, попал на курс, который был самый дружный, самый сплочённый, самый сильный. Одним словом, лучший из лучших.
И таких студентов, как мои однокурсники, не было ни до нас, ни после нас…
 
А ещё в стенах нашего «Храма науки» на истфаке встретил я свою Любовь.
Настоящую, большую, светлую.
Встретил колдунью мою золотую - мою единственную и неповторимую Танюшу…

А если бы я поступил сходу, с 1-го раза, кто его знает, как повернулась бы жизнь моя.
Поэтому я благодарен Судьбе, что она так устроила…