На пасеке или семьи и гены

Зинаида Данилова 2 3
 
         Едем с мамой к дедушке с бабушкой в село, а у папы неотложные дела, не смог с нами поехать. У папы небольшой бизнес: он ремонтирует старую мебель. Я нередко бывал у него, и всякий раз видел благодарных клиентов.
- Федорыч, спасибо тебе. Твое предприятие нам, людям с небольшим достатком, очень необходимо,  - часто слышал я.
- Возьми моего сына на работу... Делу научишь. Он у меня смышленый… 
 Дедушка с бабушкой, к которым мы едим - это родители мамы. Папины родители живут, как и мы, в городе. Мне 13 лет. Я с начала каникул упрашивал родителей отвести меня  в село, но им все недосуг. Сегодня у мамы отгул за ранее отработанное время на швейной фабрике и мы в пути. Автобус несет нас  по трассе через поселки, просторы полей с зелеными посадками к моей давней цели, к моему желанию, видеть и быть среди близких, дорогих мне людей. Они уже на пенсии. Бабушка занимается домашних хозяйством, дедушка - пчелами.
Дремлю, сон под мерное движение автобуса легко принимает меня в объятия.
- Сынок, сынок, просыпайся. Приехали.
Автобус стоит на той остановке, которая часто мне снилась, в центре любимого села.
- Бери свой рюкзак, выходим.
- Я готов!
Ноги касаются милой земли, земли моего детства. Идти нам минут пятнадцать. Нетерпеливо смотрю на дисплей телефона - 17 июня, пятница, 10 час. 35 минут. В 10-50 будем на месте, или раньше, смотря, как пойдем. Тротуар нас повел по улице, вдоль порядка домов, вдоль стадиона, парка со стелой погибшим воинам в Великой отечественной войне. Затем перекресток, поворот направо, второй дом дедушки с бабушкой по правой стороне улицы Советской дом номер 5. Редкий, низкий палисад не скрывает дом с приветливо улыбающимися окнами, отражающими лучи солнца. Слева дома - сад, а с другой стороны свободное пространство зеленой лужайки с гаражом во глубине двора. Ворота его открыты. У багажника автомобиля крутится дедушка, укладывает что-то.
- Дедуля! - кричу я, забыв зарегистрировать время, за которое мы дошли до дома.
 - О, внучок!
Он крепко обнял меня. От него пахнуло бензином и чем-то еще таким родным и близким...
- Здравствуй, папа!
- Здравствуй, дочка. Приехали, славненько. Идите в дом, пироги поспели. Хозяюшка, мама -бабушка, ожидает вас с раннего утра.
- А ты, папа?
- Я сейчас, поставлю медогонку в багажник и приду.
Мы повернулись к дому. На крыльце стояла бабушка. Она с готовностью распахнула свои объятия, встречая и целую меня и маму.
- Заходите, заходите в дом. Я все поглядывала, да поглядывала на свои «куранты»...
На стене кухни висели старинные часы с гирями на цепях и с кукушкой. Они не промедлили прокуковать одиннадцать раз. Ага, отметил я, дошли мы похоже в прежней скорости, а время встречи с дедушкой, бабушкой заняло где-то 7-10 минут.    
- Устраивайтесь. Коля, ты свои вещи положи в своей комнате. Нина, а ты - в спальне. Сейчас мы покушаем и отправимся на пасеку. Не возражаете?
- Конечно, мамуль...
- Да, бабушка, поедим, поедим... Я очень хочу.
- Ну, вот и хорошо. Мойте руки, сейчас зайдет дед, он еще тоже не завтракал.

         Мы в дедушкином Москвиче, уже выезжаем с села. Проселочная грунтовая дорога ведет мимо пруда к чуть ли не сомкнувшемуся коридору лесополосы, за которой откроется дальнейший путь того простора, в котором я еще не был.
         А там по обе стороны дороги был сад. Деревья яблонь густоветвистые...
- Папа, сад неухожен...
- Да, Нина. В колхозе осталось мало своих работников, уезжают в город. Земли колхоза передаются фермерам. Но, говорят, его присмотрел кто-то с города...
- Дедушка, мы скоро приедем?
- Да, за той посадкой откроется гречишное поле, которое приведет к пруду с заброшенными зарослями садов погибшей деревни, а подле тех садом и стоит наша пасека с другом. Мы его сменим, он поедет домой. Нас он сменит через день, такой мы с ним утвердили между собой график.
         Москвич подкатывает к садовому домику на колесах. По обе стороны стоят двухэтажные улья. Друг дедушки копошился возле своей машины, это - сосед, что живет в селе рядом с дедом.
Когда он уехал, я спросил у дедушки:
- Дед, а почему у тебя не такая машина, как у твоего друга?
- Внук, так он пчелами занимается давно, а я второй год. Привыкаю, изучаю, увеличиваю семьи, их у меня в этом году уже 45.
- Как интересно? Семьи... Как у людей.
- Да, Коля, это очень трудолюбивые семьи. Встают и ложатся с зорями. Весь день в размеренном труде. Основная масса пчел занимается сбором нектара трав, растений на полях и воспитывает матку с будущим ее потомством...
- Дедуля, и что у них нет лентяев ?
- Да, как же нет? Есть! Он в пчелиных семьях зовется трутнем.
- Какое неприятное слово... А что у пчел такие мохнато-желтые ножки?
- Это пыльца с тычинок цветов, ценное лекарственное сырье, которое тоже собирается пчеловодами для продажи,
а сегодня мы приехали откачать  мед. Соты все почти полны.
- Ну, довольно, я надеваю сетку, забираю дымарь - пойду выбирать полные медом рамки, а взамен ставить новые.
Ты займись чем-нибудь.
          Пока мы так болтали с дедушкой. Мама с бабушкой установили медогонку и приготовили две фляги для слива в них отбитого меда, путем вращения установленных рамок внутри медогонки.
          Я побежал вдоль садов, воздух легкий, вкусный обтекал все мое тело: мои руки, лицо, шею, босые ноги, а распахнутая рубашка, как флаг свободы болтался на мне. Как здорово? Эй! Все деревья, пчелы, растенья, бабочки, жучки, утки и журавли над прудом! Эй! Я с вами-и-и-и. Я как будто один здесь, царь свободы, пространства, царь всего здешнего воздуха, полей, посадок, садов, пруда. Царь здешнего неба и звезд, ведь будет ночь, пред тем вечер и ужин на природе.
          В садах заросли малины протянули ко мне свои руки, предлагая свои ягоды... О! А вон вишня, яблони. Насладившись этим всем, направился к пруду. Умылся, зайдя по колено. Купаться не стал, не столь жарко, солнце гуляет за тучами. Направился к домику. Где вовсю шла работа: дедушка гонял рамки в медогонке, а мама с бабушкой выкладывали сьестное: сало, лук, пироги. На спиртовой горенке кипел чайник. 
- Коля, вон рукомойник на дереве, мой руки...
- Я в пруду помыл, поглядите, - протянул маме руки, показывая тыльную и наружную сторону ладоней.
- Следует с мылом, - добавила бабушка.
Я протянул руку за пирожком,  но она шлепнула по ней. Побрел мыть руки с мылом. Но, ничего не омрачало моего настроения, а в городе бы я огрызнулся. Что это? Какие благие превращения со мной!?
- Еще тройку ульев до вечера осталось прогнать, наберем полностью бидоны, такой выход я и планировал.
- Это говорит о том, папуль, что ты уже «набил глаз, руки» в этом пчелином деле...
- Спасибо, дочка, это интересное, увлекательное и прибыльное дело. Вот, думаем с твоей мамой о замене машины. Или помочь вам?
- Нет, папа, нам ничего не надо, мы справляемся сами. Дела у  мужа идут хорошо, да и мой заработок...
Мы пообедали. Я прилег в траву. Над моим лицом гиганты деревья, какой-то монстр тащит что-то длинное, обездвиженное, больше себя в три раза мохнато – лопастое.:) Это я вам так представил растения и муравья с гусеницей сороконожкой. Тащит,  жителям своего муравейника питание - выполняет свою миссию в семье. А я? Что я значу в своей человеческой семье? Подскочил как ужаленный, и к бабушке
- Дай мне банку, что освободилась из компота, пойду за малиной.
Я не пошел, будто бы полетел, за делом необходимом нашей человеческой семье: ягоды малины для варенья на зиму. Я с крыльями, я нужен, я не трутень! Набрал полную банку.
         При возвращении пчелы все-таки меня ужалили, нашли для этого место, мою голову. Сядет пчела, запутается в волосах, я пытаюсь смахнуть, а она жалить. Я к пруду, намочил - остудил горящие места на голове.
        Я счастливый возле нашего домика. Моя радость от намеченной самим собой и выполненной работы для всех  отразилось в глаза мамы и бабушки с дедом.
       Я передал банку бабушке и попросил маму осмотреть шишки укусов на голове, чтобы удалить жала, если остались.
- Герой, пять укусов! Как себя чувствуешь?
- Да, прекрасно, мам!
- У меня есть противоаллергическое, если потребуется, - сказала бабушка.
- Спасибо, внучок, сварю варенье, - сказала она мне.
- И вам за все спасибо, - ответил я с достоинством мужчины, выполнившего долг.

      Дед за ужином представил нападки пчел на меня, так:
-  Мама, бабушка в косынках, мою голову пчелы знают, твоя голова незнакомая им богатая шевелюрой к тому же, они по генной осторожности напали на тебя, как на медведя, который в древнейшие времена ворошил их самодельные соты на деревьях, добывая мед.
Я в опровержение ничего не мог сказать, где-то читать об этом.

         Заканчиваю первые воспоминания о пребывании в очаровательном месте природы, в месте общения с ней, нетронутой и такой доверчивой.