Семейный архив

Лидия Петренко
    СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ

     Восьмого марта мне семьдесят один год исполнился. Пора итоги своей родословной подводить, пока жива ещё… Думаю, будет ещё пополняться мой дневник отдельными искорками воспоминаний и событиями из настоящей нашей жизни, но самое основное уже написано мною…

     Иногда мучают меня сомнения – а нужна ли эта моя писанина?.. И прочтут её мои дети когда-нибудь или, как это часто бывает, не глядя вынесут на помойку за ненадобностью, когда нас с отцом не станет?..

     Наверное, это для меня самой важнее сейчас – писать, писать и писать! И не только это. Мы ведь до сих пор храним то, что нам с мужем так дорого: пионерские галстуки, которые носили мы, будучи пионерами, значки, комсомольский билет, почётные грамоты за окончание начальной школы с портретами вождей – Ленина и Сталина…

     На пионерском галстуке мужа огромная чернильная клякса, которую не так просто вывести. Грамоты тоже изрядно потрёпаны в местах изгибов. Храним родительские портреты. А ведь раньше фотографировались редко. И мало у кого сохранились они…

     Храним две стопки писем друг другу, которые собирались мною и мужем в течение годовой разлуки, когда я уже работать уехала после окончания ВУЗа, а муж ещё год доучивался…

     Лежат в нашем семейном архиве крошечные завязочки на ручки новорожденных моих детей из роддома, где стоит вес и пол ребёнка и моя фамилия. Имена мы давали им уже после выписки  домой. Отец   каждому  своему   ребёнку   к совершеннолетию подарил альбом с чёрно-белыми фотографиями, которые сам изготавливал по ночам, когда все мы спали. Есть у нас и старые фотоаппараты, и фотоувеличитель и фонарь красный, и ванночки для проявки и закрепления плёнки…

     По фотографиям можно проследить развитие наших дочек и сына с самого дня рождения. А сколько ещё альбомов хранится на наших антресолях, там наши школьные годы, и годы учёбы в институте, семейные, с родственниками и друзьями… Последние из них уже с цветными фотографиями, где мы с детьми и внуками… Это сейчас в компьютере можно компактно хранить всё.

     На даче у нас библиотека хранится, где на стеллажах стоит множество книг, которые раньше дефицитом были, начиная с серии «Мои первые книжки» Я, на заработанные летом в совхозе на каникулах деньги, покупала себе книги из серии «Школьная библиотека», так как в сельской библиотеке их было мало и всем не доставалось. Мои дети ими пользовались, когда учились в школе. А вот внуки больше в Интернете копошатся и книги им практически не нужны…

    Хранится аппарат, на котором можно слайды  на стене смотреть и прибор для просмотра плёночных детских мультиков. В крошечных коробочках лежат свёрнутые ленты киноплёнок. Мы вешали на стену белую простыню, включали прибор и вручную крутили кадр за кадром для просмотра с текстом внизу каждого кадра, который надо было читать вслух…

      Перечисляю всё и думаю – да это целый семейный музей получается! И куда всё это потом?.. Сейчас другие ценности, другие возможности, другой уровень жизни…               
      Но я не хочу, чтобы всё это бесследно пропало! Ладно, вещи, а все записи мои, все воспоминания, начиная с бабушкиных рассказов, которая жила в конце девятнадцатого века! Поэтому я прошу своих детей и внуков: вы более грамотные люди – найдите место, куда можно будет сдать эти мои дневники! Я слышала, что даже в нашем Петербурге есть такие архивы, где хранятся семейные дневники и письма. Если вам неинтересно будет читать, то может другие люди, интересующиеся жизнью семей прошлых веков, найдут себе что-либо полезное в них…

     Одно утешает, что выкладываю я всё в Интернет, а там, знаете, почитывают и дальние родственники, и незнакомые мне люди! И низкий поклон им за это. Я ведь как жалею, что многое упустила в своё время, пока живы были мои близкие – не поинтересовалась подробностями их жизней…
                20.03.2017