О бережном отношении к слову

Надежда Рязанова
Разные по звучанию слова находятся на разной высоте и имеют разную вибрацию.
Например, слова "есть", "жрать", "вкушать" смысл имеют почти одинаковый, но в одном случае одним единственным словом из данного списка стихотворение можно опустить или вовсе убить, а в другом наоборот облагородить.
Иногда, чтобы вывести стихотворение на нужную высоту, такого слова приходится ждать не один год, пока однажды наконец оно не всплывёт в сознании. А иногда достаточно несколько слов переставить местами или заменить строку, и неудачное стихотворение, много лет пролежавшее в запасниках дальнего ящика, вдруг оживает.
Случается и наоборот! Исправишь рифму на более подходящую или выровняешь ритм, и стихотворение, жившее и дышавшее чистой прелестью прежде, вдруг становится безжизненным, сухим, умирает.
Особенно это касается юношеских стихотворений с их неподдельной искренностью, беззащитной восторженностью, стремительной полётностью и...корявостью. Исправлять такие стихи нужно с осторожностью, чтобы не навредить и не убить главное.
Увы, но очень часто те, кто редактирует тексты подобных стихотворений, именно так и поступают, действуя безграмотно и грубо, не как художники, а как банальные, безнадёжные рифмачи, не понимающие главной сути своей работы и таким образом лишающие стихотворения самого главного - ГОЛОСА. Они работают в другой тональности, иначе вибрируют и, вплетая в чужой текст слова из своего неподходящего в данном случае словаря, прогоняют автора на дальний план, а произведение лишается души.
Кто-то скажет, что всё это выдумки и ничего такого в природе не бывает. Ещё как бывает! Поговорите с профессиональными музыкантами, они вам на примере собственного слухового опыта много чего порасскажут и заодно подтвердят, что читая стихотворения и письма своих личных знакомых, слышат их голоса, будто магнитофон включают. Причём с рукописным эпистолярным жанром это наиболее особенно явственно слышно.Если кто-то из поэтов к музыкальному искусству никак не причастен, это ещё не основание отвергать чужой опыт и жонглировать чужими и собственными текстами как придётся.
Так что будем бережны и осторожны к слову и это со временем даст тот положительный результат, которого мы желаем.