Лапти

Вячеслав Зиновьев 2
    Для начала я хочу сказать о том, что мне много лет. Значит и родился я давно. В 1942 году. Родился в кусанайских краях, где при моей памяти, лаптей уже не носили. А сверстники мои в Пермскиз краях и в школу до десятого класса ходили в лаптях. И в загс тоже женится ходили в лаптях.

    Что такое лапти,  я, конечно, знал с детства. Знал из рассказов  взрослых, из прочитанных книжек. Лапоть один я видел в музее. Держать же в руках лапти пришлось мне в пятьдесят лет. Лапти, это обувь, сделанная умельцем из заранее содранного с дерева лыка.  Один пожилой человек, лесник в прошлом, рассказывал, что обувал  лапти, когда зимой ходил на охоту в лес. Водил группы приезжих поохотится партийных боссов. Обуты охотники в дорогие и тёплые унты. Ходить в такой обуви конечно тепло, но на охоте нужно проворство. Быстро перескочить через павшую лесину, например.

    Другой пожилой человек рассказывал, что плёл лапти на всю округу. Умел и рабочие лапти сплести и на праздничный выход. Умел и девушке лапти соорудить  красивее.  Двадцать лет прошло с  того дня, когда сплёл он последние лапти. Недавно попробовал со скуки сплести новую пару лаптей. Не получилось. Сплёл правый лапоть. Хорошо получилось. Руки помнили былое. А  лапоть на левую ногу не получился. Плету, плету, говорит, а получается лапоть на правую ногу.

    Сложилось так, что я, оставив хорошую квартиру в красивом маленьком городе, купил давно пустующий дом в деревне Нижняя Гарь.  В доме уже шесть лет ни кто не жил. В доме чисто, убрано и вымыто. Жизнь потихоньку налаживалась. Жена и сын приехали  из города. Весной я засадил картошкой большой огород. И летом решил пробраться на чердак. Много вещей обнаружил я там. Старинная кухонная утварь. И две пары хорошо сохранившихся лаптей. Лапти ношенные. Я их стирал стиральным порошком, мыл, чистил. Высушил и повесил у дверей. Через некоторое время, я купил недостроенный деревянный дом, доделал недоделки и осенью пригласил на праздник новоселья колхозную элиту. Выпили по первой, по второй, мужчины пошли курить, а женщины комнаты осматривать. Увидели лапти, и понеслось. Праздник пошёл по ненамеченному руслу. Стали вспоминать, как ходили в школу в лаптях. Стали примерять и танцевать. Веселье было неподдельным. Плясали по очереди, одевая лапти. Вспоминали, как совсем не много лет прошло, ходили в школу в лаптях, как ребята переносили девочек через вечно сырое место, замочив ноги свои.

    Неожиданно простая вещь, которой пользовались совсем недавно, принесла столько воспоминаний. Все хвалили лапти, хотя тогда, когда кроме лаптей обуть было нечего, каждый мечтал о туфлях, ботинках и сапожках. Гости уехали домой  с весёлыми лицами и довольные  тем, что удалось примерить лапти на ноги и даже сплясать в лаптях. Новоселье наше ушло на второй план.

    След в истории России лапти оставили. И в разговорной речи говорят: - «Русь лапотная», «Это Вам не лаптем щи хлебать». И у дедушки  моего фамилия Ступник. Ступник, это,  наверное тот мастер, который ступни в лапти обуть мог. Лапти сплести. Вот такая штука лапти. В великий праздник «ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ» о старой, когда - то основной и традиционной обуви простого жителя России, многих национальностей по простому названию лапоть.