Сороконожка

Алика Джамал
               
                Автор: Азиз Азиз
               
                Перевод с таджикского языка Алики Джамал

В тени свежих и чистых листьев подорожника, каждое утро собирались и учились цветочная бабочка, жужелица, муравей, паучок, стрекоза, муха, комар и пчела.
Когда сороконожке исполнилось десять дней, мама ее тоже отвела в школу.
- Учись хорошо, сороконожечка, - сказала она. – Хочешь жить хорошо, быть всегда спокойной и беззаботной, учись! Когда подрастешь - тебе исполнится тридцать дней, я оставлю тебя одну и уйду в другие места. Тогда то, чему ты научишься у своего наставника, пригодится тебе в жизни…


Сороконожка пообещала маме, что будет учиться хорошо и отлично. Она это пообещала и своему наставнику – старой мудрой змее в очках.
Но на второй день учебы сороконожка опоздала на урок. Это повторилось и на третий день. А на четвертый день сороконожка опоздала на целый час.
Мудрая старая змея сначала ничего не говорила, думала, что эти опоздания сороконожки временны. Но в конце недели сороконожка опоздала на целый полдня.


Тогда терпению змеи пришел конец.  Чтобы пристыдить сороконожку перед одноклассниками, старая мудрая змея в очках сказала:
- Послушай, сороконожка! Почему ты опаздываешь на уроки?  У тебя же, слава Богу, сорок ног, а не четыре, шесть или восемь, как у других! Если ты по каждой ножке сделаешь один шаг, то уже будешь раньше всех в школе. В чем дело? Или тебе школа уже надоела? А может быть, тебе не нравятся мои уроки?


Сороконожка, молча слушала наставника, склонив голову, слушала очень внимательно и потом сказала:
 - Дорогой мой наставник, пусть бы лучше у меня были четыре ножки, шесть или восемь ног! Все мои беды вот в этих сорока ножках. Я каждое утро просыпаюсь рано, но эти сорок ножек надо помыть, эти сорок ножек надо вытереть, на эти сорок ножек надо надеть носочки и обуть их. Представляете, дорогой наставник, сколько времени занимает все это!? Самое трудное – это надеть сорок туфелек!  И это не главная беда, знаете ли вы, как трудно завязывать шнурки на этих сорока туфельках!? А вытирать на них пыль!?  Одним словом, когда я заканчиваю все эти дела, проходит уже полдня. Для того, чтобы я пришла в школу вовремя, мне надо не спать всю ночь, глаз не сомкнуть, наставник…


Сороконожка сказала это и от обиды разрыдалась навзрыд. Одноклассникам стало жаль ее. Старая мудрая змея в очках растерялась, не зная, что сказать, потому что не подумала об этой стороне проблемы. Ей стало жаль сороконожку. Действительно, сороконожке было трудно. Потому мудрая змея сказала:
- Сороконожка! Ты можешь приходить на уроки когда захочешь. Я для тебя буду проводить отельные уроки.


Но цветочная бабочка, жужелица, муравей, паучок, стрекоза, муха, комар и пчела сказали своему наставнику:
- Дорогой наш наставник! Вы не беспокойтесь. Мы каждое утро будем ходить к сороконожке домой, чтобы помочь ей мыть ножки, надевать носочки и туфельки.
Старая мудрая змея в очках очень обрадовалась и похвалила своих учеников. Начиная с этого дня  и далее, пока не окончила школу, и не получила аттестат зрелости, сороконожка посещала уроки под листом подорожника, а значит, стала рано приходить в школу.