Страничка из дневника 61 Об алчности

Елена Пацкина
 Когда я думаю об алчности – причине большей части бед человечества, то всегда вспоминаю строки из романа М. Алданова «Девятое термидора»:

«Монах … рассказал, что Саладин*) на одре смерти велел эмирам пронести по улицам Дамаска кусок черного сукна и при этом кричать в назидание мусульманам: «Вот все, что уносит с собой в землю повелитель мира Саладин!»

Действительно, мне непонятно, о чем думают люди, которым всегда мало их миллиардов? Ведь никто не вечен, и с собой ничего не унесешь.

Обеспечить своих потомков на несколько поколений вперед?
Но будут ли счастливы люди, с рождения окруженные роскошью? Им нечего желать, и остается, подобно скандально известной Маре Багдасарян, гонять с неимоверной скоростью на сверхдорогих машинах, ведя бессмысленную жизнь «мажоров».

Вот что писал римский философ Луций Анней Сенека (4– 65г.г.н.э.), обращаясь к олигархам тех времен:

«Теперь я обращаюсь к вам, чья расточительность так же безбрежна, как алчность.
Долго ли еще не будет такого озера, над которым не поднимались бы кровли ваших загородных, такой реки, чьи берега не были унизаны вашими домами? Где ни пробьются горячие ключи, там тотчас же поднимутся новые пристанища роскоши. Где ни изогнется заливом берег, вы кладете основания построек и, довольные только созданной руками почвою, гоните море вспять. Пусть повсеместно блистают ваши жилища, то на горах, откуда так широк вид на сушу и на море, то на равнине, но возносясь ввысь вровень с горами; сколько бы вы ни строили, как бы высоко ни строили, вы – только крошечные тела и ничего больше. Зачем вам множество спален? Ведь только в одной вы ложитесь! А где вас нет, там все не ваше».

Не правда ли, звучит вполне современно?

Понять алчных людей мне не дано, а потому совершенно разделяю мысли великого Демокрита:

«Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.
Для меня слово мудрости ценнее золота».


«Я пришел нагим на землю и нагим уйду под землю. И зачем попусту я тружусь, видя свой нагой конец?»

*)Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.
В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя.
 Салах ад-Дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «благочестие веры»[2]. Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба)(1137– 1193).