Магия солнцезащитных очков

Онисе Баркалая
             Сколько женщин во всем мире  подбирали солнцезащитные очки только по одному принципу: как у восхитительной Одри  Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани»?

          Итак, вы – молодая, успешная и красивая женщина, открываете дверь шикарного автомобиля. С той улыбкой, которая говорит о том, что весь мир создан именно для вас, вы легко и грациозно садитесь в кресло, бросив внимательный взгляд на свое отражение в зеркале. Что же вы забыли сделать в этот яркий, солнечный день, прежде чем нажать кнопку «Engine Start Stop»?  Ну, конечно, вы забыли надеть солнцезащитные очки! Элегантные, необычной формы, придающие вам загадочный и томный вид…  И в один миг в кабине автомобиля появляется Непостижимая Загадка, Прекрасная Незнакомка. С таинственным видом она пронесется мимо переполненного автобуса и идущих строем по улице курсантов военного училища, мимо джипа, битком набитого ошарашенными кавказскими парнями. Ведь она легкая, воздушная, современная, стильно одетая, совсем непохожая на ту, которая носит траур по дальнему родственнику, умершему два века тому назад. Прямо секретный агент! Миссия невыполнима!
         Долговязый прогуливается рядом с развилкой шоссейных дорог. Его задача – подать знак Коротышке. Тот стоит с чемоданчиком (форма которого не оставляет никаких сомнений в том, что находится внутри него) возле ротонды: оттуда все как на ладони. Лысый – ждет в машине. Все они, как один, в черных солнцезащитных очках. На дороге показался кабриолет… Вряд ли солнцезащитные очки сами по себе могут вдохновить на написание литературного произведения, но... Представим себе, что к футляру с очками тянется изящная рука женщины: только один штрих, и картина приобретает совсем иной смысл. Волна эмоций, магия театра! Стоит только человеку к чему-то прикоснуться, как вдруг этот неодушевленный предмет будто оживает. «Вещи, они тоже живые...надо только уметь разбудить их душу» (Г.Маркес «Сто лет одиночества»).
         В чем загадка человеческого лица? Почему иногда мы замираем, случайно увидев в толпе интересного человека? В чем его магическая привлекательность? «Все мужское и сильное сосредоточилось в глазах и во лбу... нижняя часть была нежная и незрелая... его темно-карие глаза, полные гордости и враждебности» (из повести Г.Гессе «Демиан»). Взглянув на человеческое лицо, без труда можно условно разделить его на верхнюю часть, где его глаза, высокий лоб и благородные виски  отражают  интеллект, душу, высокие устремления человека, и нижнюю  часть лица, которая  скорее плотская… Чувственные губы… И хотя нижняя часть  лица дает немало информации для суждений о характере человека, именно верхняя часть лица отражает сущность и внутренний мир индивидуума. Отсюда следует, что, надевая солнцезащитные очки, мы в большей степени становимся загадкой для окружающих по сравнению с тем, если,  к примеру, закроем рот и нос марлевой повязкой.  Спасаясь в очках от ярчайшего солнца, одновременно мы будто прячемся за «дымовую завесу» и уже трудно заметить, что «ее глаза – как два обмана…». 
        Пасмурный и холодный день. На небе ни солнышка, тучи медленно кружат над городом, как грифы-стервятники... Она идет на свидание. Женская интуиция подсказывает ей, что все не так, как должно быть, все медленно идет к развязке. Но, может быть, все еще наладится? Сердце вопреки очевидным фактам отказывается верить разуму. Она подходит к кафе и видит его издалека: на нем темные очки. В такую погоду?! Тогда все становится ясно, почему он прячет глаза. Он принял решение. Расставание неизбежно… «Вчера еще в глаза глядел, а нынче – все косится в сторону…».
         Об этом, пожалуй, еще следует немного поразмышлять: почему именно яркий, солнечный свет заставляет нас носить очки, благодаря которым мы становимся такими таинственными. Правильно подобранные очки, надо полагать, идут всем. В одних случаях они скрывают невыразительные глаза, а в других – подчеркивают привлекательные черты лица, гармонируя по форме с его красивым овалом. Чудо, а не аксессуар! Очки, которые по своей сути являются простыми стекляшками,  если называть вещи своими именами, порой незаменимы в нашей повседневной жизни. Этот действительно шпионский атрибут помогает иногда скрывать то, что совсем не хочется показывать окружающим: синяк или тени под глазами, грустное настроение, нежелание, дурные намерения, похотливый или бегающий взгляд… Но эти же очки способны подчеркнуть и ваш неповторимый стиль, став последним штрихом  к вашему неотразимому наряду. Однако есть масса случаев, когда солнцезащитные очки вряд ли уместны. «Она прямо посмотрела ему в глаза», «Он поймал на себе ее пристальный взгляд», «Посмотри мне прямо в глаза!», «Я хочу посмотреть ему в глаза»…  Попробуйте кого-то в чем-то убедить, не снимая очки и не смотря в глаза собеседнику. Если ваши глаза «занавешены» темными очками, то объяснение в любви не может быть искренним. Как то неловкое  признание в любви Пьера к Элен – на французском языке («Война и мир»).
         Допустим, они встречаются уже месяц, и она должна быть с минуты на минуту. Он поднимает голову и… О, боже! Кто эта красавица? Он впервые видит ее в великолепных солнцезащитных очках. Прекрасная Незнакомка! Все его ощущения и желания становятся такими, как будто он видит ее в первый раз. «Милый, я опоздала… не могла отбиться от мужчин... всем им сегодня непременно захотелось узнать у меня дорогу в Эрмитаж», – оправдывается она, улыбаясь таинственно и кокетливо.
         Сияющие горные вершины, прозрачный альпийский воздух и яркий солнечный свет. Мимо вас лихо проносится красавица в потрясающе-облегающем горнолыжном костюме. Под ослепительными лучами солнца и их отражением в зеркале ледяных вершин очаровательная девушка скользит по склону... в великолепных горнолыжных очках. Замечали ли вы, с каким удовольствием после зимы, долгих месяцев без солнца, женщины начинают носить солнцезащитные очки? Сколько загадочности ощущают они в себе! Как это придает им силы и становится жизненным стимулом! Как это похоже на таинственную, будоражащую атмосферу маскарада! Очки – словно полумаски, создающие интригу, тайну, щекочущую неопределенность во время бала, где все хотят оставаться неизвестными... Мистер и миссис Икс!
         Солнцезащитные очки позволяют отцу семейства на пляже вдоволь насмотреться на красавиц под самым боком у жены и тещи-радара, поскольку перехватить взгляд мужчины в этом случае практически невозможно. Испепеляющий взгляд мужчины-тореадора на пляже… Как он знаком женщинам! Под этим страстным взглядом, словно под палящим солнцем, можно моментально «сгореть»!  Мне страшно подумать, если бы мужчины не носили на пляже солнцезащитные очки…  Мир стал бы слишком очевидным, лишенным интриги и захватывающей прелюдии. Вожделение не должно опережать флирт и ухаживание, а страсть – предшествовать чувствам. Таков порядок: вначале объятия в танце, а потом...
         Как только на предмете, какой бы мелочью он ни казался, останавливается взгляд художника-дизайнера, то сразу же появляется магия образа. Какая форма солнцезащитных очков подойдет красавице с дивными, чуть раскосыми глазами? Разумеется, стильные очки, которые получили название  «кошачий глаз». Как утверждается на сайте (http://www.ochki.net/forma_oprav/), эти очки (они появились на рынке в 50-е годы XX века) являются «самыми женственными из когда-либо существовавших». Считается, что этот «фасон» придумал сам Кристиан Диор. Якобы в его модном доме одно время работала манекенщица – наполовину казашка, наполовину русская. И Диор создал форму очков в виде «кошачьего глаза» для того, чтобы подчеркнуть очертания ее раскосых глаз.
       «Очки-стрекоза». Огромные, как глаза стрекозы, солнцезащитные очки округлой формы приобрели популярность в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Предпосылкой к их появлению стали полимерные линзы – гораздо более легкие, чем из минерального стекла. Одной из главных поклонниц «крупногабаритных» очков была вдова президента США Кеннеди, супруга греческого миллиардера Онассиса, Джеки, – одна из самых элегантных женщин XX века. Ее «очки-стрекозы» были созданы лично для нее парижским оптиком Р.Пинтоном из специального пластика и натурального черепахового панциря. Вскоре после того, как Джеки Онассис появилась в этих очках в обществе, они вошли в коллекции многих производителей, значительно облегчив девушкам задачу выглядеть, как Джеки.
       Предположим, дело происходит на Среднем Западе США, в небольшом городишке. Все завсегдатаи бара поглядывают на дверь. Вот-вот должен появиться он – человек-загадка. Никто не знает ни его имени, ни его намерений. Дверь резко открывается, и в бар  входит красавец. У него зеркальные солнцезащитные очки и квадратный подбородок... «Если форма вашего лица напоминает квадрат»... нет, нет, никто не хотел вас обидеть! Речь пойдет о том, как подобрать солнцезащитные женские очки именно к вашей внешности, где овал лица, линии скул и подбородка имеют важное значение. Здесь есть много тонкостей. Большие очки могут сделать лицо зрительно еще шире, чем оно есть на самом деле. «Правильная и строгая оправа "сломает" некоторую округлость вашего лица и скорректирует мелкие недостатки... Брюнеткам подойдет черный и золотистый цвет оправы; шатенкам – коричневый и красный; русым и рыжим – золотистый, бронзовый и медный; блондинкам – золотистый и серебряный».
        Если мужские очки, как и все мужское, должны быть сдержанными по форме, то дизайнер женских очков совсем не ограничен в полете фантазий... Я не раз наблюдал форму очков, очертания которых напоминают изгибы удивленно вскинутых аккуратных женских бровей («очки-бабочки»). Как просто сделаться любопытной женщиной и показать, что вам все интересно в этом мире, и вы не против новых приключений… Только представьте, на вас смотрит женщина в этих восхитительных очках!
       «Профессор, снимите очки-велосипед!» (В.Маяковский «Во весь голос»). Да, подобную форму очков нередко можно увидеть на фотографиях известных ученых конца XIX века и начала XX века. Может быть, я преувеличиваю, считая, что форма солнцезащитных очков Говарда Хьюза – персонажа Леонардо Ди Каприо в фильме «Авиатор» (режиссер М.Скорсезе, 2004 г.) близка к той форме очков, которые обычно носили ученые.  Но форма солнцезащитных очков главного героя фильма (ее можно увидеть на DVD обложке)  обусловлена, на мой взгляд, вполне очевидной причиной: герой фильма одновременно является и изобретателем, и авиатором, и миллионером. Поэтому очки  Говарда Хьюза, несмотря на их роскошный вид, по своей форме напоминают очки летчиков и ученых.
       Я захожу в кафе, где занят только один столик. За ним оживленно разговаривают две подруги. С одного взгляда ясно, что происходит: одна жалуется другой на жизнь. Ее лицо заплакано, она выглядит неважно. Увидев меня, молодая женщина мгновенно открывает сумочку и... надевает огромные солнцезащитные очки. Они как траурная вуаль обволакивают лицо...
       По сюжету фильма «Мадам» (режиссер А.Штерс, 2017 г.), для того, чтобы на званном ужине число присутствующих особ (среди которых и мэр Лондона) не равнялось тринадцати, хозяева дома (парижане) выдают свою горничную за приглашенную испанскую аристократку. За ней, кстати, приударит богатый коллекционер искусства. И вот они уже мчатся в роскошном кабриолете. Сияющей от счастья гастарбайтерше так идут чёрные очки и платок-каре! Ни дать ни взять аристократка... В истории солнцезащитных очков есть интересный факт: эти очки сразу полюбились представителям высшего общества. Несомненно, они были жизненно необходимы на пляжах Лазурного берега или на верхней палубе трансатлантического лайнера «Куин Мэри». Ясно, что солнцезащитные очки оберегали утонченных красавиц света от яркого солнца и возникновения морщин... Но был, вероятно, и другой фактор, который сделал эти очки незаменимым атрибутом аристократического образа жизни. Представители правящего класса, где сдержанность и тактичность всегда считались обязательными правилами поведения, сразу оценили возможность минимизировать свои усилия, чтобы скрывать эмоции. Ведь глаза могут вас выдать, даже если вы немногословны или вообще предпочитаете молчать. «Словами можно обмануть, глазами это невозможно…». Как легко скрывать чувства! Влюбленность, симпатию, антипатию, зависть, разочарование, ненависть, неприязнь. Не уверен, что тогда эти очки были ширпотребом, как не уверен в том, что мы превосходим прежнее сословие по критериям выдержки и такта. Наверно, и сейчас эта «функция» очков не потеряла актуальность.
         Мой дом расположен недалеко от весьма оживленного перекрестка, где поблизости находятся станция метро и автобусные остановки. Огромный поток людей привлекает большое количество попрошаек и бомжей. Надо признать, это «сословие» в последнее  время очень помолодело: я часто вижу довольно молодых парней, которые побираются и между делом посматривают на ножки проходящих рядом девушек и женщин. Среди них я иногда наблюдаю мужчину средних лет (довольно крепкой комплекции) в темных очках, который просит милостыню под более подходящим для себя предлогом, чем те худые и изможденные молодые ребята, «оставшиеся без жилья». Он держит в руках листок с надписью: «Собачке на питание», а рядом лежит довольно упитанный пес. Иногда я замечаю проницательный взгляд мужчины, который виден поверх солнцезащитных очков, надетых при любой погоде.
         Всюду эти солнцезащитные очки. Угрюмый рок-музыкант, который родился лет за двадцать до начала эпохи тяжелого рока, запечатлен на афише… он в черных очках. А вот молодая певица (в дорогих солнцезащитных очках) дает интервью в студии, куда вообще не проникает солнечный свет. Гнев ревнивого Юпитера или свет юпитеров? «Почему, черт побери, ему досталась  роль персонажа, который весь фильм мелькает в кадрах не иначе как в черных солнцезащитных очках!» – сетовал он, когда его не узнавали на улице. А кто этот отвратительный старикан в темных очках, фото которого размещено на сайте новостей? Что за вопрос? Как обойтись без них бывшему эсэсовцу в залитой солнцем Аргентине, куда после Второй мировой войны вела «крысиная тропа»?
         Если даже такая  мелочь, как «шведская спичка»,  позволяет следователю запросто «реконструировать» подробную картину преступления (одноименный рассказ А.Чехова), то солнцезащитные очки в кино могут становиться самыми разнообразными символами. Разве  стильные очки, которые носит агент Смит, охранник Матрицы, не символизируют бездушие и однообразие Системы, в которой сознание человека порабощено суперкомпьютером (фильм «Матрица», режиссеры Энди и Лана Вачовски, 1999 г.)? Разве красивые дизайнерские очки Нео, Морфеуса и Тринити, которые бросили вызов порочной системе, не скрывают их истинные намерения в  обществе, где господствует тотальная слежка?
        Очки-загадка. Прот – человек-загадка. В один солнечный день он появился на вокзале, как будто возник из воздуха. Субъект в солнцезащитных очках. У него не было документов, он заявил, что прилетел с планеты Ка-Пэкс. Марку Паулу, психиатру Манхэттенского психологического института, понадобится немало времени, чтобы найти разгадку личности Прота («Планета Ка-Пекс», режиссер И.Софтли, 2001 г.). Темные очки – это точный штрих в образе зловещего Тараканова, бывшего  управляющего князя Тихвинского (фильм «Достояние республики», режиссер В.Бычков, 1971 г.). И, наоборот, синие очки выглядят весьма комично у  «великого слепого» Паниковского (И.Ильф и Е.Петров «Золотой теленок»). А темные очки кота Базилио, участника очаровательного дуэта мошенников в фильме «Приключения Буратино» (режиссер Л.Нечаев, 1975 г.)?!
        Вы спрашиваете, зачем роботу-терминатору ночью, да еще при бешеной езде на мотоцикле, «отпадные» солнцезащитные очки (фильм «Терминатор-2», режиссер Д.Камерон, 1991 г.)? Ответ вполне очевиден: без них облик терминатора будет недостаточно крут, несмотря даже на прикид байкера, винчестер и громаднейшие сапоги. Ох уж эти умопомрачительные очки! Как обворожительна Сандра Баллок в фильме «Предложение» (режиссер Э.Флетчер, 2009 г.) в очках черепахового цвета с зелеными линзами! Нельзя обойти вниманием и солнцезащитные очки Джеймса Бонда (фильм «Квант милосердия», режиссер М.Форстер, 2008 г.), в которых виден холодный блеск металла. «Людей в черном» уже невозможно воспринимать без черных солнцезащитных очков, весьма гармонирующих с черными похоронными костюмами героев (фильм «Люди в черном», режиссер Б.Зонненфельд, 1997 г.).
        В известном фильме «Трое в лодке, не считая собаки» (режиссер Н.Бирман, 1979 г.) Андрей Миронов играет одновременно и роль писателя Джерома К.Джерома, и роль одного из друзей... А как он меняет образ, чтобы была определенность в его статусе на данный момент? Все просто: когда он надевает очки, то мгновенно перевоплощается в писателя... Смена имиджа, скорее всего, полезна любому человеку. Новый имидж создает настроение, дарит надежду на лучшее. Минуту назад, не поднимая головы и забыв все радости жизни, за столом сосредоточенно работала менеджер по продажам... Но выйдя из офиса в обеденный перерыв, она ловко распускает волосы, до этого закрученные в тугой узел, надевает темные солнцезащитные очки в модной оправе, и теперь по улице легко и свободно ступает очаровательная девушка, которая улыбается прекрасной погоде, вниманию мужчин и перспективе вкусного обеда.
       Итак, молодая, успешная и красивая женщина закрывает дверь шикарного автомобиля. Жестом, не лишенным театральности, она нажимает кнопку на брелоке сигнализации... С таинственным видом Прекрасная Незнакомка скользит мимо автобусной остановки и идущих строем по улице курсантов военного училища, минует припаркованный джип, битком набитый кавказскими парнями, которые не сводят с нее глаз. Ведь она легкая, воздушная, современная, стильно одетая, совсем непохожая на ту, которая носит траур по дальнему родственнику, умершему два века тому назад. В солнцезащитных очках она будто в блиндаже: ее эмоции замаскированы, а весь «театр военных действий» как на ладони. Секретный агент! Миссия невыполнима!