Пронька Крамарев

Дмитрий Городнянский
 

-Вчера я задавал вам прочитать дома и запомнить маленький рассказ из Книги для Чтения, прочитай нам этот рассказ, Проня, - говорит учитель.
-Проня, не спеша, поднимается, низко наклоняет голову, прячет глаза от учителя и от класса, и молчит. Учитель ждет. Проходит минута, другая, но Проня молчит.
- Ну что, Проня? Будешь читать? – спрашивает учитель. В ответ молчание, да хихиканье на задних партах.  Проня стоит, переминаясь с ноги на ногу, низко наклонив голову, и молчит. Видно как он переживает, как ему стыдно, но читать то ли не умеет, то ли не хочет. Ему бы в 5-ом классе надо быть, а он все еще в 3-ем. Кое-как с великим трудом он закончил четыре класса нашей начальной Крамаревской сельской школы. Дальше он не учился. Хотя, по-моему, не так уж и глуп был.
Я стал учиться дальше в другой, уже Неполной Средней Школе, в Рудаевке – соседнем селе. С Пронькой как- то я больше не сталкивался: жил он на другом краю села, работал с началом войны в другой колхозной бригаде. Знаю только, что в 1943-ем году был призван в армию, воевал. В следующем году был призван в армию и я. Долго служил, в Крамаревку больше не вернулся, обосновался на постоянное жительство в Эстонии.
Прошел не один десяток лет. В Крамаревку я не наведывался, из родственников там давно уже никого  не было, да и само село исчезло, ушло в небытие. Сельчане разъехались жить в соседние села. Многие переехали в Рудаевку, где  когда-то пришлось мне учиться  в школе. Но вот однажды я получил письмо от сестры Вали. Она приглашала приехать на свадьбу ее дочери Лены. Жила же Валя недалеко от Рудаевки, где и предстояло играть свадьбу. Жених был Рудаевский.
Мы с Машей, моей супругой, собрались, и вскоре были у Вали, а потом и в Рудаевке. Там остановились у родителей жениха, где нам отвели небольшую комнатку. В ожидании торжеств, я прогулялся по селу. О, как много всего изменилось за эти долгие годы. Ни одного знакомого лица; той школы, где я учился, нет и в помине: на ее месте пустырь. Даже деревья выросли другие.
На столе в нашей комнате лежала стопка газет. Это, оказалось, была районная газета «Сельская Новь». Я заинтересовался и стал просматривать газеты. В одном из номеров мое внимание привлекла большая хвалебная статья о некоем жителе села Рудаевки, трактористе Крамареве Прокофии Ивановиче.
В статье говорилось, что Прокофий Иванович гордость не только села,  но и всего района: он честный труженик, перевыполняет нормы выработки, пример для всех в быту, он ветеран Великой Отечественной Войны. Приводилось еще много положительных примеров из его жизни и работы.
У меня мелькнула мысль: а не тот ли это Проня, с кем когда то я сидел в одном классе, и который никак не мог научиться читать. Но тут начались свадебные торжества, и эта мысль куда-то улетела.
Свадьбу подготовили знатную. Собралось более ста человек. Во дворе натянули огромный тент, под ним расставили столы, скамейки, стулья. Несмотря на летнюю жару, под тентом было прохладно. Дождь также был не страшен.
Все сели по местам, начались поздравления молодых, крики «Горько!», Свадьба набирала обороты. В какой-то момент баянист заиграл веселую плясовую. На средину вышел мужчина уже в годах, но видать еще крепкий. Брюки заправлены в начищенные до блеска сапоги, пиджак с орденом
Отечественная Война» расстегнут. Под задорную музыку баяна он пустился в пляс. Видно было, что

это умелый, опытный танцор. Вся свадьба с интересом смотрела и подбадривала его, а он выбивал такую дробь, выкидывал такие коленца, что залюбуешься. Казалось, пляшет не пожилой мужчина, а молодой парень.
Я спросил у сидевшего рядом местного мужчину: «Кто это пляшет?»
-О, Это наша знаменитость! Это Прокофий Иванович – ответил он.
- А он здешний? – спрашиваю.
- Да, здешний, но раньше жил в Крамаревке. Все стало ясно. На моих глазах так лихо отплясывал тот самый Пронька Крамарев.