Работа над ошибками

Южный Ветер
Пусть будет "естествознание". По сути, так оно и есть ...

И снова всеми нами так не любимый момент: мы ошибаемся.

Корим себя за это, не любим и не умеем прощать ошибки другим. Избегаем инстинктивно ситуаций, в которых ошиблись. Просто инстинктивно, а иногда – сознательно. Они болят, беспокоят, угнетают, злят. Давайте забудем прошлое и начнём жить «с чистого листа».

Нетрудно начать жизнь с чистого листа. Трудно изменить почерк.

Мы по-детски наивно верим, что есть кто-то, мудрый-великий-могучий, кто никогда не ошибается, знает все ответы. Так же наивно и беззаветно желаем не ошибаться. Пытаемся что-то урвать у того, кто, как нам кажется, не ошибается, надеясь, что он даст нам рецепт готовых решений …

И отчаянно чувствуем себя обманутыми, когда вот этот кто-то великий и могучий, что-то знающий и что-то умеющий, не может нас научить тому же. Оказывается просто человеком, который тоже может ошибаться. Переносим свою неспособность учиться на того, кто учит нас. Отказываемся от своей доли ответственности.

Научить. Вот именно над этим словом стоит задуматься.
Как-то само собой ускользает от внимания то, что в процессе обучения активны (предположительно) две стороны: кто учит и кто учится. И ответственность за результат лежит на обоих в равной степени, как это ни прискорбно. Эта пара связана, она – система, одна часть без другой не актуальна. А если поставить себя на место учащегося, то особенно вторая часть этой диалектической пары должна бы привлечь внимание.

Здесь стоит ещё раз призадуматься: умею ли я учиться? ХОЧУ ли я учиться? И хочу ли я УЧИТЬСЯ учиться. Настаиваю, здесь нет тавтологии.

В освоении каждого вида, типа, направления знания есть, как это водится, три источника, или три составных части, сейчас это не суть важно: освоение, контроль и умение применить самостоятельно.
Без третьей составляющей нет знания. Есть информированность, компетенция … ну, много сейчас есть разных слов, позволяющих объяснить и обосновать то увиливание, о котором хочется забыть.

Кстати, именно грамотно обрезав вторую, третью или и вторую, и третью вместе составляющие из программы обучения умные, но корыстные люди давно успешно делают свой маленький (и большой!) бизнес.

Ошибки присутствуют на каждом этапе. И это естественно, когда мы учимся тому, чего не умеем. Более того – именно ошибки имеют особую ценность и дают шанс достигнуть третьего этапа. Умения применить самостоятельно.

Так уж сложилось, что мне пришлось проверять на практике, чуть ли не на каждом шагу убеждаться в ценности ошибок. Или, как я люблю говорить «ошибочных срабатываний». Не скажу, что большой любитель, или мне нравится ошибаться.))) Я скажу, что меня это просто бесило и ввергало в отчаяние. Но пришлось.

Здесь я хочу напомнить один из ценных аспектов системы образования, от которой наша страна отказалась. А вот ковыряться в причинах и последствиях  сейчас нет никакого желания.

Давайте вспомним математику. Не надо залезать в дебри, нет нужды аппелировать к каким-то её направлениям. Я хочу напомнить один принцип, который был жестко закреплён в изучении именно математики в школе. Просто потому, что только там его работа – очевидна, достаточно легко усваивается.

Как выстроена была система усвоения материала? В упрощенном варианте так: освоение материала, контрольная работа, работа над ошибками. Ничего не напоминает?
Более того, исходно оценивались учителем все три этапа.

Я застала ещё то время, когда после рубежной контрольной работы на дом давалось задание, прямо так и записывалось в дневнике: работа над ошибками. Дома. Самостоятельно. Над своими ошибками в контрольной работе.
Моя учительница математики ставила за работу над ошибками оценку. В журнал. Ты мог получить «трояк» за контрольную – и «пятёрку» за работу над ошибками. В журнал шли обе. Особенно последним все мы горячо возмущались. Никто этого делать не хотел и не делал, потому в журнал она перестала ставить («двойки», как мы все понимаем), но в тетрадь обязательно ставила. За невыполненное задание. В том числе и мне.
Но дома у меня был папа, который однажды решил это дело переломить.
Я стояла насмерть.
Я что называется «ловила всё на лету», считала, что это круто и плевала на то, что почти никогда не получаю «пятёрок» на контрольных. Как и на чужое мнение по этому поводу. Всегда есть объяснение, отговорка, почему не получилось, но нет желания научиться делать так, чтобы получалось.

И только однажды всеобщими усилиями меня заставили сделать настоящую работу над ошибками в одной из контрольных.
Я получила «пятёрку», я получила её в журнал. Меня привели в пример всему классу именно за это.
Такой позитив помог мне запомнить, что же на самом деле получила я сама, благодаря этой вот вымученной что называется работе над ошибками всего в одной контрольной. Я осознала, почувствовала, как разрозненные раньше знания по теме каким-то образом соединились во мне с систему. Понятную. И что никакая другая заковыристая задачка вот по этой теме, никакой стресс на контрольной не поставит меня в тупик. Плюс к этому – я получила какую-то труднообъяснимую дозу уверенности в себе. Она тоже оказалась мимолётной, как и многое из того, что я «хватала на лету», но … я запомнила.

Сейчас – понимаю: меня вынудили пройти хотя бы раз положенный цикл. Один маленький простой цикл. Но условно замкнутый и цельный. И это сработало. Не смотря на отчаянное сопротивление. Сработало потому, что систему обучения – ту самую – придумали не дураки.
И это всего один из моментов в нашей системе образования, от которого мы дружно отказались, обосновали этот отказ, выращивая одно за другим поколения не умеющих мыслить людей. Людей, не умеющих учиться. И не хотящих этого ни в детстве, ни в молодости, ни дальше.

Это просто один, всего один пример. Он не обо мне, он не о математике. И я не уверена, что понятно, почему я его привела. И я тогда не понимала. Не понимала, что это один из базовых принципов. Что он работает не только для математики.
Для любой отрасли знаний, в том числе и гуманитарных.
Для искусства.
Для творчества.
Для человеческой жизни.
Для отношений между людьми.
Для жизни страны.
Для жизни души.
Для жизни мира, в котором живём.
Для всего, что нам дорого, и в чём мы очень не хотели бы совершать ошибок.
Для всего, что мы хотели бы постигнуть.

Но именно в математике он – очевиден.
Не нужно самому ломать мозги и постигать какие-то тайны, имитируя бурную деятельность и получая «пшик» на выходе и пустую самоуверенность, которая не делает нас сильнее.
Кто-то за нас уже подумал, и подумал очень хорошо. Нужно просто однажды выполнить полностью простой алгоритм: освоение – контрольная – работа над ошибками.
Не ради получения ответа. А ради того, чтобы понять и осознать принцип. Если это произойдёт – принцип начнёт работать внутри нас. Мы просто будем уметь им пользоваться самостоятельно.)
Мы научимся учиться.

Это один из моментов, одно из мгновений, которые меняют жизнь.
Меняют реально и меняют качественно.
Меняют почерк.

Для всего, чего мы не знаем, но хотим постигнуть, принцип работает. Он работает, когда мы не боимся делать ошибки, не прячемся от того, что уже сделали. И не ленимся, не трусим, не оправдываемся перед собой и другими, не тратим кучу энергии впустую всё ещё ожидая какого-то эфемерного результата, который зачастую даже не понятно для чего нужен, не откладываем на потом «работу над ошибками».
Хотя бы теми, которые уже совершили и знаем о них.

Я и потом сопротивлялась. Сначала взрослым, потом миру, который – о ужас – вынуждал меня ошибаться. И ошибаться, и ошибаться. Но я уже ЗНАЛА ценность ошибочных срабатываний. И я училась учиться на собственных ошибках и чужих «не правильных срабатываниях». Собственно, я перестала считать ошибками то, что таковыми считается.

Что я могу сказать …. Оно того стоит.