Хроники скучающего хроника. МД-800

Александр Сивухин
 Хроники скучающего хроника «МД-800».

«Хроники скучающего хроника» я посвящаю интересным моментам и случаям из моей жизни и опыта наладки разных электронных изделий и приборов. Сколько воды утекло с тех пор, когда я выбрал эту профессию!...
Вот уже и весна 2017 года. Сегодня удалось быстро настроить флюрограф «Электрон», который последнее время начал давать сбои. Постоянно вырубалась программа связи компа с блоком излучения... Оказалось, что причиной сбоя был плохой контакт в разъеме кабеля ком-порта..
Впрочем, в электронной технике это бывает сплошь и рядом.
Например, был такой каверзный случай, довольно-таки давно, когда пришлось налаживать работу хромато-масспектрометра в лаборатории Лисичанского НПЗ, закупленного в Италии. Произошло это в конце девяностых. Для непосвященных, мне кажется, будет скучная история..., а вот для прибористов - самое то, что надо.
 
Все началось с того, что поступило сообщение о приезде во вторник наладчиков с «Неолаба» - посреднической фирмы, с которой мы сотрудничали  уже много лет.
Через нее мы покупали приборы в Италии пятнадцать лет назад.
- Ну,- думаю,- наконец-то…
Каждый раз, когда приезжают гости из Москвы, для меня – праздник. Хоть какое-то разнообразие в нашей будничной жизни. Что-то будет интересное. Будут новые люди, новые исследования, новые знания и новые приемы в наладке и дальнейшие познания в области неизведанного пространства мира приборов.
Цель появления представителей в этот раз, была, мягко говоря, неожиданной - реанимация масс-спектрометра МД-800. Кто не знает, что это за штука, я коротко поясню.
Спектрометр – ящик, размером с тумбочку, напичканный электроникой и другими миниатюрными железками, назначение которых вам знать не обязательно, работает от электричества, кушает гелий, слушается клавиатуру и мышку. Как он функционирует, никто не знает. Разве только «инопланетяне», которые его создали. Что они написали там в своих инструкциях? Просто смех.
Вот представьте: в электронную пушку под удар потока быстрых электронов, в вакууме, выскакивают молекулы компонентов вещества, ошалевшие после разделения в капиллярной колонке. Естественно, не ожидая такого коварства, молекулы бедные разлетаются на кусочки, которые в свою очередь заталкиваются с помощью сильных электростатических линз в щель с переменным магнитным полем. Столкнувшись на выходе фильтра с фосфорной ловушкой, кусочки испускают дух, выделив при этом несколько квантов света.  Дальше все просто: фотоумножитель, аналого-цифровой преобразователь, процессор, монитор, принтер. Наливай!
Конечно, тем, кто в школе учился на двойки, и потом не доучился в институте электроники, с химико-технологическим уклоном, так просто понять принцип действия хромато-масс-спектрометра все равно не удастся. 
- Итак, - соображаю,- что же мы имеем?
Прибор лет пять не включался. Даже хуже. Его таскали туда-сюда. Разбирали, расчленяли (кто же кроме меня?), поскольку в сборе он очень тяжелый и таскать из комнаты в комнату целиком, его было невозможно.  Пыль с него время от времени сдували,  и только. Слава Богу (а скорее Надежде Петровне – это мой начальник лаборатории), что с него ничего не пропало. Все кабели, трубки, капилляры, насосы, монитор, клавиатура, обнаружились в укромном месте.
Самое печальное, насколько я вспомнил, то, что на компьютере, с которого происходит все управление прибором, когда-то полетел жесткий диск с программой. И еще, более худшее то, что программное обеспечение, хранившееся на дискетах, не выдержало испытания временем.  Побило кластеры, или, как говорят компьютерщики - возникли «Бэды».
 Приехали!.. 
Что мне оставалось делать? Только повеситься! До приезда наладчиков - два дня. Никак не успеть.               
Но мы никогда не предаемся отчаянию! Выход всегда должен быть! Кто ищет – тот найдет!
Первое, что я сделал – собрал и восстановил прибор: подсоединил вакуумный насос, хроматограф, компьютер (хоть и без программы и бесполезного), капиллярную колонку, вставил в разъемы все кабели. Подал питание. Лампочки горят, но прибор мертвый. Все правильно, компьютер не работает. Нет жесткого диска.
С грехом пополам, удалось найти старенький. Установил ДОС. Но дискеты! Их не восстановить! Попытался применить Нортон Диск  Доктор. Но что толку? Файлы  испорчены.
Оставался последний шанс – отремонтировать старый жесткий диск с рабочей программой.
И тут я вспомнил – у меня на гараже в хламе, валялся точно такой же, а вдруг?!
До приезда наладчиков оставался день.
Приношу свою реликвию – харддрайв девяностых, емкостью двести метров. Перекидываю электронную плату с моего, на «вылетевший в трубу», и надо же, о чудо, тот – заработал! На сердце сразу повеселело. Словно в лотерею выиграл.
Дальше все было делом техники. Перво-наперво восстановил дискеты, все восемнадцать штук, так как на старом жестком диске хранились копии. Обновил Винду 3.11 до 98. Инсталлировал новую версию ПО - «Масс-Лаб-1.3», для МД-800. Запускаю – все работает.
Ура! Слава Богу! Тут уж точно – повезло. Не будь у меня в хламе, запасной платы, причем, еще живой – можно было бы на приборе, стоимостью в небоскреб, поставить крест.
Сегодня приехали москвичи – Володя и Игорь.
С Володей Гребениковым мы знакомы уже полтора десятка лет, с тех пор, когда закупили в Италии большую партию хроматографов, благодаря которым я и попал в ту знаменитую командировку. Периодически наша лаборатория подновляла парк приборов и Володя неизменно появлялся, для  пуска и наладки.
Собственно от него я и узнал о дальнейшей судьбе наших итальянских друзей.
В этот раз Володя обрадовал меня, привезя в подарок аудио курс английского языка. Правда, сейчас я больше ударяюсь по японскому, но английский тоже не плохо повторить.
А хромато-масс-спектрометр показал себя с наилучшей стороны.
Легко вышел на режим, вакуум отличный. Спектры четкие. Программа – игрушка. Игорь проверил еще раз все режимы. Провел несколько анализов. Наш красавчик вел себя безукоризненно. Если бы ему поменять резиновые уплотнения под головкой детектора и сальники на вакуумном насосе, поставить новый компьютер, то на нем можно пахать еще пятнадцать лет. Об этом и было записано в акте по наладке.
Потом пили чай с Игорем, Володей и Надеждой Петровной. Радовались как дети, что провидение оказалось к нам благосклонным (имеется в виду случай с жестким диском). Наладчики были довольны, тем, что быстро справились с заданием по командировке. Я был на седьмом небе, так как у меня все получилось.
Поздно вечером, в четверг, проводил Игоря и Володю на поезд. Володе подарил книгу своих стихов. Ответный жест за его «английский».
Надеюсь это не последняя встреча с интересными людьми и интересными проблемами.