Продолжение записок моего дедушки

Елена Бусыгина
Начало http://www.proza.ru/2017/03/24/1232


   В дедушкиных записках есть многократные повторы одних и тех же фактов и событий.
Он постоянно думал о прошлом, всё пытался понять ход истории, причины трагических событий, в эпицентре которых ему пришлось оказаться.

Вот запись от 07.84

КУСТАРНЫЙ ВЯТСКИЙ КРАЙ.

   Он получал малые урожаи от сельского хозяйства. Поэтому в сельских местностях более активно занимались ремёслами: кузнецы, токари по дереву, транспортом. А не имевшие специальности шли на помощь в делах к соседям.
   Производство с-х серпов - это более сложное дело. Здесь приходилось выполнять заключительную работу - делать заказы на поковки кузнецам, рукоятки из дерева - токарям, зубильщику - на насечку зубьев и т. д.
   Все эти работы производитель объединяет сборкой деталей в своей мастерской. Заканчивает, и готовые изделия отправляет на рынки - для продажи крестьянам. Без такого заключительного действия труд отдельных кустарей не дал бы результатов - серпов.
   Только в Уржумском уезде было полдесятка "фабрикантов-серповиков", не считая ремонтников, насекающих зубья старых серпов.
В Билямори - известно кто (его отец, примечание моё), в городе Уржуме - Рычков, у села Пустополье - серповик Березин, в деревне Сабуял? Вичмар? (5 км) какой-то серповик мариец, и были ещё, только не помню всех.


ещё некоторые записки - 65г. 63?

   Вятские кустари, даже, ложки вырабатывали артелью - один в своей хате делает заготовки, другой - строгает, в третьей - красит. Кому-то и сбыт готовой продукции. Это своеобразная артель! Но и не артель - они не сообщаются в одну мастерскую, а каждый выполняет свою работу у себя в хате, и время работы тоже, когда ему свободно от сельского хозяйства. Потому, что у него тоже кроме кустаря есть ещё и сельское хоз-во.

  В селе Р. Билямор и окрестных деревнях люди жили очень бедно, но не потому, что они были какие-то особенные, просто потому, что земля давала скромные урожаи, а люди трудились только часть года. Вся зима проходила без работы, да и лето частично тоже было без работы. Те, кто имел какое-либо занятие - кустари, жили не богато,  но и не бедно.

   Теперь поносят кулаков времён революции за то, что они "туго" отдавали свой хлеб!..
   Под марку кулаков (деревенских кровососов) подводили тех крепких физически и натурой мужиков, которые цепко держались за с.х. работу.
А что сталось бы с городскими жителями, если бы в деревне все были бедняки? Не у кого было бы взять в деревне хлеб! Значит, для города гибель была обеспечена!
   А теперешний "сознательный" - попробуйте у него отобрать его достояние - какую бучу он поднимет!..


Кустарь -"предприниматель".

   Если "середняк" поработав весну, лето, осень-зиму отлёживался у себя на полатях, то кустарь -"предприниматель", не знал никакого покоя и зимой. Каждый его день был полностью рабочим! "Выходные" только в большие праздники. По воскресеньям надо было делать то, что потребуется на протяжении недели - "орг. работу".
   Жил он со своей семьёй не богаче, чем заводской квалифицированный рабочий. Кустарём - "предпринимателем" был потому, что заводов готовых государственных для него не было!

   Вятские кустари не подходили под Маркса - у них была не оформленная юридически кооперация промысловая - выполняли на дому отдельные работы кузнецы, токари, имеющие своё хозяйство. Затем сдавали для заключительной доводки на последнюю инстанцию, где изделие приобретало товарный вид.
-------------------------------------


ЖИТЕЛИ СЕЛА БИЛЯМОРИ.

   Насколько биляморцы  были бедны (особенно "Верхний Конец") говорит то, что один из жителей, Михаил Евдокимович Винокуров, купив за 1 копейку коробку спичек, искусно каждую спичку раскалывал пополам и потом уже пользовался ими. Были ещё беднее - они ходили к соседям брать у них из зажети "уголёк" горячий.


"ФАБРИКАНТ"

   На фоне голодающей Билямори человек, честно зарабатывающий на своё существование и семьи своей, кажется уже каким-то богатеем - "кулаком", "фабрикантом"!
   А разве в Уржуме не видели, какие там купцы (настоящие)? И что у них общего с Биляморью?
   Человек нового времени судит только по словам старшего поколения и может пропитаться ложными представлениями.
Обычно семьи богатеев барствовали, ели, наслаждались, в гости ездили, прислугу держали (2-3).

   "На безрыбье и рак - рыба". При условиях Билямори и мастерская кустаря называлась "фабрика".

   А наша семья жила в труде. И не ограничивалась только сельским хозяйством.
Нас в семье мужчин было трое. Отец обладал способностью организатора, "директора"(как бывший военнослужащий-солдат, 6 лет служил в армии в Уржуме, где сдружился с хорошими людьми. Уржумский житель Рычков поддерживал мысли С.В.). Старший брат Павел правил шестисильным нефтяным движком, средний брат Григорий (инвалид - у него была детская болезнь, от которой на лопатке образовался горб). Меня же с 14-ти лет применили в балагушку продавать спички (дощеная пристройка к стене дома, холодная без окон! только дверь со стеклом!) Это для своих людей, работающих на "фабрике", т.к. в селе не было поблизости пункта снабжения продуктами бытовыми (табак, чай, сахар, сушки, керосин и т. п.. Бывало часто и за одной коробкой спичек заходили покупатели. Поблизости второго такого "магазина" не было и я стал обслуживать ближайшее население (без расписания - когда дёрнут за звонок, хоть днём, хоть поздно вечером, хоть рано утром). Так что учиться в гимназии мне не пришлось.
Старшая сестра - портниха, шила кофты, юбки, рубахи на заказ биляморцев. Младшая помогала матери вести хозяйство.

   Все эти "фабрики" были на учёте (см. Справочник (Вся Россия, ред. моя)за 1911г.)
Все же остальные жители Билямори работали только летом - в поле, да зимой изредка молотили летний урожай. А в остальное время находились на вынужденном отдыхе, поэтому и жили очень бедно. Бедность эта была искусственная! т.к. люди сидели по избам своим 8 месяцев и ничего не делали!!! Не прилагали свои руки к производству полезных вещей. То курили табак, по 3 коп. пачка, то играли в карты. Ездили зимой раз-другой за дровами в ближайший лес. То занимались словесной белибердой, то валялись на своих полатьях. Не бедняки, а безработные.
 
(Обращаясь к кому-то, прим. моё) - Но у вас были хорошие сельские хозяйства и малые семьи. У нас же было в семье 8 человек, а надел на 2,5 души. Где-то надо было добирать. И образование у всей семьи было ЦПШ 3-х летка. "Пианинов" не было в доме. Из музыкальных инструментов был только самовар.

Отец, Бусыгин Семён Васильевич писался крестьянин. Хозяйство его не было кулацким. Его "предприятие" называлось "Производство стальных серпов, (такого-то)". Писать фабрика не разрешалось. Всё оборудование было из утиля, купленного (и потом отремонтированного) в Казани у старьёвщика Пастухова (он скупал его по фабрикам и заводам для переплавки). Оборотных средств не было - пользовался тем, что у уездных оптовиков Шаловых и Стяжкиных  брал в кредит бакалейные товары, реализовывал их и расплачивался с рабочими. С оптовиками расплачивался два раза в году: зимой и к Нижегородской ярмарке. Семья работала и на поле летом и на "производстве" зимой. На лето все рабочие (местные крестьяне) расходились на свои с-хоз работы).

На гербе Союза "Серп и молот"!
Серпы! Серпы и не плохие, а такие, что резали рослую ниву, как воду! И много лет не сдавая своих качеств. Даже до десятка лет!

Бусыгин Семён Васильевич славился не за богатство, а за высокое качество сельско-хозяйственного орудия - серпа!

Были три (или четыре?) настольные медали - за высокое качество серпов (бронзовая и две серебряные). Медали именные: "С.В. Б-ну..."  Где они теперь?..

Кажется, папа говорил, что видел их в Уржуме в Краеведческом музее. (прим. моё)

12.04.17