Папа, мама и щедрый дядя с

Владимир Бердичевский
                ПАПА, МАМА И «ЩЕДРЫЙ ДЯДЯ С».
Сразу внесу ясность в заглавие:
«папа» - это город Биробиджан, в котором я прожил 28 лет, «мама» – это Одесса-мама –всем известная, в которой я прожил тоже ровно 28 лет, а «щедрый дядя С» - это город Сан- Франциско в котором я уже прожил 24 года. Осталось прожить 4 года для полного соответствия. Правда, моя племянница Лена из Израиля сделала мне лестное предложение -дожить 4 года в Сан-Франциско до полного соответствия, а потом переехать к ней в город Петах -Тикву, где у нее есть собственный большой дом, и прожить там еше 28 лет.
Я согласился.
Почему я решился написать об этих городах, почему я их соединил? Потому, что для моих детей эти города всегда вместе: я – коренной биробиджанец, жена – потомственная одесситка. Доказательством служит упоминание К. Паустовским в книге «Время больших ожиданий» имени деда моей жены – Хаима Серебряного в тексте обьявления в одесской газете 1919-го года, которое дал его сын Ионий, погибший впоследствии под Смоленском в 1941-м году. Привожу это обьявление полностью  по книжному тексту:
-Рухнул дуб!
Умер Хаим Вольф Серебряный.
И его осиротелые ветви- жена, дети, внучки низко склоняются в жуткой тоске.
Вынос тела с ул. Базарная 1.
На самом деле Хаим Гешель Серебряный, по-русски Хаим Гешелевич. Поэтому по еврейской традиции отца моей жены, сына Хаима, назвали Гешель (Гриша).Не буду рассказывать историю потомков Хаима, скажу лишь, что среди них почти 100% людей с высшим образованием, которые сегодня рассеяны по миру, но они есть и в России, и в Украине.
Перейдем к «папе», моему родному городу Биробиджану.
Что интересного могу я рассказать читателю, который никогда не был и не будет в этом сравнительно небольшом городе, очень красивом, но не имеющем туристической ценности ввиду своей молодости и отсутствия хорошей инфроструктуры?
Только о его жителях, кстати, имеющих некоторые отличительные черты. Вот например, из небольшого деревянного дома на 8 квартир без канализации и водопровода, в котором жила наша семья, вышли в мир 11 профессиональных музыкантов, среди них один профессор музыки. И это несмотря на то, что шестеро жителей этого же дома , пятеро мужчин и одна женщина, в 1949-м году  оказались на «дороге смерти» Абакан-Тайшет на долгие 6 лет.  Ученики нескольких школ города превратились в инженеров, ученых, известных спортсменов, есть даже чемпион Европы ,депутат Кнессета. Сегодня население города составляет 75 тысяч жителей.
Впервые я услышал об Одессе 10-го апреля 1944 года, когда в нашу детсадовскую группу пришла заведующая и сказала;
-Дети, сегодня Красная Армия освободила мой родной город Одессу, и заплакала.Потом в город стали прибывать маленькие одесситы-сироты, которых направляли в детский дом для еврейских сирот. Многих потом отыскали родственники и остались в городе.Так появились в Биробиджане одесситы. Надо сказать, что правительство СССР после 1941-го года , особенно, на уровне местных властей, приняло много правильных решений.Например, всемирно известную «Школу  Столярского», инкубатор выдающихся музыкантов, эвакуировали в Новосибирск и Свердловск, обеспечив всем необходимым для жизни и совершенствования своего мастерства. И эти дети не подвели. Завоевали для страны самые престижные награды на международных конкурсах. Кто не знает скрипачей Эдуарда Грача или Давида и Игоря Ойстрахов? Сам Столярский похоронен в Свердловске- Екатеринбурге, на его могиле – памятник, установленный лично Давидом Ойстрахом.
Правильным решением было и отправка выживших детей – сирот еврейской национальности в детский дом в Биробиджане. Родственникам было легче их найти. Я, однажды, встретил в Сан-Франциско пожилую женщину, которую нашли родственники после войны в биробиджанском детском доме. Она с большой благодарностью вспоминала этот детский дом .
Однажды, в институте мой друг Роман показал мне девушку с младшего курса и сказал:
-Смотри, она приехала из Одессы в Хабаровск, чтобы поступить в наш институт!
 Я удивился, но на девушку внимания не обратил. Через несколько лет мы встретились и поженились.
Хочу сказать пару слов о современном Биробиджане. На гербе Еврейской Автономной области- амурский тигр, который обитает в заповеднике Бастак на ее   территории. Всех этих обитателей жители знают по именам: два брата – Устин и Кузя   уплыли по Амуру в Китай. Тигрица Золушка родила двух тигрят, их назвали Принц и Восток.     Тигры  Заветный, Боря, Бастак, Странник, тигрицы Светлая и Илона успешно охотятся, даже, уничтожают волков. Сам Путин следит за популяцией тигров.
Ну, а сама еврейская автономия- один из самых малонаселенных регионов России, но самая первая по смертности из-за отсутствия денег на медицину. Но перспектива есть.
Много десятилетий назад на территории ЕАО было открыто  Кимканское железорудное месторождение. Для его разработки у СССР  не было ни средств, ни желания. Но рядом работящий сосед, который ищет природные ресурсы везде, даже в Африке, а тут – под боком руда, прямо за рекой. Начали, наконец, строить горно-обогатительный комбинат и, одновременно, мост через Амур, прямо рядом с комбинатом. Китайцы свои 1200 метров моста уже построили, 300 метров российских уже начали строить,Потечет российская руда в Китай, а доходы – в казну еврейской автономии. Дай-то Бог!
Вернемся к Одессе.
Сегодня  10 апреля, День освобождения Одессы и, по случайному совпадению, вечный и замечательный еврейский праздник «Пейсах», так называемая в народе еврейская пасха. Моисей вывел евреев из Египта после 10-ти «казней египетских» по разрешению фараона, но фараон одумался и бросился в погоню. Войско фараона догнало евреев у вод Красного моря. Что делать? Евреи стали просить помощи у Бога. В ответ- молчание. Тогда один из евреев по имени Нишон, сказал:
- Ребята, я плавать не умею, но я пойду! – и вошел в воду по самое горло.  Море расступилось, пропустив евреев и сомкнулось на войске фараона. Что отмечают евреи уже тысячи лет подряд?  То, что Бог помогает героям, активным людям, которые не сидят на печи и не ждут, что все исполнится « по щучьему велению, по моему хотению», а действуют.

«Щедрый дядя С».
И вот я в Сан- Франциско, у «дяди Сэма».
Сан-Франциско – богатый город, напоминает Ноев ковчег. Люди разных национальностей и рас, которые много работают, создавая богатства города.Однажды, сел в автобус 38-го маршрута, обратил внимание на то, что все пассажиры – люди, азиатской наружности. Наконец, сел белый американец и уткнулся в телефон. Затем, сели два бездомных безбилетника, тоже белые.
 В то же время в городе проживает множество звезд мирового класса в сфере медицины, науки, искусства и компьютерных технологий. К тому же, подавляющее большинство постоянных жителей имеют высшее образование.
 Кто хочет найти работу – найдет ее. Нужно только захотеть. Перед нами, пожилыми беженцами из СНГ, встала дилемма: сесть на пособие, т.е. на шею государства, для которого ты ничего не сделал, или работать по своим способностям, даже, не зная языка. В святой книге написано, что если человек получает благо, как подарок, это унижает его достоинство, и подобный подарок называется  «нагама-дэ-хисуфа». (постыдный хлеб - на иврите)Многие выбрали второй путь. Мне  учиться было поздно. Поменял множество работ. Брал язык, работая уборщиком в госпитале, затем, водителем, строительным рабочим, менеджером, одновременно, уборшиком в маленькой гостинице, продавцом велосипедов, музыкантом по вызову, Дед Морозом по вызову, клерком, затем инспектором на выборах, переводчиком в суде, доверенным лицом кандидата в депутаты нашего района.
Конечно, хорошей оплаты я достичь не смог, но в США, в отличие от стран СНГ, любой труд почетен. Работая уборщиком, я морально чувствовал себя превосходно и боялся лишь одного – увольнения.
Выжить в США без пособия от государства нелегко, много расходов, машина, медицина, дети-студенты, квартира, коммунальные услуги, машина, ремонты. Если купил дом – кабала на 30 лет. А вдруг, не дай Бог, болезнь? Работа, работа, работа. Обратил внимание, с какой радостью встречают американцы выходные дни –субботу и воскресенье. В конце рабочей пятницы – всеобщее оживление, смех, веселье, особенно, это было мне заметно у чернокожих американцев, с которыми я работал. Есть американская поговорка: Thanks God for Friday! (Спасибо Богу за пятницу). Популярное: Happy weekend!
В заключение, хочу привести рассказ экскурсовода из Чикаго, где я гостил у брата.
Великий чикагский пожар 1871-го года длился с 8 по 10 октября. Сгорел весь деревянный в то время город. В музее пожара хранится телеграмма некоего мистера Смита в Нью-Йорк своей сестре, посланная 12-го октября 1871 года , когда заработал телеграф:
Дорогая Салли:
 У нас случился  пожар. Все сгорело: дом, корова, лошадь, повозка, мебель, сараи, все. Мы с Джимом спим на улице.Пойди к своему дяде, он – хороший человек, займи у него денег, сколько он сможет занять. На все эти деньги  купи оконные шпингалеты и вышли мне.
Всё.
Американец просит в тяжелейшем положении не одеяла и еду, а товар для будущего бизнеса, который принесет ему и одеяла, и еду. Таков он, настоящий американец, надеющийся только на себя, как и его великая страна, помогающая всем, не получившая за всю свою 200-летнюю историю ни от кого ни копейки.
С таким народом любой выбранный им, этим народом, президент будет мировым лидером.