Четверг страстной седмицы

Виктор Еремин
В событиях всего трёх дней страстной седмицы сосредоточены основные идеи христианства. Речь идёт о четверге, пятнице и воскресении. И если с последними двумя днями всё относительно ясно — в пятницу уже арестованный Христос прошёл через шесть допросов, был подвергнут истязаниям, осуждён на казнь, распят, умер и тело его положили в гробницу, завалив её огромным камнем, а в воскресение жёны-мироносицы обнаружили его гробницу пустой, после чего живой Христос («смертию смерть поправ») явился Марии Магдалине, затем несколько раз своим ученикам, чем доказал бессмертие человека и продолжение жизни после смерти, то в событиях четверга существует значительная путаница. А ведь именно они объясняют многое, вокруг чего ведутся нынче споры и вокруг чего строятся главные концепции, отрицающие христианскую веру. Особенно в современной России. Объясняет четверг и случившийся в пятницу сразу после кончины Христа разрыв надвое Завесы в храме Соломона, которая отделяла Святое святых, что ознаменовало окончательную замену Ветхого завета Новым заветом, еврейской библии — христианским Евангелием.
Не сочтите этот маленький опус за проповедь или того хуже — за поучение. Всего лишь расскажу о том, что сам узнал из книг и из бесед с батюшками. Если что не так понял или неверно толкую, это моя вина и мой грех, мне за них и отвечать.

В четверг страстной седмицы ученики спросили у Христа, где им приготовить песах (еврейскую пасху — трапезу в память об исходе евреев из египетского рабства). Христос указал им дом, где на втором этаже они нашли свободную комнату, покрытую коврами. Там и состоялась тайная вечеря — Христос с учениками отпраздновали песах.
Песах — слово на языке иврит, в греческой транскрипции оно произносится как пасха. Богословы обычно стараются не объяснять полное происхождение такого названия. Означает же слово «песах» — «прошёл мимо», «миновал». Оно напрямую связано с десятой, последней казнью египетской, насланной на всех людей, кто проживал в Египте, за исключением евреев.
Поскольку фараон отказывался отпустить евреев из рабства, Бог наслал на народы десять казней. Последняя казнь — смерть всех детей-первенцев в семьях. Их должны были убить невидимые человеческому глазу ангелы. Чтобы не убить еврейских первенцев, Бог заранее повелел евреям приобрести ягнят, заколоть их, сцедить кровь, а мясо приготовить и съесть. В назначенный час кровью ягнят следовало смазать притолоки на входных дверях домов, в которых жили евреи. Так всё и сделали. Ангелы проходили мимо домов, притолоки которых были помечены овечьей кровью, а во все стальные дома они входили и убивали детей. После этой трагедии потрясённый горем фараон оказался не в силах и далее удерживать евреев в рабстве, и они под главенством Моисея ушли на свободу.
Таким образом, праздник песах в полном его определении означает: день освобождения евреев из рабства посредством убийства детей всех других народов, которые не стали избранниками Бога Иеговы. Богословы в течение столетий рассуждают, как правило, только о дне свободы, который собрались праздновать на тайной вечере Иисус и его апостолы.
Когда все собрались и возлегли на ковры, произошло нечто совершенно неожиданное.
По традиции песаха к столу следовало подать: мясо ягнёнка (его так же называют «песах», по-гречески — «пасха»), пресный хлеб мацу (мацот), вино, солёную воду, набор горьких трав и хошерот (пасту из яблок, фиников, корицы и орехов). В Евангелии говорится только о хлебе, вине и непонятной жидкости, которую переводчики Евангелия на русский язык назвали «солило». Скорее всего «солило» — это солёная вода, в которую Христос макал пресный хлеб — мацу. Солёная вода в традиции песаха символизирует слёзы рабства и одновременно исход из рабства через воды Красного моря.
По той же самой традиции трапеза должна была сопровождаться циккароном — воспоминаниями о рабстве предков, чтобы каждый потомок как бы сам испытал ощущение освобождения от рабства. Как раз о циккароне в Евангелии не упоминается. На тайной вечере нет месту воспоминаниям о прошлом.
Зато в каждом Евангелии чётко указывается, Агнцем Божьим за столом тайной вечери был Иисус Христос. Конечно, не о жарком из мяса ягнёнка идёт речь, но о том ягнёнке, кровью которого были помазаны притолоки дверей в домах евреев, первенцев которых защитил от смерти смертью своею жертвенный бессловесный и жалкий малютка-ягнёнок.
Когда Иисус Христос, указывая на хлеб, сказал апостолам: «Сие есть тело моё, которое за вас предаётся…» и, указывая на вино, сказал: «Сие есть кровь моя нового завета…», произошёл акт окончательного разрыва Нового завета (Евангелия) с Ветхим заветом (Библией), а Иисуса Христа и апостолов с еврейством. Они перестали быть евреями, а стали — как все!
Вот это-то как раз могут понять лишь те, кто хорошо знаком с историей.
В древности не было национальностей, да и названия народов, нам известных, относительны. Границ тоже не было. Первым в истории народом в смысле национальностью стали евреи. Согласно церковной традиции, евреи же стали первыми и единственно ЗАКОННЫМИ НАЦИОНАЛИСТАМИ по воле Бога.
Объясняют это так.
Бог Отец изначально знал о том, что ему придётся послать на землю для искупления грехов человеческих собственного сына в ипостаси человека, который должен был стать жертвой на алтаре человеческой злобы. Для этого Бог избрал народ, в котором должен был родиться его сын, и берёг этот народ от смешения с другими народами, вселив в души своих избранников национализм. После гибели Бога Сына евреи должны были отречься от национализма. Но не тут-то было! По этой причине на две тысячи лет они стали рассеянным, но не ассимилирующимся народом. Впрочем, таковыми они в основном остаются и по сей день.
Отказавшись от циккарона и введя Причастие хлебом (Телом Христовым) и вином (Кровью Христовой), Иисус Христос и апостолы отказались от еврейского национализма и стали сынами всего человечества. Посему на истеричные вопли о том, что Иисус Христос был евреем и все апостолы были евреями, остаётся только посочувствовать необразованным дурачкам. Причём тут национальности?
Перекладина же креста, на котором был распят Иисус Христос, стала той самой притолокой дверей в мир человеческий, которую защитительно покрыл своей кровью принесённый в жертву ради людей Агнец Божий.
На следующий день явился миру символ разрыва Иисуса Христа и апостолов как с Ветхим заветом, так и с еврейским национализмом — разорванная надвое Завеса Святого святых в храме Соломона.