О стихотворении Пушкина Анчар

Николай Иванович Кирсанов
             Во времена Пушкина в ряде публикаций рассказывалось о ядовитом дереве «Анчар», который растет на острове Ява. Легенда гласила, что вожди племен посылали рабов за ядовитой смолой этого дерева, чтобы напитать этим ядом наконечники стрел. В основу стихотворения «Анчар» Пушкин положил легенду об этом смертоносном ядовитом дереве. Вот как он его описывает:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
 
               Во второй части стихотворения Пушкин рассказывает о  гибели раба, которого властитель послал к дереву за этим ядом. Под властителем поэт подразумевал царя, владыку, но слово «царь» цензура бы не пропустила, поэтому он написал «Но человека человек  послал к Анчару властным взглядом».

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

              Раб выполнил поручение своего владыки, заплатив за это жизнью.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

               У Пушкина смертельно ядовитое дерево символизирует абсолютное зло. Анчар – ошибка природы, и природа сама отторгает его, изолирует от всего живого, сделала так, что «К нему и птица не летит и тигр нейдет». Даже «вихорь черный» мчится от него прочь.
               Но человек ломает эти преграды природы, отделяющие добро от зла. Князь посылает человека за этим злом, за этим ядом, чтобы с помощью его гибель разослать еще и «к соседям в чуждые пределы».

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

                Почему такое стало возможным? Потому что человек «ПОСЛУШНО" в путь потек», чтобы выполнить злую волю властителя – принести яд, принести зло. Этим послушанием и покорностью человек сам способствует распространению зла еще и «к соседям в чуждые пределы».

                В стихотворении «Анчар» много поучительного и назидательного можно почерпнуть и современному человечеству. Зла сегодня в мире много, и творят это зло властители. Творят потому, что люди «послушно» выполняют их злую волю себе и другим на погибель. В результате этого «послушно», летят «томогавки» на головы мирных граждан, полыхают войны, льется много крови. И будет так продолжаться, пока люди будут ПОСЛУШНЫ злой воле властителей, послушны злу.

                В стихотворении «Анчар», Пушкин призывает нас хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена.

                И еще всем нам надо всегда помнить Божье наставление:
                «Удерживайся от всякого рода зла».
                Тогда не будет бед, слез и трагедий.