Как написать сочинение

Светлана Шаляпина
                Сочинять - 1.придумывать, творить
                2.выдумывать, лгать
    
                ( Из словаря )

    

Перед Новым годом в школе разразилась катастрофа. Два выпускных класса остались без преподавателя литературы. А впереди выпускной экзамен, сочинение! Всё произошло неожиданно, потому что Ирина Ивановна, которая ушла в декретный отпуск, заранее не поставила в известность администрацию школы.

Среди словесников началась лихорадка. Никто не хотел брать на себя ответственность за незнакомых школьников. Как за полгода подготовить к выпускному экзамену тех, кого не учил? Педагогов вызывали по очереди в кабинет директора, откуда они выходили в нервном состоянии, с румянцем на щеках. Пожилые учителя сумели
отстоять свою независимость, хотя их опытность ставилась во главу угла. А мне отвертеться не удалось, так как у меня было меньше учебных часов, чем у других, и я была гораздо моложе опытных, а значит, как считали директор и завуч, у меня было больше сил. То, что у меня не было раньше ни одного выпускного класса, не приняли во внимание. Напутственным словом директрисы было указание: "Учите писать сочинения!"

Для меня началось трудное время. Мало того, что прибавилось работы, проверки тетрадей - сложными были некоторые психологические моменты. Выглядела я моложе своих лет, и взрослые дети, многие из которых были выше меня, смотрели на новую нежданную преподавательницу с недоверием и снисходительной усмешкой.

Для подготовки к экзамену нужно было писать больше сочинений. На мой взгляд, сочинение - это очень сложная форма самостоятельной литературной работы. Научить этому всех вряд ли возможно. Не все способны правильно изложить свои мысли ( да ещё вопрос - есть ли эти мысли? ), не у всех развита связная речь. И не секрет, что многие ученики списывают с учебников, с разных методических пособий. А ещё вполне легально существуют сборники готовых сочинений.

Но для того, чтобы указать ученику, что у него что-то списано,  и за это снизить оценку, нужно точно знать, в каком источнике это написано.

И вот очередное задание: домашнее сочинение - даю несколько тем - по роману М.Шолохова "Поднятая целина".
Проверяю тетради 11-го"А" класса и с удовольствием отмечаю одно из сочинений, написанное толково, интересно, по существу. В общем, безусловная "пятерка", даже две: одна за содержание, вторая - за грамотность. Смотрю на обложку тетради, чья же там фамилия? Петрова... С трудом вспоминаю эту девочку, и в мыслях моих начинают чередоваться удивление и сомнение. Девочка, по моим представлениям, - не такая уж хорошая ученица. Но, может, я ошибаюсь? Ведь я так мало времени знаю учеников, да ещё их много - два класса.

На следующий день заглянула в журнал: интересно, какие оценки у Петровой были раньше по русскому языку и литературе? Оказалось, большинство троек. Но что делать? К сочинению не придерешься: ни одной ошибки, и содержание замечательное. И такой текст я ни в одной критической статье не видела.

Второй класс писал сочинение позже. Во-первых, сразу проверять две пачки тетрадей трудно: ребята ждут результатов, анализа работ, оценок. Во-вторых, я немного приболела - в общем, в проверке тетрадей между двумя классами образовался временной интервал.
Темы были те же. Проверяю сочинения другого класса, 11-го"Б".
Почти в конце работы спотыкаюсь на одном из текстов. Тетрадь Морозовой. Где-то я это видела. Но где?

Такая мешанина тем, мыслей, слов, предложений... Больше семидесяти сочинений... Тексты в учебниках, в методичках... Голова идёт кругом...
Не сразу, а, наверно, через два-три дня вдруг приходит озарение: этот текст я видела в предыдущей пачке тетрадей!
Утром прихожу на работу пораньше и заглядываю в шкаф, где лежат тетради для сочинений. Перелистываю все тетради, ищу... Неужели я ошиблась? Вот оно! Тетрадь Петровой. Сравниваю. Всё совпадает слово в слово, даже абзацы начинаются и заканчиваются одинаково.

Путём несложных размышлений прихожу к умозаключению: либо писали вместе, либо списали с одного источника. Второе вернее.

Морозова воспринимает "двойку" недовольно. На моё предположение, что они с Петровой писали вместе, возмущенно восклицает: "Да я её вообще не знаю!" И это подтверждает мою уверенность в списывании. Петрова на исправление "пятерки" на "двойку" реагирует агрессивно, выкрикивая угрозы.

Но самым неожиданным для меня оказался разговор с классным руководителем Петровой, которому она на меня пожаловалась. Евгений Андреевич, мой ровесник, с которым мы были в дружеских отношениях, подошёл ко мне после уроков.
- Слушай, что происходит? За что ты поставила Петровой "двойку"?
Я показываю ему обе тетради, в которых содержится один и тот же текст.
- Видишь, это ведь понятно, что списано с готового сочинения.
- Но ты сначала поставила "пятерку"!
- Потому что я тогда еще не видела сочинения Морозовой.
- Значит, если бы не было сочинения Морозовой, у моей Петровой осталась бы в журнале оценка "пять"?
- Да. Хотя у меня были сомнения.
- Если ты поставила "пять", значит, сочинение заслуживает такой оценки?
- Но она же его списала!
- Но ты могла бы этого никогда не узнать. Надо было оставить всё как есть. А теперь могут быть неприятности от родителей. Тебе это надо?

Мы абсолютно не понимали друг друга.

Обе ученицы до конца учебного года относились ко мне очень неприязненно. А мне было странно, что они обижаются на меня вместо того, чтобы осознать свою провинность: ведь они совершили обман.