Председатель Осоавиахима из села Олень-Колодезь

Валентин Котюх
В этом году исполнилось 90-лет со дня основания общественной государственной организации РОСТО (ДОСААФ) – правопреемницы ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Во время празднований в Воронеже мало кто вспомнил о нашем земляке генерал лейтенанте Кобелеве Павле Прокофьевиче.

Павел Кобелев родился 28 июля 1897 года в селе. Олень-Колодезь Воронежской области. Большая крестьянская семья проживала в крытой соломой небольшой хате с двумя маленькими окошками на краю села на Свистовке (сейчас это улица Ленина). Всего у Прокофия Кобелева было четверо сыновей – Николай, Павел, Тихон, Иван – и дочь Прасковья.

Свистовкой район села в народе назывался потому, что здесь селилась одна беднота. С утра до вечера семья трудилась в поле, но выбраться из нищеты не могла. Песчаные земли не давали необходимого дохода. Отец был строг к сыновьям. Решал сам за детей всё – что им делать, как жить… На вечерние посиделки молодежи отпускал только после выполненной работы.

В семье сохранилось предание о том, как Тишка и Панька (так в семье звали Тихона и Павла) поехали сеять подсолнечник. Чтобы быстрее уйти с работы, ребята обсеяли только края поля и доложили отцу, что его задание выполнено. Обман вскрылся только после всходов. После этого случая отец изменил свое отношение к сыновьям, перейдя от патриархального управления к коллективному. Стал учитывать мнение сыновей.

В тринадцать лет Павел стал железнодорожником. Работал в путейской бригаде. В те годы многие его односельчане, чтобы прокормить семью, уезжали на заработки на Донбасс. Большинство работали «на столбах». Так в селе называли неквалифицированный труд крепежника горных выработок (лавы). Работая в ватаге-бригаде, они выполняли роль подсобных рабочих.

Уехал из села за лучшей долей и пятнадцатилетний Павел. Крестьянская сноровка и грамотность, полученная в Олень-Колодезянской школе и на железной дороге, позволили молодому шахтеру стать забойщиком. 10-14 часов в день отбивать куски угля кайлом мог только физически сильный шахтер.

Из забоя Павла Кобелева мобилизовали в царскую армию и отправили на Юго-Западный фронт первой мировой войны. Вскоре он был произведен в младшие унтер-офицеры. В царской армии унтер-офицеры играли ключевую роль в подготовке и обучении солдат. Они отвечали за порядок в подразделениях, назначали солдат в наряды, шли с ними в бой.

Павел Прокофьевич безоговорочно принял Октябрьскую революцию и в 1918 году вступил в ряды Красной Армии. Воевал красный командир и комиссар на разных фронтах.

В ноябре 1924 года в бывших царских казармах в Ново-Березовке при 5-й Кубанской кавалерийской бригаде была открыта школа младшего комсостава, получившая наименование «Бурятская кавалерийская школа младшего командного состава № 117». Она стала первым формированием национальной воинской части в Бурятии. Директивой штаба РККА в 1927 году был создан на базе школы 1-й отдельный Бурят-Монгольский кавалерийский дивизион. В него входили два сабельных эскадрона, пулеметный взвод, взвод связи, взвод управления и школа младшего командного состава. Командиром дивизиона стал Леонид Андреевич Бусыгин (погиб в 1942 году под Симферополем), комиссаром – Павел Прокофьевич Кобелев, начальником штаба – Николай Дмитриевич Замянин. Впоследствии дивизион переформировали в бригаду, которая дислоцировалась в Забайкалье и Сибири. Бригада входила в состав 18-го стрелкового корпуса.

Комиссар 1-й Бурят-Монгольской кавалерийской бригады Приморской оперативной группы Кобелев сражается с белокитайцами на КВЖД. Его кавалеристы освобождают Хайлар, участвуют в Сунгарийской наступательной операции, входят в Харбин.

За боевые заслуги Павел Прокофьевич награжден почётным революционным оружием. На ремне кавалериста сияла шашка с вызолоченным эфесом, с наложенным на эфес знаком ордена Красного Знамени. Это в те годы была высшая награда в Красной Армии. Она присуждалось ВЦИК, его Президиумом и Реввоенсоветом республики за особые боевые отличия, оказанные высшими начальствующими лицами в действующей армии.

В связи со строительством и развертыванием Военно-воздушных сил, формированием новых авиационных соединений потребовались стране кадры командиров и штабных работников. Первого января 1933 года при командном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е.Жуковского стали функционировать оперативные курсы по подготовке, высшего командного состава ВВС. Их слушателем стал кавалерист Кобелев. После обучения он становится командиром бомбардировочной авиационной эскадрильи. Годичных знаний не хватало, и Кобелева направляют в Первую военную школу лётчиков им. А Ф Мясникова в поселке Кача. Здесь бывший кавалерист научился летать. После окончания школы ему присваивается звание «комбриг». Служит Павел Прокофьевич в Северокавказском военном округе.

С 1938 года Кобелев формирует авиационную армию особого назначения (АОН-3), где служит членом Военного совета. Штаб армии дислоцируется в Ростове на Дону.

В этом же году Постановлением № 1083-268с Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 7 октября 1938 года его вводят в состав Военного совета при Народном комиссаре обороны СССР И.В.Сталине.

В ноябре 1938 года вместо снятого с этого поста «врага народа», бывшего секретаря ЦК ВЛКСМ Павла Сидоровича Горшенина Кобелев Павел Прокофьевич назначается председателем Центрального Совета ОСОАВИАХИМА (Союз обществ содействия обороне и авиационно-химическому строительству). В короткий срок комдиву Кобелеву необходимо было восстановить разрушенную систему управления обществом, найти новые кадры, взамен репрессированных, перейти от приема сдачи нормативов на оборонные значки к военному образованию по армейским и флотским специальностям.

В марте 1939 года комдив Павел Кобелев участвует в работе последнего предвоенного, 18-го, съезда ВКП(б).

Одним из первых решений председателя было создание в мае 1939 года в Воронеже первой водолазной школы ОСОАВИАХИМа. Школа существует и сейчас. Она начиналась с кружка военно-морских знаний. Вскоре Кобелев подписывает приказ об объединении питомника служебного собаководства и Центральной голубиной станции в Центральную школу служебного собаководства и голубеводства. По всей стране создается сеть клубов служебного собаководства. Во время войны из собак, выращенных и выдрессированных по методикам, разработанных осоавиахимовцами комплектуются специальные части. В этот период были сформированы из четвероногих друзей человека отряды связи, истребителей танков, отряды санитарно-нартовых упряжек, а позднее и батальоны по работе собак-миноискателей.

ОСОАВИАХИМ в то время объединяло более 13 миллионов человек. Это было государство, работающее на государство со своими самолетами, кораблями, лабораториями, полигонами и учебными классами. Осоавиахимовцы работали на производстве, а в нерабочее время учились в кружках и секциях. Да еще и сами платили членские взносы, раскупали лотереи, доход от которых шёл на укрепление обороны СССР. Чем только не занимался председатель ЦК!..

Кобелев проводил работу по подготовке кадров специалистов, назначал стипендии для студентов авиационных и химических вузов, субсидировал работы лабораторий авиационных научных институтов, конструкторских бюро, разрабатывал вопросы применения химии в сельском хозяйстве и промышленности. На предприятиях общества выпускались и испытывались планеры, дирижабли, готовились рекордные полеты авиации.

В ноябре 1940 года, уже в звании генерал-майора авиации, Павел Прокофьевич утверждает программу организации и проведения тактических учений и военизированных походов, где закреплялись военные знания, полученные в учебных группах по комплексным программам 1940 года. Составленные методические пособия не потеряли актуальности и в наше время.

Возглавляемая им организация становится инициатором проведения Всесоюзных военно-морских соревнований. Школьники соревновались в плавании, гребле на шлюпках, в передаче текста при помощи флажного семафора. Проводятся всесоюзные военно-физкультурные соревнования пионеров и школьников.

В те годы Воздушно-десантные войска комплектовались только выпускниками СОАВИАХИМа, а в военные летные школы и училища принимали прошедших подготовку в аэроклубах. При учреждениях и предприятиях были созданы команды и кружки противовоздушной обороны, в которых производилось обучение населения способам защиты от воздушно-химического нападения. Общество выпускает журналы «За оборону», «Самолет», «Ворошиловский стрелок», «Санитарная оборона», «Известия ЦС Осоавиахима», где печатаются и статьи председателя Кобелева.

Да войны генерал изредка приезжал на родину. Сказывалась занятость, но посещавший Воронеж по служебным делам обязательно находил время в своем плотном графике для брата Тихона и сестры Прасковьи. Встречался он и с воронежцами. При его поддержке аэроклубу передан новый аэродром, который находился в районе нынешней улицы Хользунова; строятся тиры на предприятиях и учебных заведениях, парашютная вышка в военном городке, финансируется Кавалерийская школа.

Кобелев был очень внимательным к людям и создавал все условия для их работы и жизни. Вот как о нем отзывается семья знаменитого летчика-испытателя Героя Советского Союза Сергея Николаевича Анохина.

В январе 1940 года семья Анохиных вернулась домой из Турции, где Сергей Николаевич обучал местных жителей полетам на самолетах, планерах, прыжкам с парашютом, авиамоделизму. Турки обещали золотые горы, лишь бы Анохин продолжал у них работать, но семья вернулась на родину. В книге Г.А.Амирьянца «Летчики испытатели» приводится такой факт:

«Через некоторое время, по приезду в Москву, чету пригласил председатель ОСОАВИАХИМа, бывший кавалерист генерал Кобелев. Он был откровенен: «Ваши письма знаю – читал, они у нас все – в кадрах, а копии – в другом месте. Знаю, что поработали там вы хорошо, характеристики на вас замечательные – от двух организаций. Знаю, что турки вас обожали, предлагали многое, но вы приехали домой...» Анохины потом терялись в догадках, кто их продавал: то ли переводчик Искандер-бей, то ли кто иной, но было ясно, что о них в Москве действительно знали все. Кобелев обнадежил: «Сейчас у нас заканчивается строительство дома. Недели две вам еще придется помучиться, а затем переедете в двухкомнатную квартиру...» Вскоре молодая семья въехала в отличную квартиру в прекрасном доме на Зубовской площади, о котором Маргарита Карловна вспоминала и годы спустя с особым чувством».

В самом начале 1941 года в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова начали подготовку женской команды к установлению мирового рекорда дальности по трассе Москва – Владивосток. Самолет «САМ-5-2бис» изготовили по заказу ОСОАВИАХИМа в Конструкторском бюро талантливого авиаконструктора Александра Сергеевича Москалева в Воронеже. Генерал-лейтенант П. П. Кобелев поручил заместителю командира эскадрильи, летчику-испытателю 1-го класса Владимиру Михайловичу Малюгину обучить женский экипаж – командира Раису Васильевну Беляеву и штурмана Антонину Цапову.

После подготовки старт перелета назначили на 25 июня 1941 года. Все планы прервала начавшаяся Великая Отечественная война. Примечательно, что старший лейтенант 586-го истребительного авиационного полка Раиса Беляева погибла 19 июля 1943 года в Воронеже, защищая воронежское небо.

Фашисты, используя превосходство в авиации, безнаказанно бомбят мирные города и села. Под редакцией Кобелева выпускается пособие «Будь готов к ПВХО». В книге даны сведения о противовоздушной и противохимической обороне, необходимые каждому гражданину для сознательного и умелого выполнения правил ПВО в городах Советского Союза. Павел Прокофьевич напоминает читателям: «Долг советских патриотов – быть готовыми в любую минуту превратить каждое предприятие, учреждение, жилой дом в крепость обороны, чтобы надежнее защитить нашу родину и наш народ от налетов воздушных пиратов». Сейчас уже не посчитаешь людей, которые её прочитали и сколько объектов, домов спасено благодаря полученным знаниям.

17 сентября 1941 года Государственный Комитет обороны, учитывая тяжелое положение на фронте и сознавая важность подготовки воинских резервов, принял Постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Осоавиахимовцы приступили к ускоренной подготовке стрелков, пулеметчиков, истребителей танков, связистов, минеров, подрывников, шоферов, военных специалистов, в которых так нуждались армия и флот.

С начала войны Павел Кобелев воевал в должности заместителя командующего ВВС Ленинградского фронта по тылу и одновременно занимал должность председателя ЦС ОСОАВИАХИМа. Он планирует и строит с подчиненными полевые аэродромы. Особенно его организаторские способности проявились при строительстве аэродромов вдоль «Дороги жизни» через Ладожское озеро. Их грамотное расположение позволяло прикрыть с воздуха единственную дорогу, связывающую блокадный Ленинград с большой землей. Неслучайно среди многочисленных наград генерала особой ценностью для него была медаль «За оборону Ленинграда»

После освобождения Воронежа от врагов наш земляк 23 мая 1943 года помогает в организации и проведении оборонного актива в городе. Он посылает специалистов- инструкторов для подготовки в отрядах ПВХО саперов. Инструкторы и саперы, обученные в организации ОСОАВИАХИМа, с апреля по июнь 1944 года на территории Воронежской области сняли 57 тысяч мин, обезвредили 200 тысячи снарядов и бомб, проверили и очистили от боеприпасов и сдали в пользование колхозам более 15 тысяч квадратных километров земельных угодий. Бригадами по сбору вооружения и военного имущества собрано более тысячи танков, пушек, минометов, около 200 тысяч снарядов. Каждый день, во внерабочее время, члены общества участвуют в восстановлении разрушенного в годы войны народного хозяйства.

Кобелев умел подбирать и растить кадры. В октябре 1945 году он предлагает ввести в состав Центрального совета ОСОАВИАХИМа СССР и РСФСР трижды Героя Советского Союза гвардии полковника Александра Ивановича Покрышкина, который впоследствии, руководя ДОСААФом, добрым словом вспоминал своего учителя.

Выступая со статьей «Шире развивать радиолюбительское движение» в первом номере журнала «Радио» за 1946 год, председатель ЦС Союза ОСОАВИАХИМ генерал-майор авиации П.П.Кобелев писал: «С каждым днём ширится радиолюбительское движение в нашей стране. Тысячи радиолюбителей, осоавиахимовцев-коротковолновиков, возвращающихся домой после демобилизации из состава Вооружённых сил СССР, энергично включаются в эту интереснейшую работу. Они становятся активными членами оборонного общества, помогают советам ОСОАВИАХИМа создавать радиокружки на предприятиях, колхозах, учреждениях и школах. Неоспоримо подтверждено всем опытом Отечественной войны огромное значение радиосвязи в военном деле: В настоящее время приёмо-передающие радиостанции имеются в каждом войсковом подразделении, на каждом танке, самолёте, корабле. Поэтому подготовка кадров искусных связистов-коротковолновиков в качестве резерва вооруженных сил СССР является одной из основных задач ОСОАВИАХИМа в его работе по дальнейшему укреплению военного могущества нашей Родины. Очень широкое распространение получила радиосвязь также и в народном хозяйстве нашей страны».

Выступление генерала дало новый толчок развитию радиосвязи в стране. Развернулось массовое движение, когда учащиеся, студенты самостоятельно строили радиостанции, детекторные приемники и связывались по радио с другими городами и странами.

Постановлением Совмина СССР от 05.07.1946 N 1472 «О присвоении воинских званий офицерскому составу, генералам и адмиралам вооруженных сил СССР» Кобелеву было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.

В год своего двадцатилетия ОСОАВИАХИМ был награжден орденом Красного Знамени – за успешную работу в деле укрепления обороны страны. Получал награду генерал-лейтенант Кобелев в парадном мундире, на котором гордо красовались два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды и многочисленные медали. Наш земляк впервые написал летопись общества, опубликовав книгу «XX лет ОСОАВИАХИМа».

В мае 1948 года общество прекратило существование в связи с разделением на три самостоятельных общества – ДОСАФ, ДОСФЛОТ и ДОСАРМ. На следующий год был уволен из армии, по болезни, и его председатель.

Находясь на пенсии, генерал- лейтенант Кобелев каждый год, пока позволяло здоровье, пирезжал на родину. Помогал материально племянникам. Приходил в родную школу, делился с учащимися воспоминаниями о прожитой жизни, дарил детям подарки. В 60-х годах вместе с ребятами посадил у школы клены.

В 1971 году он умер. Похоронен наш земляк на Новодевичьем кладбище в Москве.

...Прошли годы. Все меньше жителей села Олень-Колодезь знают о своем знаменитом земляке. Сейчас в селе проживают его дальние родственники. И ещё растут у сгоревшей школы деревья, посаженные рукой генерала. Аллея могучих, ветвистых тополей каждый год радует прохожих красотой и тенью в знойный день. Хочется верить, что когда-нибудь жители села наведут порядок на месте сгоревшей школы: уберут мусор, обрежут деревья, поставят лавочки, и это место превратится в парк имени последнего председателя ОСОАВИАХИМА.