Автограф

Валентина Яроцкая
      Фанаткой никогда  быть не  приходилось,  собирать  автографы  любимых  артистов-футболистов-фигуристов  никогда не бралась…  А  вот  доставшийся  мне автограф  Николая  Колычева  долго   берегла.
       В     школе  каким-то образом  оказалась  книжечка   с надписью,  сделанной  рукой  Николая Колычева.   Слова были написаны   «безадресно». Просто  «На  добрую память». Дата, подпись.  Предназначено  было   для  школы. Русско-финское  издание  книги  «Звонаря   зрачок».
      Книга  хранилась  в  лаборантской  вместе  с   ксерокопиями рисунков  Колычева.    Заведующая   до  того  «прониклась»  моей  любовью  к  стихам Николая  Колычева,  что   после  очередной   моей просьбы    взять  книжку домой, сказала  мне  с  пониманием: «Берите,   да оставьте  себе,  никому  она  так  не  нужна,  как  Вам».
        О,   йес!   Чувство обладания  кого   хочешь  доведёт  до гордыни. Теперь  всем можно   было хвастаться ,  что  у меня есть книга  с  автографом  Николая  Колычева.  Реакция  у  всех  была  разная: кто    с улыбкой,  кто  с недоумением,  кто  с пониманием,  кто  с  ехидством. ..  Автограф? Ну  и  что?
         Однако  у нас  в школе начались  курсы  финского  языка,  и  одна  из причин,  подтолкнувших меня  в   весьма  уже   не  юном возрасте взяться за  трудный  финский  язык,  была  именно  эта  книга. Параллельные  тексты  стихов  Колычева ( на  русском  и  финском)  запоминались  с  ходу,  учились  как песня, можно  было  петь на  ходу.  Однако   я  сделала  неосмотрительный поступок,   из-за  которого лишилась книги.
          Можно  это  сформулировать  так:  «Не выставлять бы  счастья напоказ,  оно  б  до  старости  тебе  служило…» А  я   «счастье»  выставила,   нашей преподавательнице  по  финскому  языку,  которая приезжала на занятия    каждую  неделю  из  Мончегорска в Алакуртти, похвасталась. Невозможно  ж  было утерпеть: во-первых, книга  с  автографом самого  Николая Колычева,  во-вторых,   такое  классное подспорье для  изучения  финского  языка,  а  в-третьих,  я ведь и выучила  наизусть  кое-что   уже….   «Дремлет мой  дворик заснеженный,  тихо  луна  улыбается…»   Вот!
           Ну,  и    услышала   просьбу: «Дайте почитать…»   Конечно,  конечно…    Берите, не жалко…Только       через неделю  мы пришли на занятия,  а  оказалось,  что  Лариса  Петровна   не приехала  и  больше не приедет  вообще...  Финны  почему-то прекратили   финансирование курсов (так нам   объяснили), поэтому  вести занятия   стало некому. Нет  энтузиастов,  чтобы  бесплатно   учить      взрослых  тётенек и дяденек    языку  дружественной  Финляндии.  И  книга,  с  которой  я  в  буквальном  смысле  не расставалась   до  этого, осталась  у  Ларисы Петровны,   молодой  красавицы со  знанием  финского  языка  и     современными представлениями  о     жизни. Ну,  не  стала  бы  она  ехать  из Мончегорска  для  того,  чтобы  отдать  какой-то  своей   «курсистке»  книгу  Николая  Колычева…  Да  она  и  курсистку, и книгу  забыла, очевидно сразу  же, как на  своём    авто   въехала  в  Мончегорск…  Ну  что ж,    книгу  было  жалко, но   в сельской  библиотеке книги Колычева  тоже  были  с автографами. Любуйся ими, если  уж   болезнь   автографомании  тебя  настигла…   Слава  Богу,   болезнь эта  оказалась не настолько  сильной,  чтобы  потребовались  какие-то дополнительные  средства  лечения. Само  собой  прошло.
         Ведь самый  главный  «автограф» -  это  стихи  поэта. Они остались.
         Вот   стихи  нужно читать,  перечитывать,    вникать  в  каждую  строчку  –  и  беречь…
         Лучшая награда  для  поэта -   зачитанная  книга  его  стихов, с  морщинками  на обложке  от многократного  чтения,  с    карандашными пометками  (  кто-то не  мог  сдержать  своего восхищения!) … У  нас  в   сельской  библиотеке  такая  книжка есть. «И  вновь  свиваются снега». И   автограф на ней такой: «На  добрую память читателям». Значит,  и  мне  тоже.
                2010