Он не туркмен, он киргиз

Александр Жик
     В самом центре Москвы стоит странный памятник. На Чистых прудах среди скамеек, ворон, гуляющей молодежи с пивными бутылками, музыкантами, поющими за просто так, детьми с игрушками, выставкой фотографий под  открытым  небом,  туристов  с  фотоаппаратами  сидит народный акын всего Казахстана, поэт, общественный деятель, создатель казахской литературы, и наконец, просто реформатор Абай Кунанбаев.
     Пару лет назад, когда Абая только ставили, маскавская  общественность  недоумевала.  Старушки  с  близлежащих  домов  причитали,  что  они  не  понимают,  кто такой Абай и что он сделал, и вообще почему скульптуру  с  монгольским  разрезом  глаз  ставят  в  самом  центре маскавской  мекки.      
     Объяснения  были:  совсем  напротив расположилось  казахское  посольство,  заняв  почти  весь блок.  Однако  странный  памятник  не  переставал  удивлять  горожан  и  гостей  столицы.  Однажды,  напротив народного акына стоял человек прилично выпивший, с потрепанной  прической,  курткой,  одетой  наизнанку,  и грязными штанами. Качаясь, он смотрел Абаю прямо в глаза и долго силился понять, что это такое. Что делает скульптура, явно не европейского профиля здесь, и кто это вообще?
     В этот раз на Абая смотрел я, когда мимо проходили две женщины:
— Слушай, — спросила одна у другой, указывая на странный  памятник,  —  как  этого  туркмена  зовут?  Все время забываю.
— Он не туркмен, — важно пояснила та, — он киргиз.
     Я посмотрел Абаю в глаза:
—  Он  не  туркмен,  он  киргиз.  Да  какая  разница!  — тихо повторил я и пошел прочь.

07.08.08