Оставили неизгладимый след в душе, остались отдельной страницей в моей студенческой летописи наши летние практики.
Их у нас было 3.
И 1-я практика наша была связана с археологией.
Что такое археология?
Археология (от греческого «архайос» - древний, и «логос» - слово, наука) – это наука, которая изучает историю народов по сохранившимся вещественным памятникам (источникам).
Ну а вещественные источники – это совокупность предметов, вышедших из человеческих рук или носящих отпечаток непосредственного соприкосновения с орудиями труда человека.
Это те предметы, которые окружали наших далёких предков тысячи, и даже сотни тысяч лет назад.
Сюда относятся:
- орудия труда,
- домашняя утварь,
- различные сооружения,
- оружие,
- оборонительные укрепления,
- украшения,
- произведения искусства,
- места захоронения.
Именно они являются единственными свидетелями жизни и смерти людей в те далёкие эпохи, когда ещё не изобрели не только кино, но и письменности…
А находят их путём раскопок.
Тех историков, кто ведёт раскопки с целью поиска остатков древних культур, называют археологами.
Надо сказать, что археология – наука довольно таки молодая. Существует она по-настоящему лишь около 2-х веков.
Но именно благодаря ей человечество смогло:
- узнать многие тайны своего прошлого,
- приоткрыть завесу над загадкой происхождения человека,
- восстановить историю древнейших цивилизаций,
- прикоснуться к достижениям замечательных культур...
Археологию мы изучали на 1-м курсе во 2-м семестре.
Лекции по ней нам читала Зоя Павловна Марина.
Кстати, она же читала нам в 1-м семестре этнографию и историю первобытного общества.
Ну а главным археологом ДГУ была профессор Ирина Фёдоровна Ковалёва…
* * *
После окончания 1-го курса нам предстояло побывать в археологической экспедиции.
Всего было 3 смены.
Наша группа попала в последнюю смену – 3-ю.
Длилась наша археологическая практика 3 недели - с 10-го по 31-е августа 1982 года.
Раскопки велись недалеко от села Бузовка Магдалиновского района Днепропетровской области.
Наш археологический лагерь располагался на берегу реки Орель.
Обитали мы - юные археологи - в палатках в небольшом лесочке. Тут тебе и дубы-колдуны, и сосны и множество других деревьев.
Ядро нашей экспедиции составляли мои одногруппники: Гена Виноградов, Юра Олейник, Наташа Литвиненко, Оля Нечипорук, Лена Седая, Женя Шульга, Саня Балалин, Аскольд Бедринец, Володя Оленченко, Люда Ивашина, Таня Гениевская, Вика Добровольская, Лариса Кочеткова и ваш покорный слуга.
С нами вместе проходили практику также мои однокурсницы с других групп: Валя Бабенко, Лена Колесник, Лена Гладкова, Лина Шаламова, Оля Воронкина.
Условия жизни у нас были полевые: ни электричества (а значит и телевизора), ни душа. Правда, имелся радиоприёмник.
Готовили мы сами.
В основном, девчата - они дежурили на кухне по две. Они у нас были настоящие хозяюшки. И готовили самые разные блюда – вкусные, прямо пальчики оближешь.
Ну а мы помогали им, чем могли. Дрова там поколоть и порубать, водички там принести, картошки там почистить, или же пельмешки или вареники полепить…
* * *
День в археологическом лагере был чётко расписан.
Ранний подъём.
Причём я вставал всегда пораньше других, чтобы пробежаться, сделать зарядку и искупаться.
В 7.00 утра завтрак.
После этого отправлялись на раскопки.
Надо сказать, что нас поделили на 2 подгруппы:
- одни раскапывали скифский курган,
- другие – могильник (я попал сюда).
8 часов работы с перерывом на лёгкий обед (в 13 часов).
Во время обеденного перерыва мы пекли картошку на костре, пили молоко.
Его нам приносили сердобольные женщины из близлежащего села.
В 18.00 - совместный обед-ужин.
В 20.00 – 2-й ужин.
Всё остальное время – наше.
Можем расслабиться и просто наслаждаться природой и общением, в речке покупаться, на лодочке покататься, в лесу среди сосен погулять.
А по вечерам мы пели песни у костра.
Песни самые разные. Комсомольские, народные, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого.
В том числе и «Про Федьку-археолога»:
…Он древние строения
Искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть ещё пока тропа,
Где встретишь питекантропа, -
И в грудь себя при этом ударял…
Ну и, конечно же, наши «исторические» и «археологические» (так мы их называли). В их числе такие песни, как «Гимн шестого легиона», «Скифы», «Я потомок хана Мамая», «Гимн археологов», «Песня истфака», «Помнишь кайнозойскую эру».
Приведу небольшой отрывок из последней:
Ты помнишь кайнозойскую эру,
У костра сидели мы с тобой.
Ты на мне разорванную шкуру
Зашивала каменной иглой.
Я сидел немытый и небритый,
И что-то нечленораздельно бормотал.
В этот день топор из эолита
Я на хобот мамонта сменял.
Ты иглой орудовала вяло,
Не подняв своих косматых век.
Ты была уже не обезьяна,
Но, увы, ещё не человек.
Припев:
Есть захочешь, приди,
Ты в пещеру зайди,
Хобот мамонта вместе сожрём.
Наши зубы остры,
Не погаснут костры,
Эту ночь мы вдвоём проведём…
* * *
Днём мы занимались раскопками под чутким руководством Зои Павловны Мариной.
Наша подгруппа копала могильник «Госпитальный Холм».
Вот тогда на собственной шкуре испытали мы «сладость» труда учёных, вооружённых лопатой.
Раскопать — это значит, как бы приподнять всю толщу земли, которая веками и тысячелетиями наносилась ветрами, потоками воды, наслаивалась остатками гниющих растений. Причём приподнять так, чтобы не потревожить всё, что было оставлено, потеряно или брошено в давно минувшие времена.
«Археология — наука лопаты», — говорится в старых учебниках.
Но это не совсем точно.
Раскапывать приходится не только лопатой, но и ножом, медицинским скальпелем и даже акварельной кисточкой. Именно с их помощью мы не просто углубляемся в землю, а как бы проникаем вглубь тысячелетий…
Вот как это происходило.
Прежде чем начать раскопки, поверхность памятника разбивали с помощью колышков на равные квадраты площадью в 1 (1х1) или 4 (2х2) квадратных метра.
Каждый колышек нумеровали и наносили на план.
Всё это называется сеткой. Она помогает фиксировать находки на планах и чертежах.
Работу археолога можно сравнить с работой хирурга. Ведь даже маленький промах приводит к гибели древнего объекта.
При раскопках важно не только не повредить находки.
Но нужно ещё и:
- законсервировать, сохранить их от гибели,
- подробно всё описать,
- сфотографировать, зарисовать,
- составить план древних сооружений, стратиграфические профили раскопов,
- точно отметить на них последовательность чередования слоёв.
Необходимо взять на анализ всевозможные материалы и т. д.
Надо сказать, что нам крупно повезло.
Мы раскапывали 3-й в Союзе по количеству захороненных первобытных людей могильник (130 скелетов).
Могильник относится эпохе неолита и энеолита.
Тут жили первобытные охотники и собиратели где-то 5-6 тысяч лет тому назад.
По их сохранившимся скелетам видно, что были они люди рослые и крепкие.
Что меня поражало, так это их зубы – все до единого здоровые и целые!
Позавидовать можно…
* * *
Где-то на «экваторе» нашей экспедиции нас посвятили в археологи.
Дело было вечером.
Понятное дело, подготовились к этому мероприятию заранее.
Мы - то бишь, студенты - дали представление на археологическую тему. Благо в нашей группе собрались множество талантливых людей. Тут тебе и гитаристы, и актёры, и танцоры, и певцы. Мы поставили сценки с подземными богами, потревоженными археологами скелетами и т. д.
А сотрудники-археологи провели саму церемонию «посвящения».
Для начала они нам зачитали текст клятвы:
«Волею Зевса-громовержца и прочих богов Олимпийских и подземных приводим к присяге и посвящаем в археологи отроков и юниц первой и второй младости, равно и как Бахусу угождающих, так и непреодолимых трезвенников, и оглашаем 10 заповедей археолога:
1. Любить бровку, но не платонически – снимать с неё всё лишнее.
2. Знать своё место, как в палатке, так и в посадке.
3. Бери побольше, бросай подальше, пока летит – отдохнёшь.
4. С покойником не фамильярничай, ибо он тебе в предки годится.
5. В шурфе не спать, ибо зароют, а сам не выберешься.
6. Считать жару благом, а дождь – подарком.
7. Считать чай нектаром, а макароны – амброзией.
8. Первое, второе и третье есть только ложкой.
9. Чревоугодию не предаваться, ибо на три порции всё равно не заработаешь.
10. Считать экспедицию своим домом, а её традиции – законом.
Клятву сию нарушившего да постигнут все кары небесные: сап, чесотка, ботулизм, ночные кошмары, бесцветная горячка и длинная рука деканата!»
После этого мы по очереди подходили к знамени экспедиции. И, преклонив колено, целовали его в специальное «место для целования».
А в это время сотрудница кисточкой, макая её в древний горшок, брызгала на наши головы «смесь № 3». Правда, я так и не понял, что это была за смесь.
Другой человек лопатой-«комсомолкой» шлёпал («посвящал») по мягкому месту (то бишь, по попе) новоиспечённых археологов.
* * *
Быстро пролетели летние денёчки, даже не успели заметить как.
И закончилась наша археологическая экспедиция.
На память о ней остались лишь несколько фоток, да песня эта, которую сочинили мои однокашники:
Ирины Фёдоровны слыша голосок,
Припомню я забытое свиданье,
Курганы и могильника рядок
Над тихою речушкой без названья.
Прошу вас, Зоя Павловна,
Сказать тихонько мне
Какие там сокровища
Лежат на глубине.
А бровки шли неведомо куда,
Могилы неизвестно где кончались…
И сразу откопали мы тогда,
Того, о ком так страстно мы мечтали.