Понятие любви в теории Эриха Фромма

Ирина Мальцева 3
Говоря о любви Фромм подчеркивает, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить.
По мнению Фромма, первый шаг в достижении этого искусства — осознание, что если хотим научиться любить, важно поступать точно так же, как если бы хотели научиться любому другому искусству: музыке, живописи, столярному, врачебному или инженерному делу.
Второй шаг — это овладение практикой. После длительной практики знание и навык соединятся в одно – в интуицию, что и будет подлинным мастерством.
Третий шаг, который выделяет Фромм — сосредоточенность, полная самоотдача себя, своих сил и мыслей этому мастерству.
Овладевая этим искусством, совершенствуя свое мастерство человек, обретает способность любить. Фромм разделяет понятия быть любимым и самому любить. При этом любить самому — это значить быть способным любить. Быть способным любить - это зрелая любовь, а стремление быть любимым — незрелая.

Детская любовь следует принципу "Я люблю, потому что я любим", зрелая – "Я любим, потому что я люблю". Незрелая любовь кричит: "Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе". Зрелая любовь говорит: "Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя".
В погоне за незрелой любовью, чтобы почувствовать себя любимыми люди могут идти несколькими средствами или путями. Фромм приводит пример, по которому могут следовать мужчины - стремление быть удачливыми и богатыми, а женщины могут выбрать путь очарования своей внешностью, фигурой и одеждой.

Для развития способности любить важно:

Принять себя, признать свою уникальность и оставаться самим собой -быть человеком для себя, а не стремится к приспособленчеству, дабы не чувствовать себя «белой вороной».
Преодолеть зависимость, а именно принять различия и не проецировать на объект собственные чувства, мысли и желания; быть внимательным к объекту — слушать, понимать, принимать.
Уметь быть одному. Умение быть одному - является одним из условий способности любить. Т.е, испытывать полноту жизни без опеки объекта, быть способным обойтись друг без друга и переносить одиночество. Важно понимать, что развитие способности любить формируется вне зависимости наличия присутствия объекта. Наличие объекта может нести в себе стремление быть любимым или влюбить в себя, при отсутствии «быть способным любит».
Любовь – это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и в себе
Уметь давать. Под этим умением понимается не жертвенность, а проявление жизнеспособности. Когда это умение развито человек обогащая других — давая радость, тепло, удовольствие, вдохновение — обогащается сам, чувствуя веру в себя, счастье, ощущая себя полным энергии, свое духовное богатство. «В этом и есть полнота жизни» - пишет Фромм.
Он дает ему свою жизненную энергию, свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и все проявления того, что есть его духовное богатство». «Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь. В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь, а бессилие – это невозможность порождать любовь
Творение – способствует развитию любви. Фромм отмечает, что в любом виде работы творческий человек объединяет себя с преобразуемым материалом, олицетворяющим внешний мир. Во всех формах созидательной деятельности творец и его предмет становятся чем-то единым, в процессе творения человек вступает в диалог с миром, развивая свое мастерство.
Желание расти и развиваться является важным компонентом в развитии способности любить. По мнению Фромма, чтобы развить способность любить, важно «Развивать ориентацию в наших отношениях к миру и к самим себе».
Но одного желания расти и развиваться мало. Еще для развития способности любить важно освободиться от нарциссизма и от «самозабвенной» привязанности к матери. Быть зрелым с точки зрения Фромма — это освободиться от материнского и отцовского влияния, при этом включая его в свою сущность, запрятывая внутрь. Тогда человек сам становится и своей собственной матерью, и своим собственным отцом, обретая как бы их объединенное сознание.
Для овладения практикой любви есть определенные правила:

Дисциплина и самоконтроль, чтобы стать мастером в этом искусстве важно совершать действия постоянно, вне зависимости от настроения.

Терпение, которое помогает не гнаться за быстрыми результатами.

Заинтересованность — искренняя и постоянная.

Сосредоточенность — это умение жить полностью в настоящем, здесь и сейчас; умение оставаться наедине с собой (без чтения, курения и др.). Когда человек делает несколько вещей сразу — это говорит об отсутствии сосредоточенности. Например, когда человек читает, смотрит телевизор и кушает.

Смирение — это значит быть объективным в любой ситуации, иметь восприимчивость к ситуациям, где не прав и пользоваться собственным разумом. Под смирением понимается эмоциональная установка, основанная на разуме и избавление от мечтаний о всезнании и всемогуществе, которые свойственны детству.

Практика любви требует практики веры.

По верой Фромм понимает — «не верование во что-то, а определенность и стойкость, которые свойственны нашим убеждениям». Фромм приводит различия между верой рациональной и иррациональной. Источником рациональной веры являются наш собственный опыт, мысли и чувства.
Рациональная вера – это черта характера, пронизывающая всю личность, а не какая-то особая вера во что-то. И поскольку рациональная вера коренится в созидательной интеллектуальной и эмоциональной деятельности, поэтому важным является исследование и наблюдение самого себя — своего опыта, мыслей, чувств, ценностей, интересов, поведенческих шаблонов и др.

Под иррациональной верой Фромм понимает веру в какого-то человека или идею, основывающуюся на подчинении иррациональному авторитету, на подчинение силы.

Если нет веры в себя — чувство самоценности оказывается под угрозой. А когда нет самоценности, человек становится зависимым от других людей, от их мнения и одобрения.

Когда человек имеет веру в себя — он способен и верить в других людей, в их потенциал.

Так, что же такое любовь?

Любовь - это познание, развитие себя и другого человека, развитие самостоятельности и независимости от одобрения и неодобрения других людей, умение отделиться от родительского влияния, стать самому себе матерью и отцом, делать свободный осознанный выбор и отвечать за последствия своего выбора, стремление реализовать свои способности, готовность менять свою жизнь и постоянно учиться, развиваться, действовать со своими целями и интересами.
Любовь — это средство объединения с другими людьми, уважение их потребностей, достоинств, целостности и сохранение своей индивидуальности и целостности.
Благодарю за внимание и интерес к данной теме!