С Днём Рождения, Олег!

Олег Селюнин
Ошибочка вышла, гражданин начальник! Детдомовский я!

По причине юных лет знать не знаю, когда родился, не запомнил. В паспорте, конечно, отметка есть.

Учился в школе не со своим годом. Ровесников по жизни не встречал. Где то они есть.Как и родственники. Которые должны быть.

Поиски завели меня в Германию. И даже состоялся один телефонный звонок. Но, так как я плохо знаю немецкий, то и разговорный немецкий я не разобрал.
Дурак. Надо было говорить по русски.

Возможно астрология могла бы мне помочь! Она утверждает, что судьба человека зависит от года, месяца, дня и даже часа рождения. На проверку фактического материала я потратил шесть лет. Научился не только видеть характер человека, но и угадывать месяц его рождения. Мой собственный метод применим к любому, но нет человека в совершенстве владеющего им и могшего применить его ко мне.

Вручая аттестат о восьмилетнем образовании, директор интерната благословил меня напутствующим словом: "Ты станешь лучшим кадровым офицером или твой дом тюрьма".
Не приняв радужной перспективы службы в Советской Армии, я поселился у тётки, имеющей на меня виды и тайно поджидавшей, когда же я вырасту. Стал учиться в обычной средней школе с необычным номером шестнадцать. В надежде на лучшую долю.

Но вскоре дым мечтаний рассеялся. В школе ни кто не учился. Одноклассники приняли меня хорошо. Частенько старшие парни из 10А докапывались до каждого пацана из нашего 9Б. Можно было видеть Пашу Миронова держащегося двумя руками за стояк отопления в то время как Бяша переросток пытался оторвать его таща за ноги.
Один раз Витя Фомин высказал несогласие с таким отношением пнув Бяшу в междуножье.

До меня не успели докопаться или не хотели, предчувствуя нехорошее. И я дал коленом в пах тому же Вите Фомину.

Но учиться в классе ни у кого не получалось. Учителя не тратили на нас силы. К нам пришёл молодой учитель физики прямо из университета. Естественно на уроках его ни кто не слушал. Ученье не шло в прок даже тогда, когда Сергей Яковлевич предложил нам сходить в горы на хребет Хамардабан.

Мы поднялись на пик Черского два раза. И только во второй раз я осознал как нам чертовски повезло. Погода была с видимостью 10-15 метров. Вдобавок, красноречивая могила погибшего альпиниста помогла перенести восхождение на завтра. Красоты прозрачного воздуха, снежных обвалов и лысой как коленка вершины с геодезической отметкой, кучей всякого хлама в виде бюста Ленина, пудовой гири, прикрученных памятных табличек и жестяных банок с записками внутри "мы тут были" поражали воображение.

Лето прошло грустно, я читал "Война и мир". Это сейчас мне всё ясно в этой книге. Тогда - ничего. Я тренировал свой мозг тридцатью страницами в день, не выдерживая большей каторги. Прочитав до конца, я ничего не понял. Что это за жизнь сидеть с утра до вечера в доме, изредка поигрывая в карты? И как можно поверить знакомцу, что масоны могут изменить мир к лучшему? Идея заранее была несостоятельной. А это отвратительная сцена выяснения отношений перед разводом? Кого этим удивишь? Я и сам в воображении использую летательный аппарат инопланетного происхождения, но к чему "отчего люди не летают"? И это книга для взрослых? А эти подонки, собирающиеся оттяпать наследство Пьера? То же мне, светское общество! Сборище уродов, убогих, сирых, недалёких людей смысл жизни которых - личное благосостояние, деньги! Слава богу началась война! Тут стало всё становится на свои места. Тильзитский мир не принёс результатов. Наполеон все-таки напал на Российскую империю.

Вот где настоящие герои! Багратион, читающий стихи. Кутузов, скончавшийся на следующий год после бегства Наполеона из Москвы. Поразительно! Александр первый, вошёл своими войсками в Париж. И что? Действительно навёл там порядок?

Впрочем, я могу и путать то, что я знал тогда, с тем что я узнал за всю свою жизнь.

Осенью, в начале десятого класса, к нам пришёл новый физик Владимир Николаевич. Успеваемость нашего класса подскочила фантастически.

- Ребята, - он поднял над собой учебник Астрономия 10, -  кто прочитает эту книжку и скажет что прочитал, тому поставлю пять за год по астрономии!
- Уроков астрономии не будет?
- Не будет.
- Ура!
- Вместо астрономии будет физика!
- У-у-у!
- Это лучше, две физики подряд.
- А кто не прочитает?
- Тому поставлю четыре!
- А-а-а!

Интересно, а что будет, если я прочитаю эту книгу? Если физик говорит, что мы с лёгкостью прочтём эту книжонку на досуге, я сделаю это! Я не хочу упускать шанс. Потом она вряд ли будет мне интересна.

Это "потом" туманно представлялось мне. Точнее, я совсем не видел жизни после окончания школы.

И так я принялся за чтение Воронцова-Вельяминова. Скажу сразу, моего интеллекта не хватило. Новые слова не удручали. Но я ни как не мог понять зачем и кому нужна гора разрозненных фактов. Иными словами, если б я знал астрономию, я бы полюбил этот учебник. Но как понять его основываясь на собственных знаниях? Это был настоящий кошмар! Я ходил в библиотеку за другими книгами с желанием разобраться в простых вещах. Если параллакс звезды неопределим, то как было выяснено расстояние до дальних звёзд и галактик? Со слов Воронцова-Вельяминова - это просто. Но его объяснения не давали доказательного ответа.
Я должен верить ему на слово? Ну хорошо! Будем опираться на яркость звезды. Но как это выглядит на практике? Фотометрия? Через телескоп.

Уроки по физике удивительным образом переплетались с математикой и астрономией. Я тщательно вёл конспекты, но почти никогда их не перечитывал, у меня не было сил.

Учебный год близился к концу. Не отвратимы выпускные экзамены. Дома у тётки становилось всё напряжённей, а иногда и опасней.