Записки из блокнота 7

Елена Пацкина
Разрыв

Как тяжко, какая грусть, когда сходят на нет, разрушаются тесные отношения (дружбы, любви, просто привязанности). Когда от тебя уходит человек. Пусть даже уже не любимый, и видишь его недостатки, и они вызывают раздражение. Но когда он пропадает, физически ощущается разрыв. В душе остается брешь, пустое место. Оно было им занято; постепенно выстраивались отношения, как птица вьет гнездо – по веточке. На построение ушло столько времени, душевных сил, заботы; столько иллюзий украсило это сооружение; в нем была жизнь, оно казалось крепким, сделанным надолго, почти навсегда.
И вот незаметно дружеские узы развязываются, как кажется, сами собой. И человек постепенно или в одночасье исчезает из твоей жизни, как не было. И жалко рухнувшего здания, в котором было тепло жить. А человека-то я опять выдумала.


Другой

«Ад – это другие» (Сартр). Другому твоя душа не нужна. От тебя нужно тело (иногда), поддержка, участие, уши – чтобы выслушивать. Ты – функция, всегда только средство. Где этот утопист Кант видел другие отношения, чтобы выдумать свой категорический императив? Может, только дитя – цель для любящих родителей (и то не всегда). Князь Мышкин так относился к другим. А здесь, на земле? «В жизни, как она есть»? Поэтому душа всегда одинока.

*   *   *
В процессе общения с людьми возникает такое количество «табу», что разговор носит, как правило, чисто формальный характер. Он напоминает узкий коридор – ни шага в сторону. Это собеседнику неинтересно, то его может обидеть, об этом он никогда и не помышлял, и все сводится к бытовым проблемам и к жалобам на окружающих и здоровье. К тому же собеседник норовит вовсе вытеснить  вас  из разговора, так как ваши мысли и дела ему глубоко безразличны. Что ему необходимо – так это вывалить на вас все, что его гнетет, и тем самым облегчить душу. Глубоко физиологичный процесс. Обмен новостями – максимум удовольствия от такого общения. Поэтому лучше всего гулять одному.

Кто ведёт дневник?

Мне думается, что дневники пишут только одинокие люди. Как бы ни был человек внешне благополучен и окружен людьми, если он ведет дневник – он, несомненно, одинок. Зачем человеку обращаться к перу и бумаге, если он высказывает все близкому человеку и видит непосредственную заинтересованность в своих мыслях и чувствах, т.е. если ему есть с кем «поделиться»? И когда люди, живя в большой и, как кажется, дружной семье, тем не менее, ведут дневники, значит, они только живут под одной крышей (напр. Л. Н. и С. А. Толстые). А впрочем, по большому счету, все люди абсолютно одиноки, только не все отдают себе в этом отчет. Может быть, боятся осознать. Ибо слитность, общность людей всегда временна, а одиночество постоянно.