Голубая Надежда. Задушевные беседы. ч. 4

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
 
Blue Hope/Голубая Надежда

Мудрость индейцев
 
Очень старые сказки
 
"Там где гостеприимство, необязательно много говорить"
(Арапахо)
 
    Это было ещё до появления у индейцев лошадей. Издавна на землях к западу  от Великих озёр жили племена шайенны и арапахо. (1) Занимались охотой, но главным занятием была рыбная ловля. Каких только рыб не вылавливали индейцы!
   Довольно мистическим и   малопонятным  было явление, когда на озёрах, в совершенно тихую, безветренную погоду, поднимались гигантские волны, с сокрушительной силой налетающие на берега. Индейцы называли это явление "тремя сёстрами".
  Научные объяснения сводятся к тому, что дно озёр временами испытывает резкие колебания. Почему это происходит и до сих пор остаётся загадкой. Окрестные сейсмические станции не фиксируют никаких подземных толчков.(2)
   И очередная загадка, которую хранят Великие озера, и главная сенсация космических взрывов на сегодняшний день состоит в том, что на их месте, в настоящее время находятся самые гигантские кимберлитовые трубки Земли -  космические месторождения алмазов.
   Следует отметить и одну характерную особенность в расположении крупных озер Северной Америки, которые представляют собой овальную цепь, протянувшуюся с северо-запада на юго-восток.
  Эта вытянувшаяся дугой цепь озер, в которую входят Большое Медвежье озеро, Большое Невольничье озеро, озеро Атабаска, озеро Оленье, озеро Саутерн – Индиан, озеро Виннипег, озеро Лесное, а также система Великих озер, включающая в себя Верхнее озеро, озеро Гурон, озеро Мичиган, озеро Эри и озеро Онтарио, и являются земным следом серии электроразрядных взрывов космического пришельца, настигшего Землю в 9612 году до н.э.
   Геологи высказывают  предположения о тектоническом происхождении этих озер.  Вполне возможно, что  они имеют космическое происхождение, и как это не покажется странным, данная версия логично и просто согласуется с бесплодными поисками североамериканскими геологами гигантского месторождения алмазов.
    В пользу космической версии происхождения Великих озер говорит и тот факт, что образование Ниагарского водопада, находящегося между озерами Эри и Онтарио, большинство ученых  связывают с космической катастрофой, произошедшей в середине десятого тысячелетия до н.э. (3)
   Геологам хорошо известно, что где-то по соседству с северо-восточной частью американского штата Индиана, имеются свидетельства наличия множественных кимберлитовых трубок, в которых могут находиться колоссальные запасы алмазов.
В этом и прилегающих районах уже неоднократно находили алмазы весом в двадцать и больше карат. Однако источник этих алмазов до сих пор не обнаружен. Полагают, что он может находиться под Великими озерами. (3)
      "… источник алмазов действительно находится под Великими озерами. И запасы алмазов в этом месторождении, по-видимому, превышают суммарные запасы всех кимберлитовых трубок мира"
("Комета Возмездие" авторский сайт Бударина М.Д.(3)
 О том, что земли Великих озёр посещали инопланетяне, свидетельствуют индейские верования, мифы и легенды. 
"Мифология североамериканских индейцев очень  сложна, многогранна и крайне необычна"
(Павел Гросс)
   В мифологии индейцев  нашли отражение природа, земля и человек. Дело в том, что люди неустанно искали себе союзников. К этому их подталкивала сама жизнь и окружающая действительность. Они  верили в то,  что эти силы находятся в потустороннем, божественном, сакральном мире. (4)  Проводниками  в этот мир  считались шаманы, вожди и старейшины племен. Они были мудрее, опытнее и умели  доверительно говорить с духами  природы.

  Великие Духи индейцев

  -  Ахсоннутли -   женщина всех племен. Индейцы племени Навахо представляли её  красивой,   молодой и пышущей жизнью женщиной. Она олицетворяет небесный свод.  В её силах  изменения в природе.  Особенно почиталась за то, что подарила людям дневной свет.
— Кокопели. Задиристое,  шаловливое, хитрое и в то же время — простодушное сверхъестественное существо. Индейцы верили, что с появлением Кокопелли всегда приходит весна.
-  Манабозо. Имеет несколько имён: Мичабо, На-На-Буш и Глускэп.  Родился от смертной женщины и ветра. По легендам индейцев племени Алгонкинов (5)  Маназобо — создатель всего сущего, то есть, Всего Мира и родился от смертной женщины и ветра. Именно Маназобо спас  людей от Вечной Темноты и  уберёг их от Большого Потопа, который предсмертным заклинанием наслал на людей Вечный Кит.  После свершения подвигов Манабозо вернулся в своё племя и научил людей всяким ремеслам, письму, колдовству и  известному лишь богам знахарскому искусству. В конце жизни Манабозо поселился на небольшом островке посреди реки. (6)
  — Тавискарон  и Иоскеха. В индейской мифологии существовало два великих творца природы. Первого звали Иоскеха, второго — Тавискарон. Иоскеха управлял солнцем, теплом и  приходом весны. В противоположность Иоскеха, дух Тавискарон считался богом зимы, мрака и холода.
— Маниту -  духи-покровителии,  наделяющие  людей магическими знаниями. Индейцы верили, что Маниту живут везде -  на земле, под землёй  и над землёй. В них сосредоточена власть и магическая сила, благодаря которой можно изгонять прочь из этого мира даже саму смерть.
— Масау-у — защитник и покровитель людей. Масау-у приписывается создание так называемых "Путеводных табличек". Это существо однажды спустилось с небес на землю и подарило их не всем  людям, а избранным  старейшинам некоторых племен. На табличках изображены точные пути каждого индейского рода. (6)
     Старейшины, жившие уже довольно долго,  учили молодых индейцев всему, что умели сами. Так племя приумножалось и процветало. Сильные и ловкие вожди, хорошо знающие военную тактику и знакомые с манерами речи, начинали или прекращали войны. То есть, делали практически всё, чтобы племя продолжало жить дальше.
    Опытные мастера магических слов — шаманы молили духов о дожде или солнце, и силы природы подчинялись им. Шаманы спасали людей от действия злобных сил.
  — Злые Маниту.  Представители индейского племени Навахо видели в этом сверхъестественном существе   гигантского водяного змея с короной из рогов на затылке. В отличие от большинства духов, Злые Маниту иногда проявляли значительную благосклонность к людям.
  — Виндиго — грозный великан-людоед.  Индейцы племени Оджибва верили, что человек, хотя бы единожды вкусивший человеческого мяса, необратимо становится Виндиго.
— Иктоми — сверхъестественное  существо. Иктоми так ненавидели людей, что насылали на индейцев   войны и раздоры.  Единственная заслуга злобного духа Иктоми в том,  что без него люди вряд ли бы когда научились говорить.
-  Итхаква — сверхестественное существо. Индейцы верили, что этот демон управляет холодом и снежными бурями.   Его называют  Богом Белого Забвения, Богом Белой Тишины, Бегущим Ветром. Страшен его поцелуй!  Поэтому никто из индейцев не рисковал выходить из вигвама, когда дул пронизывающий ветер и крепчал по-особенному жестоко мороз. Проделки  Итхаква — замерзшие люди  с искаженным  лицом и инеем на коже.
  — Хадуигона — злобный горбатый великан, покровительствующий неизлечимым болезням и смерти. По поверьям ирокезов, человек, надевший маску Хадуигона, при определённых обстоятельствах может обмануть смерть.
  Если верить индейцам, то мир, в котором мы с вами имеем счастье жить — четвёртый по-счёту. Первый — с сушей, океаном, живой и неживой природой — назывался  Топеха. Этот мир за непослушание  людей многие лета назад был уничтожен его же создателем — Тайова. Два последующих мира так же были уничтожены.  Современный мир — уже  четвёртый.

Переселение индейцев

   В конце XVII века индейские племена шайеннов стали переселяться в прерии.
По пути им повстречались оседлые индейцы-манданы и арикара.(7) На какое-то время шайенны и арапахо приняли образ жизни этих индейцев, построили землянки, засеяли поля и огороды.
   Но как только во 2-ой половине XVIII века в северных прериях появились первые лошади, они очень быстро превратись в воинственных кочевников. Через два поколения они совсем забыли о землянках и полях.
   Ведь бизоны дали всё,  что им требовалось. Мясо, печеньи жир животных шли на еду. Бизоньими шкурами  покрывались типи. (8)
Из шкур шили обувь — мокасины, а также  рубахи, леггины (9) набедренные повязки, пояса, щиты, ножны, уздечки, лассо, сёдла, cумки.
  Из бизоньих рогов — изготавливали пороховницы, чашки, ложки, черпаки, составные части головных уборов.
 Из костей — ножи, наконечники для стрел и копий, палицы, церемониальные и игральные предметы. Из шерсти бизона плели головные уборы, веревки, плетки.

  Как собака спасла всё племя

  Шайенны передвигались с  места на место, следуя за стадами бизонов. Иногда вынуждены были бежать от врагов, оставляя свои жилища.
  Об этом узнал Маккензи от своих друзей-индейцев Кичи и Одэкота. Вернее, от их жён. Жена Одэкоты  Кэтери  поведала следующее:
  — Часто старейшины  шайеннов  рассказывали  молодым индейцам  о том, как собака спасла всё племя от смерти. (10)
   На одной из стоянок Канги  со своей женой Пэквой и подростком-сыном, которого звали  Кикэла,  поставил свой вигвам в стороне  от остального племени, за рекой. Всё потому, что Пэкву считали Ново — ведьмой. (11)Даже шаман Мокни обходил её стороной. А  как иначе? Побаивался её.
   Пэква от своей бабушки-шаманки знала рецепты снадобий, травы собирала, лечила соплеменников от болезней и недугов, роды принимала, зубную боль заговаривала. Мокни был уверен, что Пэква  и с духами Маниту общается. Они наделили женщину колдовскими знаниями. Побаивался старый Мокни, что Пэква займёт его место.  Не было ещё такого, чтобы шаманов у шайенов была женщина. Это и успокаивало старого индейца.
   У Пэквы была собака Чэпи. Очень привязался к собаке Кикэла. Играл с её щенками. Чтобы те не замёрзли, мальчик занёс их домой.
  Однажды ночью Чэпи отправилась на поиски пищи для щенков. Вернувшись обратно, она начала облизывать их, а потом  жалобно заскулила.
— Зачем она это делает? — удивился Канги  поведению собаки.
 А Пэква внимательно прислушалась, глядя  Чэпи в глаза.
— Чэпи чувствует что-то  недоброе, — сказала она мужу.
Тогда Канги обратился к собаке:
-  Если ты что-то  знаешь, скажи нам об этом. Мы не хотим умирать, если мы в опасности. Помоги нам, и мы спасём твоих щенков.
  После того, как  Канги сказал это,  Чэпи  выбежала из вигвама и долго не появлялась.  А когда  вернулась,  присела у очага и стала смотреть на дверь.
— Мы уходим! — сказала Пэква голосом, не терпящим возражений. — Но прежде разожги огонь в очаге. Муж выпрлнил её поручение, знал, что с женой лучше не спорить. Всё, что она предрекала, всегда исполнялось. А тут Канги понял, что семью ожидает гибель, если они не  покинут вигвам.
— Возьмите щенков, — велела  Пэква велела  мужу и сыну.
  Канги  сложил щенков  в свой плащ, а одного отдал сыну. Это был самый любимый щенок мальчика, которого он назвал Ашки.(12)
 Пэква сложила в  сумку — парфлеши (13)  всё  самое необходимое.
Но первым делом Канги разжёг большой огонь в жилище.
— Пусть думают, что мы дома.
  Чэпи вышла за дверь. Канги, Пэква и Кикэла последовали за ней. Собака повела их вниз к реке,  подвела людей к броду. Так все и  переправилась на другой берег. Канги бережно нёс щенков, а Кикэла нежно прижимал к груди Ашки. Щенки будто чувствовали опасность и не подавали голос.
— Всё будет хорошо, — шептал мальчик Ашки  в ухо. — Я тебя в обиду не дам.
  Чэпи понимала, что говорит мальчик, обернулась и посмотрела на Кикэлу человеческим взглядом, будто благодарила.
   Прошло немного  времени, Канги, Пэква и Кикэла   услышали выстрелы, прозвучащие с той  стороны,  откуда они пришли. А потом показался дым.
— Враги поняли, что в вигваме никого нет и подожгли его, — сказал Канги.
— Не жалей, Кан, — так нежно называла Пэква мужа, — Вигвам новый построишь. Главное, что мы живы остались. Спасибо, Чэпи!
Женщина благодарно потрепала собаку по холке.
  Семья пришла в общий лагерь  шайенов. Канги  рассказал Кваху,  вождю  племени, что враги сожгли их вигвам, а они спаслись только благодаря Чэпи.
— За то, что Чэпи отвела от нас беду, мы спасли её щенков.
— Хорошая собака, — похвалил Кваху Чэпи. — Вот вижу мальчик  уже выбал для себя щенка. А можно мне щеночка?
Тут откуда не возьмись, а до этого его не было, выскочил шаман Мокни.
— И мне! И мне!
Пэква и Чэпи переглянулись. Чэпи пролаяла один раз,  соглашаясь.  Кваху досталась рыженькая с пятнышком на лбу в форме бабочки. Пэква и Кохэна  дали ей имя Нова — бабочка.
  А  шаману досталась  Кэнти — поющая, так  щенка назвал Кикэла за  то, что она повизгивала мелодично. Потом  шайенны  сразу же двинулись прочь с этого места.
Так собака спасла всех. Оставшихся  щенков потом  разобрали соплеменники.
Кикэла  сам всем щенкам дал имена:
Сикис — друг, был самым дружелюбным и достался семье Човайохоя, так как среди его детей  была девочка, которая очень понравилась Кикэла. Звали её Моема.
 Чочо — от имени Чочмо -  насыпь грязи. Щенок всегда  в чём-нибудь был испачкан. Пэква и Кикэла, посоветовавшись, отдали щенка Чогэну.
Щенок Нуто -  огненно-рыжего цвета  Кикэла подарил своему  другу Тэкода.
  А щенка, который постоянно прятался в траве и его однажды чуть не потеряли, Кикэла назвал Хоки. Его взял молодой индеец Уоникия, у него ещё не было жены.  Пэква посоветовала ему в невесту красавицу Нэди. Была она не по годам мудра, её Пэква обучала всему, что знала сама. Родители девушки Чэтан и Кэтери — не возражали.  (14)  Да и к Пэкве стали обращаться по-другому, уважительно. Теперь безбоязненно и в открытую лечились у неё. А шаман Мокни стал прислушиваться  к её предсказаниям.
 -  Да… молодец собака! Отвела беду от шайеннов! Хорошая легенда! — восхищался Александр Маккензи.
  Значительно  позже Редьярд Киплинг напишет сказку: "Кот, который гулял где хотел", в которой расскажет, как человек приручил животных. И первым была собака. (15)
 -  Ещё одну старую-престарую сказку часто рассказывают шайены, — продолжала  жена Кичи Сэйен. — Они хорошо помнят, откуда в их племени появилась привычная еда.
 "Если бы не открыли Америку, как бы итальянцы делали свои пиццы без томатного соуса? Где была бы французская выпечка без ванили и шоколада? Как бы венгры готовили свои паприкаши? А обошлась бы почти вся Азия без перца-чили и арахиса? Не говоря уж о национальной русской картошке!"
(автор неизвестен)
   В давние-стародавние времена раскинуло племя шайеннов на Великих равнинах  свой лагерь.  По старому обычаю, вигвамы  поставили в круг, так от врагов было проще укрыться. В  середине дети затеяли игры. Но долго играть  не получилось:  они были голодными. В племени давно уже  голодали, и во всём лагере не было ни крошки еды.(16)
И тут индейцам вызвались  помочь  два могучих колдуна — анти. Да и заспорили.
— Я помогу  добыть еду!
— Нет, я помогу найти еду!
  На первом колдуне, которого звали Вичаша,   была бизонья накидка. На другом, имя которого было   — Уохчинксэпа,  точно такая же.  (17) Поглядели они   друг на друга, удивились:
— Ох -ха! Одеты то мы совсем одинаково!
— И лица раскрашены одинаково!
-  И перья  на уборах одного цвета!
— Да и вьются одинаково!
 Вичаша  и говорит:
— Не держишь ли ты на меня зла? О,  мудрый Уохчинксэпа?   Зачем подражаешь моему наряду? Ты что, смеёшься надо мной? Как ты смеешь! Я самый великий колдун на Великих равнинах!
  Вичаша даже ногой притопнул для устрашения Уохчинксэпа.
 А тот довольно миролюбиво  отвечает:
— По-моему, это ты смеешься надо мной! О, премудрый Вичаша! Кто, интересно,  научил тебя так одеваться?
— Мне привиделось во сне, — стал объяснять Вичаша,  будто отправился я к ручью, что течёт вблизи нашего лагеря, и там проведал про это платье.
Уохчинксэпа удивился и повторил слово в  слово:
— И мне привиделось во сне, будто отправился я к ручью, что течёт вблизи
нашего лагеря, и там проведал про это платье.
Жарко заспорили колдуны, а потом решили:
— Пойдём к ручью вместе и решим, у кого из нас больше прав носить этот
наряд.
Пошли они к ручью, а за ними индейцы  направились следом за ними.
У ручья Вичаша  с вызовом спросил у Уохчинксэпа:
— Посмеешь ли ты войти в ручей?
Уохчинксэпа ответил с вызовом:
— Я-то посмею! А ты?
Недолго думая, они вместе вошли в ручей, шли, шли, а потом погрузились на самое дно.
Там, на дне, колдуны увидели старуху, которая жила в этом ручье..
— Зачем пришли? — спросила старуха.
Вичаша и Уохчинксэпа  были очень голодны, поэтому они ответили сразу,  взяли бизона за рога,  как говорили среди шайеннов. (18)
— В нашем племени нечего есть. Помоги нам, Тэхи! Здесь так холодно!
А ведь на самом деле старуху звали Тэхи. (19)
— За то, что вы отгадали моё имя, — сказала старуха. — Меня действительно зовут Тэхи. Я помогу вам.
— Ты — мудрая, Мэйэра! — сказал Вичаша. — Спасибо!
— Согласен! — подтвердил  Уохчинксэпа.  Пусть теперь все водные жители  так тебя зовут!
Нэхи  дала каждому по миске с едой. Одну миску она наполнила кукурузой, а другую — пеммиканом.(5)
 Вичаша и  Уохчинксэпа возвратились к своему племени и отдали еду людям. Каждый индеец, взрослый и маленький ребёнок,  наелись досыта. Но сколько бы ни ели из мисок, миски  так и оставались полными. С этого времени шайенны никогда не были голодными. А  Вичаша и  Уохчинксэпа часто приходили  к ручью сами, а потом и их потомки.  Стало традицией новобрачным  приходить на это место и бросать в воду цветы. (21) Так индейцы благодарили Тэхи — Мэйэру за то, что она не дала им голодать.
"Перед едой всегда найди время для благодарности"
(Арапахо)
Кое-что из Индейской  кухни (22)
ПЕММИКАН.
1кг. сушеной говядины или оленины (?); 750 гр. сушеных ягод — черники, земляники, яблок, изюма; 500 гр. животного жира или топлёного свиного сала; Земляные орехи — арахис или семечки (не жареные); мёд.
Приготовление:
Сухое мясо пропустить несколько раз через мясорубку и растолочь в порошок. Перемешать с половиной сушеных и растолченных ягод. Эту смесь залить горячим топлёным жиром, добавить немного мёда. Всё тщательно перемешать и добавить все остальные ингредиенты. Смесь после охлаждения сложить в закрытую посуду и поставить в холодильник. Пеммикан готов.
КАША ПО-ИРОКЕЗСКИ
 Большая чашка воды; четыре столовых чашки дикого риса, предварительно замоченного в воде на пол часа или час и хорошо промытого; четыре тонкие полоски бекона; четыре стебля мелко порезанного зеленого лука; четыре порезанных вешенки (грибы); шесть яиц; чёрный перец вперемешку с паприкой и красным острым перцем на кончике чайной ложки, соль по вкусу.
Приготовление:
В средней глубины сковородку налейте воду посолите по вкусу и дайте закипеть, при чём не закрывая крышкой. Когда рис поднимется на уровень воды, то сковородку надо закрыть крышкой и уменьшить огонь. Рис готовится пятнадцать-двадцать минут, он становиться мягким и рассыпчатым, похожим на узбекский плов.
   В другой сковороде в подсолнечном масле обжаривайте до золотистой корочки бекон, мясо можно жарить с грибами, также в это время можно поперчить и посолить. После того, как мясо обжарилось, разбить яйца и перемешать их с мясом и грибами, затем сразу добавить готовый рис, ровно укладывая его поверх бекона, разровнять, сверху положить зелёный лук и немного шалфея.
МАХАУК / КУКУРУЗА.
  500гр. свежей или консервированной кукурузы; лесные или земляные орехи; четыре ложки сливочного масла; соль.
Приготовление:
Обжарить кукурузу в масле. Добавить горсть орехов. Подавать тёплым.
 
(1) Великие озера /Great Lakes/ (США, Канада) включают группу из 5 озер в восточной части Северной Америки, в бассейне реки Святого Лаврентия:
Верхнее (площадь – 82 400 км2, максимальная глубина – 393 м),
Гурон (59 600 км2, 208 м),
Мичиган (58 000 км2, 281 м),
Эри (25 700 км2, 64 м),
Онтарио (19 500 км2, 236 м)
   Шайенны, чейенны — индейский народ в США. Название шайенны произошло от слова сиу ;ah;yela, означающего Говорящие красной (непонятной) речью или Люди, говорящие на чуждом языке. Самоназвание племени — Тсистсистас -  Подобные нам, наши люди. В настоящее время шайенны делятся на северных — Notameohmesehese -  Северные Едоки и южных — Heevahetane — Люди Верёвки.
В честь шайеннов назван город Шайенн, столица штата Вайоминг.
Арапахо — полукочевое объединение, на протяжении XIX  века близко связаны с шайенами. Называли себя  Инунайна — в переводе "Наш народ". Шайены и сиу называли арапахо Люди голубого неба, Люди голубых облаков или Облачные люди
Читайте: http://indiansbelgorod.0pk.ru/viewtopic.php?id=32
(2) читайте: http://www.sunhome.ru/magic/12800
http://usa-info.com.ua/attractions/velikie-ozera-ameriki
(3) "Комета Возмездие" авторский сайт Бударина М.Д статья "Великие озёна"  серия статей "Тайны Атлантиды"
http://kometa-vozmezdie.ru/146-velikie-ozera.html
(4) Сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу) — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
(5)  Алгонкины — группа коренных народов (индейцев) Северной Америки
(6)  Павел ГРОСС   "Пантеон богов индейцев Северной Америки" (7) анданы или манданы — индейский народ из группы сиу, который на рубеже XVIII—XIX веков вёл полукочевой образ жизни на реке Миссури и её притоках Харт и Найф. Археологические находки указывают на то, что манданы пришли в эту местность из долины реки Огайо. В 1838 году большая часть племени вымерла от эпидемии оспы. Последняя чистокровная представительница племени манданов умерла 6 января 1975 года.
   Арикара — полукочевое объединение, которое обитало на территории Великих равнин США в течение нескольких сот лет. Затем арикара переселились из Южной Дакоты в Северную, где в настоящее время находится резервация Форт-Бертольд. Вели аграрный образ жизни, выращивали в основном кукурузу, почитали Мать-Кукурузу.
(8) Типи — переносное жилище кочевых индейцев. Часто типи называют вигвамом
 (9) леггины — длинные, отдельные, грубо скроенные штаны, привязываемые к поясу, которые носили мужчины всех индейских племён
(10) с сайта  http://hobbitaniya.ru/ind/ind19.php
(11) индейские имена: Кэтери — чистая,  Канги — ворона, Пэква — лягушка, Кикэла — небольшой,  Пово — ведьма, Мокни — говорящая птица, Чепи — фея
(12) Ашки от индейского имени Ашкий — мальчик
(13) парфлеши — плоскиая сумка (коробки) в форме прямоугольного или квадратного конверта из пергамента (индейской сыромяти) для хранения различных предметов и продуктов питания (сушеного мяса, ягод и т.п.) Источник: http://4colors.ru/bags.html
© Галерея индейского искусства 4Colors
(14) Кваху — орёл, Човайохоя — молодой олень, Миема — сладкая.  Чочмо — насыпь грязи
 Чогэн — чёрный дрозд, Тэкода — друг всем, Хоки- оставленный,  Нуто — огонь, Уоникия — спаситель, Нэди — мудрая
(15) Джозеф Редьярд Киплинг (30.12.1865- 18.01.1936) — английский писатель, поэт и новеллист. Его лучшим  и смаым популярным произведением  считается "Книга джунглей", а также многочисленные стихотворения. В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе. "Кот, который гулял где хотел" ( сборник "Сказки просто так" 1902), на русском  языке более запомнилась по мультфильму  "Кошка, которая гуляла сама по себе".
(16) по мотивам сказки "Старая престарая сказка"  с сайта: http://hobbitaniya.ru/ind/ind19.php
(17) индейские имена: Сэйен – прекрасная, Вичаша — мудрец  Уохчинксэпа — мудрый
(18) "Взять бизона за рога" — выдумка автора, что соответствует поговорке: "Взять быка за рога"
(19) индейское женское имя: Тэхи — холодная
(20) Пеммикан  на языке индейцев кри "пими-окан" — "род жира", — сушёное или вяленое измельчённое мясо бизонов, а также сало, измельчённые сушёные ягоды или сок ягод, иногда — специи. В результате получалось высокопитательная пища с малым весом и объёмом, что облегчало транспортировку. Применялся индейцами Северной Америки в военных походах и охотничьих экспедициях, а также полярными исследователями XIX -  первой половины ХХ в.  В конце XIX века компактность и универсальность пеммикана привлекла к нему внимание путешественников, прежде всего покорителей Арктики и Антарктики. К началу XX века пеммикан стал основным мясным продуктом полярных путешественников.
(21) выдумка автора
(22) индейская кухня с сайта: http://viktor-wind.narod.ru/indians/article_13.files/1.htm