Фанатские войны в Византии

Фомин Михаил
Принято считать, что околоспортивный фанатизм зародился только во второй половине двадцатого столетия. Но полторы тысячи лет назад в Ромейской державе или иначе Византии действовало широкое фан-движение, поразительно похожее на нынешнее, имевшее свои цвета и дававшее им поддержку как на арене, так и за ее пределами. В те времена, когда футбола еще не было как массового зрелища, византийские фанаты нашли себя в другом виде состязаний - гонках колесниц, являвшихся любимым народным представлением в века существования империи.

Крупнейший ипподром, вмещавший до ста тысяч человек, располагался в Константинополе, столичном мегаполисе. В забегах соревновались по четыре колесницы, запряженные четверкой лошадей. Они должны были обогнуть арену семь раз, заканчивая забег напротив кафисмы - императорской ложи, из которой василевс наблюдал за бегами и награждал победителей. Каждая колесница принадлежала к одной из четырех партий-факций, которые различались по цветам одежды возниц, правивших упряжками: венеты (синие), прасины (зеленые), русии (красные) и левки (белые). Византийцы утверждали, что эти факции были учреждены в древности самим Ромулом и соответствовали четырем мировым стихиям: воде, земле, огню и воздуху.

Страсти на ипподроме кипели невероятные. Состязания длились целый день, и зрители прыгали, кричали, подбрасывали в воздух пригоршни пыли и рассекали воздух руками, будто бы бичами погоняя коней. Люди вставали затемно, чтобы успеть занять места, а те, кому места не хватило, смотрели бега с крыш соседних домов. Ремесленники запирали свои лавки, рынки пустели, на ипподром спешили и бедные, и слабые, и больные. Состязания не проводились по христианским праздникам, а только в соседние дни календаря. Перед забегом возницы ходили в церковь, а болельщики давали христианские обеты. Клирикам посещать ристания строго воспрещалось, однако они тоже ходили на бега. Отцы Церкви, в том числе Иоанн Златоуст, стыдили тех, кто по воскресеньям вместо храма шел на ипподром.

К каждой факции примыкали организованные группы болельщиков - димы, которые имели свою казну, имущество, здания, штат артистов и служащих. Пользуясь тем, что император наблюдал за бегами все время, выборные вожаки-димархи на ипподроме выражали ему свою поддержку или, напротив, выносили свои требования и различные прошения, к примеру, помиловать осужденного. В качестве силовой поддержки у димов имелись свои вооруженные бойцы, называвшиеся стасиотами. Поскольку открытое ношение оружия запрещалось, они прятали под одеждой обоюдоострые ножи невоенного образца. Стасиоты упражнялись в воинских искусствах вроде метания копья и стрельбы из лука.

Столкновения между враждующими димами происходили всегда и повсюду, так как ипподромы имелись во многих городах Римской империи. Первое крупное побоище с участием венетов и прасинов, начавшееся на арене, а после выплеснувшееся на улицы, произошло еще в 39 году от Р. Х. в Антиохии. Параллельно «зеленые» вели настоящую войну с бойцами иудейской общины. Телесные наказания, темницы и сама позорная смерть в наказание за беспорядки и убийства не пугала димотов. Интересы своей факции они ставили превыше всего, в том числе выше кровного родства и дружеских связей.

В VI веке фанатское движение в Византии достигло своего расцвета. К этому времени осталось разделение болельщиков только на «синих» и «зеленых», так как левки постепенно примкнули к венетам, а русии пополнили число их соперников. Во время стычек между стасиотами обеих партий кровь не раз лилась на улицах Константинополя, Александрии, Апамел, Антиохии… На ипподроме противники не смешивались: венеты сидели по правую сторону от императора, а прасины - по левую. Отмечается, что в религиозной борьбе той эпохи димархи венетов выступали как халкидониты - приверженцы Православия, а вожаки прасинов были монофиситами. К «синим» проявляли благосклонность император Юстиниан и его жена Феодора, хотя на публике василевс старался показывать, что он выше интересов факций.

При Юстиниане стасиоты венетов запугали весь Константинополь, буйствуя и среди бела дня с оружием нападая на прасинов да и просто на жителей столицы. Ночью горожане вообще не выходили из дома. Стасиоты вынуждали своих кредиторов возвращать долговые расписки, судей - выносить решения в свою пользу, женщин - вступать с собой в бесчестные связи. Бойцы «зеленых» тоже не бездействовали. В одежде и прическе стасиоты следовали «варварской» моде, называемой также «гуннской»: носили усы и бороду, волосы на голове спереди коротко остригали, а сзади отпускали длинные локоны. Одевались они в широкие штаны и хитоны с необычайно широкими рукавами, туго стянутыми возле кисти. Когда на ипподроме стасиоты размахивали руками, подбадривая своих возниц, эта часть одежды раздувалась.

Разрушительное восстание «Ника» в январе 532 года на восемь дней отдало горящий Константинополь в руки восставших димов, что было названо современниками «димократией». Все началось с того, что димархи «зеленых» на ипподроме предъявили обвинения венетам за убийства нескольких прасинов, оставшиеся безнаказанными. Но Юстиниан отверг притязания прасинов, а в ходе возникших вслед за этим беспорядков были схвачены и брошены в темницу представители обеих партий. Отказ василевса помиловать осужденных на смерть неожиданно привел к совместному выступлению «синих» и «зеленых» против городских властей под ипподромным кличем «Ника!», означавшем: «Побеждай!»

Народ поддержал восстание, и первым в череде подожженных зданий запылал разгромленный преторий с его архивом налоговых списков и перечнем долгов. Среди горящих домов вооруженные димоты резались с германскими наемниками, брошенными на подавление мятежа. Особенную ярость народа вызвало то, что германцы изрубили духовенство, вставшее между сражавшимися со священными книгами и иконами, чтобы предотвратить кровопролитие. В схватках приняли участие и женщины, метавшие в варваров камни и черепицу. Восстание закончилось через неделю страшной бойней, устроенной отрядами наемников на ипподроме и горами из тысяч трупов, оставленных ими на арене.

После разгрома «Ники» в Константинополе долгое время не было видно ни одного димота. Ристания в столице были на несколько лет запрещены. Только полтора десятилетия спустя венеты и прасины возобновили столкновения друг с другом, разгоревшиеся с новой силой. В год смерти Юстиниана в квартале Мезенциол произошло кровавое побоище между «зелеными» и городской стражей, длившееся два дня. Славу своим цветам уже рвалось добывать новое поколение стасиотов, не напуганное ужасами подавления «Ники». Они считали, что все еще только начинается, и что главные бои ждут их впереди.

2009 г.