Интересная попытка реабилитации Иосифа Сталина

Альберт Иванович Храптович
             В ответ на мою заметку о Сталине и Путине, опубликованную здесь, на «Прозе»  (http://www.proza.ru/2017/10/30/251), один из авторов предложил мне прочитать книгу Вадима Кожинова «Правда Сталинских репрессий». (Издана в 2007 году). Было сказано, что книга очень интересная, и после её прочтения мне многое о том времени и роли Сталина в репрессиях станет понятно.
 
         То, что книга действительно интересная,  стало ясно уже после прочтения первых глав.   Автор проработал несметное количество материалов, книг, документов,  привел множество цитат из разных трудов и изложил своё мнение не только о роли  Сталина в репрессиях, но и о писателях, поэтах, политиках, их месте в истории революции и послереволюционного времени.  Достаточно сказать, что целая глава посвящена участию в тех событиях евреев.  Причем с такими деталями, о которых я никогда раньше не слышал.

         Например, он приводит слова писателя Михайловского:  «… в 1919 году одна еврейка-чекистка с откровенностью объяснила, почему все чрезвычайки находятся в руках евреев: "Эти русские — мягкотелые славяне и постоянно говорят о прекращении террора и чрезвычаек, — говорила она мне. — Мы, евреи, не даем пощады и знаем: как только прекратится террор, от коммунизма и коммунистов никакого следа не останется…»   (Очень любопытная, хотя и не так уж редко встречающаяся мысль: и по её мнению коммунизм и коммунисты держатся исключительно на терроре!).
         
        Кто с ней кое в чем солидарен, исходя из сказанного В. Кожиновым, так  в это трудно поверить … В.И. Ленин! : «Русский человек добр,  русский человек рохля, тютя… У нас каша, а не диктатура… если повести дело круто (что абсолютно необходимо), собственная партия помешает: будут хныкать, звонить по всем телефонам, уцепятся за факты, помешают. Конечно, революция закаливает, но времени слишком мало».  (По словам автора, Ленин сказал это в одной из бесед. Источник не представлен).

        Так  вот, к вопросу о том, как видит В.Кожинов правду о Сталинских репрессиях, судя по заголовку книги, и конкретно о терроре 1937 года.
      
       Для начала В.Кожинов напоминает, что террор 1937 года впервые был объяснен в знаменитом докладе Хрущева на ХХ Съезде КПСС чисто личными качествами Сталина. Что 1937 год стал возможен в силу того обстоятельства, что вождь сосредоточил в своих руках "необъятную, неограниченную власть".
   
        В своей книге Кожинов заявляет о своем несогласии с такой трактовкой роли Сталина в терроре:
 - «… объяснение террора 1937 года индивидуальной сталинской психикой — это крайне примитивное занятие, не поднимающееся над уровнем предназначенных для детей младшего возраста книжек, объясняющих всякого рода бедствия кознями какого-либо лубочного злодея» (!)
          И ещё:
 -  «объяснение» террора личной волей Сталина совершенно неосновательно; есть множество свидетельств о крайней «подозрительности» и своеволии вождя именно в последние годы его жизни, а между тем масштабы террора все более сокращались».

         Аргументы, конечно, слабенькие, Но допустим, что Сталин в терроре не виноват.  Но террор-то был!  Так кто в таком случае в нем виноват, кто его инициатор и глава? Не мог же он уже в 1937 году возникнуть сам по себе и продолжаться стихийно? Нет, стихийно возникнуть и продолжаться не мог -
в стране был и жесткий, властный руководитель, и соответствующие органы правопорядка. Так почему был террор и почему он резко оборвался в 1953 году со смертью Сталина?

         В книге В.Кожинова четко прослеживается мысль, что такова природа любой революции.  Иначе и быть не может, те, кто пришел к власти, так или иначе устраняют тех, кто при ней был до того. Приводит в пример Великую французскую, английскую революции.  В чем-то он, безусловно, прав.  Но!
        В данном случае речь-то идет уже не о революции. С октября 1917 года прошло уже 20 лет! Даже если кто-то из старых или новых большевиков во власти оказался неспособным к выполнению возложенных на него государственных или партийных обязанностей, (это понятно, кто только по степени образования и уровню интеллекта ни был в их рядах в ходе революции), или в каких-то вопросах пошел против линии партии (фактически - Сталина),  то его следовало, конечно, освободить от должности. Но не расстреливать же!  А расстрелы продолжаются.  Репрессии достигают нового пика к 1937 году…
 
          Два впечатляющих примера.

          Один приводит Кожинов: « На  XVII съезде партии,  9 февраля 1934 года, избран новый состав ЦК.  В близком будущем почти ДВЕ ТРЕТИ членов избранного верховного органа власти расстреляют «свои»…
          Кто-нибудь может себе представить, что в ЦК были избраны такие враги народа и советской власти, что с ними нельзя было поступить иначе, как  расстрелять?!
          Другой из архивных документов:
          Список членов Совета народных комиссаров (Совет министров) 1937 года, которые были ликвидированы и которые уцелели:
   Председатель Совета народных комиссаров - Молотов (уцелел). Заместители председателя: 1. Рудзутак (ликвидирован). 2. Чубарь (ликвидирован). 3. Межлаук (ликвидирован). 4. Антипов (ликвидирован).
         (Не могу удержаться, чтобы не заметить: волосы дыбом встают уже здесь. Сколько врагов вокруг! И потом, почему же не расстрелян сам Молотов, если таких заместителей себе подбирал? - А.Х.).
   Наркомы:
   Обороны - Ворошилов(уцелел).
   Иностранных дел - Литвинов (снят).
   Внешней торговли - Розенгольц (ликвидирован).
   Путей сообщения - Каганович (уцелел).
   Связи - Ягода (ликвидирован).
   Тяжелой промышленности - Орджоникидзе (ликвирован).
   Оборонной промышленности-Рухимович (ликвидирован) .
   Пищевой промышленности - Микоян (уцелел).
   Легкой промышленности - Любимов (ликвидирован).
   Лесной промышленности - Лобов (ликвидирован).
   Земледелия - Чернов, потом Эйхе (ликвидированы оба).
   Зерновых и животноводческих совхозов - Калманович (ликвидирован).
   Финансов - Гринько (ликвидирован).
   Внутренней торговли - Вейцер (ликвидирован).
   Внутренних дел - Ежов (ликвидирован).
   Юстиции - Крыленко (ликвидирован).
   21.Здравоохранения - Каминский (ликвидирован).

    Итого, из 21 министра СССР уцелели лишь сообщники  Сталина: Молотов, Каганович, Микоян и Ворошилов. Четыре человека уцелели!!! Как такое могло быть?!
   Все другие, коммунисты, в том числе с еще дореволюционным стажем, и те, которые никогда не были ни троцкистами, ни бухаринцами, оказались "шпионами" германского или английского, итальянского и т.д. фашизма.  Ни один здравомыслящий человек в подобную чушь, мне кажется, поверить не может.

     Допустим, Молотов, Микоян, Каганович, Ворошилов всецело, как говорится, зависели от Сталина, фактически были его ближайшими сообщниками и были ему  с потрохами  преданы потому и уцелели. Тогда почему были "ликвидированы" остальные? Только ли потому, что не были по-собачьи преданными? Но, тогда почему не были таковыми? Невозможно ведь поверить, чтобы, достигнув таких высот, пройдя все партийные и особых органов чистилища,  все они были чьими-то шпионами или врагами советской власти.
 
     Невольно возникает вопрос - мог ли быть инициатором уничтожения своих однопартийцев, причем такого ранга, выше которого никого, кроме Сталина, уже не было, какой-то другой человек? Ну, скажем, Ягода или Ежов, (впрочем, оба тоже были расстреляны).

     А давайте посмотрим, что говорит В.Кожинов,  мог ли быть таковым сам Иосиф Сталин.

     Но для начала скажу о том, что наиболее полную картину, могло ли такое  произойти, и если да, то как, дает в книге «Технология власти»  свидетель и участник тех событий  Авторхан  Абдурахманов. (Не будем здесь о том, кто такой сам Абдурахманов, насколько можно ему доверять. Главное - его книга построена исключительно на документах и фактах.   https://qps.ru/TKy2V).

      Возьмем из неё за основу вот что. Там показано, как именно из такой второстепенной по тем временам, чисто канцелярской должности, как секретарь ЦК,  Сталин, которого, как незначительную личность, большевики-революционеры, после победы революции  туда определили, сделал основной в партии и государстве.  Он постепенно подчинил своей воле не только Секретариат ЦК, но и сам ЦК, и Бюро ЦК, и Оргбюро. Отовсюду так или иначе были убраны непокорные, везде были избраны или назначены его люди, преданные ему по тем или иным мотивам. (Повторяю, в книге Абдурахманова всё изложено детально со ссылками на документы и факты, никакой отсебятины или беллетристики).

      Вот эти самые "свои люди", с потрохами зависящие от своего вождя во всех смыслах, (в карьере и в самой жизни), а за ними и люди искусства, зависящие от него не меньше (публикации, постановки, звания, премии, должности) начали так прославлять его, что вскоре он стал во всей стране полубогом, на которого чуть ли не молились.  Очень интересно рассказывает автор о том, как многие русские писатели и поэты от неприятия лично Сталина в первые годы после революции,  постепенно переходили к прославлению его, как они писали ему восторженные письма, оды, песни, пьесы и т.д. Как и почему так менялись их взгляды – о том давно и много сказано, повторяться не будем.

       Теперь давайте порассуждаем.  Да, лично Сталин никого не расстреливал, в Гулаг, без права переписки, на верную гибель невинных людей не отправлял.  Но кто, кроме него, мог инициировать упомянутую выше жуткую чистку правительства СССР или ЦК партии? Подписать списки на расстрел и репрессии? Не сами же себя члены ЦК и Правительства СССР расстреливали и сажали?  Так кто?
       Кожинов: «Раиса Давыдовна Орлова,  закончившая ИФЛИ, затем работала в ВОКСе, тесно связанном с НКВД.  1937 год, разговор с коллегой. Он говорит ей: "Если бы тебе в ЦК велели вешать детей, ты бы проплакала всю ночь, а утром стала бы выполнять приказ". Фраза, — продолжает мемуаристка, — крамольная: каждый коммунист обязан был выполнять любые указания ЦК, в том числе выселять, сажать, да и убивать. Но говорить об этом, называть подобные указания было нельзя…».
        Так, значит, ЦК?!
       "И воистину странно, - пишет дальше Кожинов, - что, поведав о подобных фактах, Р.Д. Орлова в то же время не раз вопрошает в этих же своих воспоминаниях:  "Тридцать седьмой год — память ужаса… И бесконечные поиски объяснения… почему это произошло?". Или: "Кто же… все это делает?".
      
        Ответа в книге В.Кожинова нет. Но он есть во многих трудах других историков. Я не буду их цитировать, лишь скажу, как сам думаю. Сталин  не просто освобождал от должностей старую гвардию, как неспособную руководить строительством социализма в СССР, а УНИЧТОЖАЛ её потому, что был уверен - оставить их в живых, значит рисковать быть свергнутым с олимпа власти. Уж что-что, а это они умели.

        Потому и в центре расстрелы и посадки, и на места директивы из ЦК с плановыми цифрами сколько следует убить, сколько посадить, может и не с его подписью, а других членов ЦК, но не без его ведома (такое было исключено) отправлялись. Это факт, отправлялись,(см. рассекреченные архивы). Потому что и на местах угроза выйти из под контроля Сталинского ЦК со всеми вытекающими, как говорится, последствиями была.  А там, перевыполняя план, (а то ведь самих отнесут к врагам народа), заваливали центр просьбами цифры расстрелов увеличить чуть ли не вдвое…
        Никто ничего из вышесказанного не придумал, всё задокументировано, архивы , пусть пока и не все, в наше время открыты.

        А теперь представим себе, что из ЦК,  во главе которого великий Вождь и учитель Сталин, на места, в крайкомы, обкомы, горкомы партии пошли бы не расстрельные списки с указанием количества и срока исполнения,  а ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК о строгом соблюдении советской законности. В котором указано: любого, кто выступает против советской власти, кто допустил нарушение социалистических законов,  привлекать к строгой ответственности.  Но! Привлекать  не  по решению Особого отдела, совещания, тройки и т.д., а  только по Закону, только по решению Суда. Суда, открытого, гласного с участием адвокатов и народных заседателей, а в случаях грозящих подсудимым расстрелом - суда присяжных. Категорически запрещаются пытки, выбивание нужных показаний...
        За арест и осуждение невиновного, за пытки арестованных, виновных в том привлекать к суду и карать по всей строгости Закона вплоть до расстрела. Но опять-таки только по решению Суда. Партийным органам взять под строгий контроль неукоснительное выполнение Постановления ЦК.

        Нашелся ли бы тот, кто не последовал бы указаниям ЦК, что значило - лично великого Вождя? Вопрос риторический. (См. выше слова Раисы Орловой).  К сожалению, история ни сослагательного наклонения, ни обратного хода не имеет. И почему такой поворот событий при Сталине был немыслим, сказано двумя абзацами выше.

        Что же касается В. Кожинова,  автора книги «Правда Сталинских репрессий», о которой речь, то он продолжает настаивать:
          «…те, кто занят ныне главным образом выявлением «палачей» и, с другой стороны, «жертв» 1937 года, едва ли способны приблизиться к пониманию сути дела, — так же, как и те, кто видит главного или даже единственного «палача» в Сталине, в его личном характере и индивидуальной воле.
          … важнее всего понять, что столь масштабный и многосторонний поворот, [к террору 1937 года,  А.Х.], неверно, даже нелепо рассматривать как нечто совершившееся по личному замыслу и воле Сталина».

           Давно известно, если человек уверовал во что-то, хотя и сам иной раз с трудом может объяснить почему и во что он уверовал фактически, то бесполезно ему  доказывать что-то другое. Разве что сама жизнь каким-то особо жестоким образом однажды вразумит верующего. Так вот, в нашем случае вдруг что-то случилось с В.Кожиновым. После всего, что он написал о невиновности Сталина в репрессиях, в том числе 1937 года, написанное им дальше поражает.
 
          Как говорится, из цикла «не верь глазам своим»:

          «Ясно, что попытки «обелить» Сталина несостоятельны, ибо даже в том случае, если наиболее беспощадные и разрушительные акции того времени осуществляли другие лица, ответственность все равно лежит и на Сталине, ибо эти лица …оказались на своих постах, [я бы добавил – и действовали! А.Х.], с его ведома и не без его воли … Повторю еще раз, - говорит В. Кожинов, - его роль в трагедии того времени не подлежит никакому сомнению».(!)
 
          Вот это поворот, кто бы мог подумать! Сам себя опроверг!   Видимо, пока писал,  такая мысль пришла, не могла не придти,  ему в голову. Да иначе, если Кожинов, всё-таки человек здравомыслящий, и быть не могло.

          Вот таким интересным образом предпринял попытку реабилитировать Сталина В.Кожинов.

          И еще одно меня удивило из написанного им в заключение:

        «…десятки миллионов людей отнюдь не имели того ясного представления об ожидающем их будущем, которым задолго до 1917 года обладал Константин Леонтьев, еще в 1880-м предрекавший, что в грядущем веке: "...передовое человечество" (это явно ироническая формулировка, В.К.), "испытавши… горечь социалистического устройства… должно будет неизбежно впасть в глубочайшее разочарование"».

          Да, как в воду глядел задолго до октября 1917 года великий русский публицист и писатель Константин Николаевич Леонтьев! И явно согласен с ним автор книги Вадим Кожинов.


     P.S. В последнее время многие, говорят:  да хватит копаться в прошлом, пора поговорить о настоящем и будущем.  С одной стороны правильно. Есть народная мудрость: «Кто прошлое помянет, тому глаз вон». Но!
          Но есть и её продолжение: «А кто забудет – тому оба!».
          Никто ведь не станет отрицать, что пока еще в нашем обществе есть много сторонников товарища Сталина. И, видимо, не только его самого, но и методов его борьбы с врагами народа...