Гл. 2 экономические проблемы советских специалисто

Морозов
На Кубе все товары, промышленные и продовольственные, строго регламентированы. Иначе- продаются по карточкам. Чего не хватает – местное население докупает в магазинах по ценам на порядок выше. Положено, скажем, кубинскому труженику по карточке пять пачек сигарет из сигарных обрезков в месяц по цене 20 сентаво за пачку. А ему, бедолаге, необходимо тридцать пачек. Поэтому оставшиеся двадцать пять он будет покупать в свободной торговле уже по цене 2 песо за пачку. То же самое с конфетами, например, или с алкогольными напитками.
Чтобы не травмировать психику советских специалистов напоминанием о черных страницах нашей карточной истории, для них открыли спецмагазины, где можно было хоть каждый день покупать продукты по ценам в 3-5 раз ниже, чем в магазинах для кубинцев. Поэтому-то я имел возможность иногда угощать ромом своих кубинских коллег и знакомых. Был в этих магазинах и дефицит. Например, шоколад или баночки с томатной пастой, от которой местное население просто тащилось.
Наряду с магазинами, повторяюсь, где можно было отовариваться хоть каждый день, существовали хитрые магазины, которые открывали двери раз в месяц. Лавка приехала! –и все землячество устремлялось туда в надежде… Да просто в надежде. Никто не знал, что привезут в этот раз. Но всегда привозили вещи полезные во всех отношениях. Хитрость же этих магазинов заключалась в том, что право на приобретение товаров в них зависело от даты твоего прибытия на Кубу. Поэтому те, кто пробыл на острове менее полугода, шансов купить что-нибудь стоящее по бросовой цене практически не имели. Салаги, одним словом. Тем же, кто проработал два года и более, хватало и на продажу, и для себя оставалось. Деды, однако.
Мир так устроен, что законы неписаные порой важнее писаных. Банкет для провожающих – дело святое. И придумал я вот что. От отчаяния, конечно. Написал жене, чтобы высылала мне в письмах детские ленточки для косичек. По полтора метра в каждом конверте. Идея была не нова. Этим изредка, с осторожностью, пользовались советские специалисты. Голь на выдумки хитра! Новизна же заключалась в большом количестве конвертов за небольшой промежуток времени.
Вскоре жена сообщила по телефону, что послала 20 писем. Я каждый день справлялся о своей корреспонденции и очень волновался, что дело не выгорит. Вероятность того, что товарищи на международной почте или на подступах к ней заинтересуются обилием пухлых, подозрительно пружинящих, конвертов с одним и тем же обратным адресом, была велика.
Но вот прибыла очередная почта из Гаваны. Я получил 11 писем с вымышленными обратными адресами. Увы! В следующей партии писем, которая пришла за 3 дня до моего отъезда, ничего не было. Наверное, кто-то по ту или по эту сторону границы проявил достойную бдительность.
Итак, за три дня до отъезда у меня оказалось 11 детских ленточек для косичек стандартной длины 1,5 метра. Такие ленточки местные фарцовщики покупали у советских специалистов по 3 песо за штуку. В редких случаях, уж если очень хороши по цвету или фактуре, удавалось продать по 4 песо. Времени ждать фарцовщиков или искать их где-то, у меня не было. Поэтому я обратился к своим кубинским коллегам по работе, объяснив им, что так, мол, и так: деньги необходимы срочно. О цене уговора не было.
Утром следующего дня они уже поджидали меня у входа в офис. Окружили, как цыгане и, жестикулируя и тараща глаза, наперебой стали докладывать.
-Времени мало было, - галдели они, указывая при этом на свои ручные часы. –А тебе деньги нужны срочно. –Они тыкали пальцем мне в грудь. –Поэтому получили всего по 6 песо за штуку.
Я правильно понял? Или ослышался? Но вот в моих руках захрустели 66 песо сентавочка к сентавочке. Получалось, что они продали мои ленточки в два раза дороже, чем я рассчитывал. Я был спасен. Этой суммы вполне хватало на скромный банкет.

            Вечером я написал деловое письмо жене, потом достал чистый лист бумаги, фломастеры и стал иллюстрировать сказку про страшных пауков-кукарачеедов для дочки. Анна Мария скользнула в мою комнату, обняла сзади и тут же выскользнула за дверь, успев сказать: «Приду через два часа». Она никогда не оставалась, когда я был настроен на домашнюю волну.