Судьба, случай и свобода воли

Вячеслав Тихомиров
Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. (древняя мудрость)

"Самое дорогое у человека - это жизнь.
Она дается ему один раз, и прожить ее надо так,
чтобы не было мучительно больно
за бесцельно прожитые годы, чтобы
не жег позор за подленькое и мелочное прошлое ..".
«Н.Островский»

    Жизнь человека можно определить как период времени от рождения и до смерти, в котором с человеком происходят события, которые между собой разнятся по фактору происхождения – зависят от воли человека и являются результатом его разумной деятельности, либо не зависят от воли человека и являются результатом стечением закономерных обстоятельств или результатом действий иных факторов (людей, природы и так далее) - судьбы.
   Жизнь человека, как правило, насыщена всевозможными событиями, которые преломляясь в сознании человека, заставляют его постоянно размышлять – происшедшие события это судьба, случайность или результат принятых или непринятых человеком осознанных (правильных или неправильных) решений.
   Размышляя о своей жизни человек иногда пытается понять насколько он зависит от внешних обстоятельств жизни и насколько самостоятелен в принятии решений, которые впоследствии отражаются в его жизни результатом жизни.
   При этом в своих размышлениях человек постоянно пытается осознать: так что же такое его жизнь – это неизбежность, определяемая как судьба; как совокупность случайностей или результат правильных и неправильных решений принятых самим человеком и сформировавших его жизнь.
   Или жизнь человека совокупность и сочетание всех трех явлений – судьба, случай и воля человека.
   Как сочетаются в жизни человека все три явления, фактора, если они действительно имеют место, что больше или меньше влияет на участие в жизни человека каждого из указанных трех явлений, факторов.
   Или есть еще иные явления, факторы, которые влияют на течение и результат жизни человека.
   1.Большинство людей, а может и все, так или иначе, употребляют в своей жизни слово судьба.
   При этом, как правило, каждый вкладывает свой смысл в содержание этого слова, но большинство, употребляют это слово как синоним неизбежности, смиряясь или оправдывая тем самым обстоятельства своей или чужой жизни в связи с которыми они использовали это слово как термин, определение.
   Однако многие не задумываются, насколько они имели право употребить данный термин к обстоятельствам жизни, неизбежность которых, по их мнению, напрямую или косвенно связана с термином судьба.
   Как определяют суть, содержание термина «судьба» энциклопедии (в том числе Википедия):
   «Судьба - совокупность всех событий и обстоятельств, которые влияют и не могут не влиять на бытие человека, народа и тому подобное.
   Судьба; — неразумная и непостижимая совокупность всех событий, обстоятельств и поступков, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум, доля; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества.»
   Проще говоря, судьба это то, что существует помимо нашей воли, разума человека, как некая предопределенность событий и обстоятельств, это то, что влияет в первую очередь на нашу жизнь и определяет ее течение, развитие, завершение.
   И, действительно, если мы проведем простейший анализ своей жизни и событий, происходящих в ней со дня рождения, существовало, существует и будет существовать громадное количество факторов, явлений и событий, поступков иных людей и явлений природы, которые мы не только не в силах предвидеть и предугадать в тот или иной момент, но и не можем зачастую воздействовать на них, изменить их и защитить себя от воздействия этих факторов и явлений, то есть скорректировать их воздействие на нас, на нашу жизнь.
   Ну, например, мы не можем изменить ничего, связанного с нашим рождением – место и время рождения, родителей, свои генетические особенности, обстоятельства предшествующие нашему рождению и так далее.
   Мы ничего не можем изменить с аналогичными явлениями, которые произошли с близкими нам людьми (не родственниками) и повлияли на их жизнь, предопределив ее течение.
   Если говорить о человеке как совокупности души и тела, то душа – это тот фактор, который заложен в нас при рождении с определенным базовым уровнем, но на который мы можем в течение жизни осознанно воздействовать, меняя его (развивая или деградируя).
   Между тем, в судьбе, как совокупности всех событий и обстоятельств, следует выделить события и обстоятельства, различающиеся по происхождению:
-  не зависящие от воли самого человека и от воли иного разума;
-  являющиеся проявлением воли и разума иного человека;
- совершенные и инициированные человеком, но без его осознанного участия;
-  происшедшие с человеком и (или) в сфере его жизни, но явно инициированные чьей то иной разумной волей (вариант - божественный промысел).
   2. Очень часто мы слышим, да и говорим сами – это случилось, это случайно, это случай. Обычно таким словом, термином мы обозначаем некое событие, которое произошло внезапно для нас, помимо нашей воли, которое мы не предвидели, а может и предвидели, но рассчитывали, что с нами это не произойдет.
   Как определяют этот термин словари:
Философский словарь:
   «Наступление непредвиденного, непредполагаемого события и особенно его не  предусмотренное заранее совпадение с другими событиями.
   То, что часто изображается как случай, вообще говоря, есть цепь непознанных или недостаточно хорошо познанных причин и следствий.»
Викисловарь:
  «Случай- это то, что случилось, событие; происшествие (обычно непредвиденное).»
   Словарь Даля:
  «Случай или случайность, безотчетное и беспричинное начало, в которое веруют отвергающие провидение.»
  «Чёрный лебедь» (автор Нассим Николас Талеб) — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия.
   Согласно критериям, предложенным автором теории:
1. Событие является неожиданным (для эксперта)
2. Событие производит значительные последствия
3. После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым.
   С точки зрения автора теории практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры — это Чёрные лебеди.
   Примерами «Чёрных лебедей» являются развитие и внедрение Интернета, Первая мировая война, развал Советского Союза и атака 11 сентября. Талеб также отмечает, что человечество неспособно успешно прогнозировать своё будущее, а уверенность в своих знаниях опережает сами знания и порождает феномен «сверхуверенности».»
   Между тем, древняя мудрость гласит, что случайность это непознанная закономерность.
   Правда возникает ряд вопросов: закономерность чего, для кого, в чем, как формируется и почему проявляется неявно для человека (или человечество не готово к этим знаниям), кто управляет этой закономерностью или она проявляется сама в силу еще непознанных нами законов физического мира.
   3.Человек, как разумное существо, стремится подчинить окружающий его мир своей воле.
Википедия:
  «Воля, как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия: Воля (психология)—свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками.»
   Человек не был бы человеком, если бы не стремился во всем видеть свое право на принятие решений и совершение поступков (действий), последствия которых он заранее предвидит, то есть управлять своей жизнью в необозримом будущем.
   Вместе с тем человек не Господь Бог, не существо, обладающее изначально не только знаниями о своих возможностях безотчетно и бесконечно управлять своей жизнью и жизнью других людей, но и возможностями совершать действия, которые осознанно, в любой момент по воле человека, могут изменить его судьбу и (или) судьбу других людей.
   Таким образом, мы приходим к выводу о том, что человек существует в мире, в котором с человеком происходят события, предопределенность  совершения которых зависит от судьбы, случайностей и воли человека.
   Анализ жизни любого человека приводит нас к выводу о том, что все три указанных явления существуют независимо друг от друга, происходят и имеют место в жизни каждого человека и влияют на нее.
   Вопрос в том, может ли человек воздействовать на судьбу, предвидеть случайности и исключить их из своей жизни и насколько человек может своей волей и разумом корректировать (изменить) судьбу и случайность.
   Рассматривая выше судьбу и случай мы увидели, что указанные явления существуют независимо от воли человека, зачастую вне человека, а если и в человеке, то человек не всегда знает об их наличии и влиянии на его жизнь.
   Так, например, человек мог родиться с какими- то патологиями, которые влияют и определяют его дальнейшую жизнь (патологии сердечно – сосудистой системы, физические качества – рост, конституция и так далее).
   Указанные явления, очевидно, следует отнести к разряду судьбы – происхождение, данность этих явлений (качеств) существует независимо от воли и желания человека).
   Между тем, имеется много случаев когда человек, понимая свои врожденные качества как отклонения от стандарта, включая свои психо – волевые свойства, так строит свою жизнь в которой он не чувствует себя не только не обделенным в чем то, более того, он может в чем то превзойти людей, не имеющих патологии, но не стремящихся своей волей и разумом компенсировать свои недостатки или использовать имеющиеся у него достоинства, чтобы создать себе жизнь, которая отвечает его интересам и желаниям.
   И уже в это ситуации возникает вопрос: что это - судьба (предопределенность)?
   Именно с этими врожденными качествами человек должен был прожить ту жизнь, которую прожил, изменяя заложенные свойства и качества, именно для этого человек родился с дефектами?
   Или человек невольно изменил свою жизнь своими волевыми усилиями с помощью разума, или это совпадение случайностей, которые возникли помимо воли человека или это и есть судьба – родиться с аномалиями, но преодолевая данное судьбой при рождении сформировать свою судьбу по своему сценарию?
   Может ли человек, анализируя все происходящее с ним пытаться построить свою жизнь таким образом, чтобы череда случайностей, основанных на непознанных (не выявленных) закономерностях дала человеку основание полагать, что он, человек, не является игрушкой в руках судьбы, а в состоянии управлять своей жизнью и будущим, основываясь на свободе своей воли.
   Попробуем понять, что двигает человеком, когда он начинает пытаться управлять своей судьбой, выискивая в череде случайностей возможность с помощью своей воли внести изменение, которое, по его мнению, изменит его жизнь к положительному (благоприятному) исходу или направлению.
   Очевидно, что в этой ситуации проводя анализ, человек приходит к выводу, что выбранный им способ изменения случайностей либо подсказан ему извне, либо является стечением ряда закономерных явлений, которые подталкивают человека именно к указанному решению, но тогда это и есть судьба?
   Но тогда мы возвращаемся к выводу о том, что выбранный человеком способ изменения жизни является элементом в череде случайностей, так как к указанному выводу (способу изменения жизни) человека приводит как минимум вся его предыдущая жизнь, в которой он получал знания и опыт для предстоящего решения. Вместе с тем, опыт тысячелетий свидетельствует о том, что человек зачастую самостоятельно не способен выявить все закономерности в череде случайностей и, учитывая выявленные закономерности, отрегулировать свою жизнь лучшим образом.
  К сожалению это, очевидно, действительно невозможно.
  Тем более, в жизни каждого человека можно выявить происшедшие явления, которые не должны были и не могли при обычном течении жизни произойти с данным человеком (даже если бы он захотел и попробовал создать предпосылки для проявления таких событий), но они произошли, повлияв на жизнь человека в обозримом пространстве положительным или отрицательным (для него, по его мнению) образом.
   В своей работе «Психология и космология возможного развития человека»  Петр Успенский в конце 19 начале 20 века писал:
«Нам нужно понять, что человек ничего не может делать.
   Но он этого не осознает и приписывает себе способность делать. Это первое, что он ложным образом себе приписывает.
   Нужно очень ясно это понять. Человек не способен делать. Все, что, по его мысли, он делает, на самом деле происходит с ним так же, как происходит выпадение осадков или оттепель.»
   В этом случае очевидно можно говорить как о неком факторе целенаправленного и разумного влияния извне – Господь Бог, космический разум и так далее, так и о факторе случайного проявления закономерностей, которые, чередуясь происходят в жизни людей, управляют жизнью людей направляя жизнь одного человека и жизни народов в определенном направлении.
   При этом положительные случайности в жизни человека, народа, очевидно, по аналогии с Черным лебедем, можно назвать Белым лебедем.
   И все же, кто или что и каким образом управляет поступками людей и конкретных личностей, в результате чего происходит не только глобальное изменение в жизни отдельного человека, но и целых народов, цивилизаций.
   К таким примерам можно отнести как людей живших очень давно – Александр Македонский, так и живших в недалеком прошлом – Наполеон, Гитлер, Сталин.
   Биографы этих людей, а также события, которые связаны с поступками указанных людей, свидетельствуют о том, что простым объяснением и свободой воли (разума) указанных незаурядных личностей невозможно до конца объяснить цель и направленность, результат принятых ими решений.
   Александр Македонский, являясь незаурядной личностью своего времени, основываясь исключительно на своих природных данных и социально –экономической обстановке своего времени, не имея дополнительного фактора, который бы способствовал достижения им определенного результата, не должен был бы бездумно, подобно Наполеону и Гитлеру, двигать свои войска к цели, которая не только была недостижима по определению, но еще и губительна для каждого из них и для войска.
   Следует признать, что сами по себе походы указанных трех вождей  (полководцев) в итоге имели определенный результат для развития человеческой цивилизации и народов ряда стран независимо от той цели, которую преследовали эти и иные вожди (полководцы) и которую они в итоге не достигли. Если мы только знаем истинную цель каждого.
   Вспомним мысль мудрецов Индии: цель - ничто, движение – все!
   Именно процесс, движение, даже погубившее в итоге почти всех участников движения, очевидно, является иногда тем, ради чего было начато движение в каждом конкретным случаем, являясь внешне неочевидным, прикрываясь формально надуманными причинами и надуманной недостижимой целью (как вариант – мировое господство, освобождение от тирании и т.п.).
   Как Наполеон, так и Гитлер потеряли основную массу своих армий и сами лично не получили положительный результат, ради которого они, возможно, затеяли свое движение.
   Что или кто их вел на этом пути, что им навязывало принятие этих решений - судьба, случай или свобода воли?
   Или внутренний голос – интуиция, которая диктовала им принятие решений, но не подсказала им по каким- то причинам конечный результат их действий, то есть использовала их «втемную» для каких- то своих целей и по каким- то своим причинам.
   Что поставило их в такую ситуацию, когда выбор был крайне ограничен и можно было принять только одно решение и двигаться только в одном направлении?
   История немецкого народа накануне Второй мировой войны- это история народа, который в основной массе бездумно (безумно) шел за Гитлером на смерть и посылал на смерть своих близких в составе немецкой армии, ориентируясь на некие сиюминутные либо эфемерные цели, не задумываясь и не понимая глобальных отрицательных последствий для себя и своих близких.
   Что было в основе войны – изменения в человеческой цивилизации, которые были достижимы именно таким образом (сокращение человеческой популяции, которую запланировала сама Земля, толчок в развитии общества через передел экономики, мира, развитие науки и техники) или что то иное?
   Может быть Земля живой организм, а мы ее обслуживающая система, которая позволяет ей, Земле, развиваться таким образом, как ей, Земле, кажется правильным?
   То же происходит на простом, бытовом уровне, когда происходящее, вроде негативное событие, спустя время оказывается ключевым, развернувшим часть жизни или всю жизнь человека, группы людей, в новом направлении и новом качестве.  И не всегда отрицательном, негативном для человека.
   Не случайно, очевидно, появилась пословица – не было бы счастья, да несчастье помогло!
   И проявившийся «Черный лебедь» осуществил толчок застоявшегося в развитии общества, инициировал новый этап развития, заставил людей по иному смотреть на окружающий мир.
   Не хочется признавать, что человек не бог, что все происходящее с ним – это судьба, что во всем есть своя предопределенность и у каждого в этой жизни своя Миссия, для выполнения которой он появился на свет независимо от его желания.
   И не каждому дано не только понять это, но даже задуматься об этом.
«О, как мы часто одиноки
И непонятны никому
Какие нам даны дороги
Известно Богу одному!»
   Одно радует, что иногда проходя через жизнь, череду изменений и испытаний, имея не всегда от рождения идеальную базу для начала и развития жизни (родители, генетика, обстановка окружения) человек, развиваясь в этих непростых условиях, внутренне оценивает свою жизнь как дар, понимая, что он тем не менее достойно выполнил свою Миссию.
   И единственная возможность у человека успеть повлиять на свою жизнь – понять смысл жизни и постараться жить исходя из этого понимания.
   Через нравственное осмысления себя и окружающего мира человек способен повлиять как на себя, свою судьбу, так и на окружающий мир, совершая поступки, которые закономерно порождают те или иные последствия, как для человека, так и для окружающих.
   И если человек правильно понимает взаимосвязь своих поступков с результатами своей жизни и понимает ценность и суть своей жизни, то лучшего и желать не надо.
   Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
   «Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом.
   Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий.»  (Л.Е. Балашов. Занимательная философия. М., 2008.) 
   Прежде чем поспорить со мной по изложенной теме сходите на кладбище и посмотрите, сколько умных и талантливых людей не дожили в этой жизни до 30, 40 и 50 лет, подумайте, чем Вы лучше их и почему в этой жизни так все не просто было у них и есть у Вас.
   Задайте себе вопрос - почему каждые сто лет происходит мировой экономический или финансовый кризис и этот кризис неизбежно сопровождается как минимум локальными войнами, а иногда и мировыми войнами.
   Почему последние сто – двести лет происходит резкий рост населения Земли, что это результат хорошей медицины или включены иные, неизвестные нам факторы, к чему это приведет при недостаточности ресурсов воды и пищи?
   А потом мы продолжим нашу дискуссию, если Вы к ней готовы.