Мышли. 74. Теорема Ферма и мнение обывателя

Виктор Сорокин
В советской жизни в нас воспитывали презрительное отношение к обывателю как к общественному явлению. Но с тринадцати лет относясь ко всему с большим сомнением, я с тал копаться в пороках обывательщины и увидел очень простую вещь: оказывается, за пределами своей профессии почти КАЖДЫЙ человек является обывателем. Ну да, есть еще тонкий слой людей, которые подчиняют свою жизнь служению человечеству, но и в этом случае, если эти «слуги» – не обыватели, то им неведомо содержание жизни большинства людей и их забота о человечестве может выйти для последнего боком.

Так что нафиг-нафиг – я живу полноценной и разносторонней жизнью ЛЮБИТЕЛЯ и ни в одной области не считаю себя профессионалом, ну разве что в изобретательстве. Впрочем, и здесь я не профессинал, как, например, тризовцы. Они изобретают по алгоритму – быстро и надежно. К счастью, при оценке результата большинство из них способно отвлекаться от алгоритма и оценивать сделанное глазами обывателя.

Но профессионалам в других областях я сочувствую: они лишены способности видеть свою область глазами обывателя! Меня забавляет реакция профессиональных математиков на мое доказательство теоремы Ферма. Поначалу я несколько обижался. Скажешь ему про свою идею доказательства, а у него сразу глаза становятся стеклянными и он тебя в пор не видит, хотя за пять минут до того бурно и единодушно мы обсуждали что-то из другой области. Но после фразы о теореме!..

И ладно бы, если бы я требовал от него официального отзыва – тут дело ответственное, тут ошибка может стоить всей математической карьеры. Но я-то ожидаю от него всего-навсего лишь приблизительной оценки – с вводными словами: представляется, похоже, любопытно!.. И я вполне допускаю, что профессионал может ошибаться в вещах детских, в азах школьной программы. Ошибка недопустима лишь в ответственных расчетах инженера, где она может привести к человеческой беде. А здесь от человека требуется всего-навсего прикинуть вероятность доказанности на основе своей интуиции. Если, конечно, последняя есть.

В отличие от известных мне ферматистов, я своим доказательствам предваряю их краткую суть. В случае с теоремой Ферма суть оказалась по существу равной доказательству и состоит из одной фразы: при возведении равенства Ферма в (n-1)-ю оно превращается... в [поцифровое] неравенство. Всего одна вычислительная операция, а все остальное – слова...

И здесь интересна не краткость доказательства Великой теоремы Ферма (у меня 1 страница, у Уайлса – 100) и не то, что Пьер Ферма оказался умнее миллионов своих потомков, а то, что обнаружено совершенно фантастическое свойство сложно-степенных чисел, расшатывающие или, по меньше мере, ставящее под сомнение сами основы математики. Профессионалу до этого дела нет, а вот обывателю – есть: интересно все же! В самом деле: почему все же равенство после возведения его в (n-1)-ю степень превращается в неравенство?! Пока никто из сотни специалистов на эту тему не высказался...