К Дню космонавтики

Юрий Кутьин
    Вологодская земля дала стране много замечательных людей в различных сферах жизни. Не стала исключением и такая область, как авиация и космонавтикa. Например, на Вологодчине в 60-х годах ХIХ века в Грязовецком уезде некоторое время жил и работал создатель первого в мире самолета русский изобретатель-моряк Александр Федорович Можайский, который получил патент на свое изобретение уже 3 ноября 1881 года, в то время как американцам, братьям Райт, претендующим на первенство в изобретении, в тот год было еще мало лет: одному – 14, другому – лишь 10. Основываясь на опытах Можайского, другие русские инженеры-конструкторы изготовили на Балтийском заводе в Петербурге в 1913 году тяжелый самолет "Русский витязь", а в 1914 году – "Илья Муромец".
    Немало наших земляков-летчиков отличилось на фронтах Великой Отечественной войны. В вологодском селе Кубенское установлен памятник одному из них - дважды Герою Советского Союза Александру Федоровичу Клубову, воевавшему в прославленной эскадрильи Александра Покрышкина.
   Вологодчина дала стране знаменитого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина,  разработчика самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. За выдающие достижения в самлётостроении Сергей Владирович трижды награждён званием Героя Социалистического Труда (1941, 1957, 1974).
    А 18 марта 1965 года состоялся полет советского космического корабля "Восход-2" под управлением советского летчика-космонавта № 10, нашего земляка, командира космического корабля "Восход-2" Павла Ивановича Беляева и его друга — второго пилота, летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова. Этот день стал эпохальной датой не только для земляков Беляева и Леонова, для всех граждан Советского Союза, но и историческим днем для человечества в целом. Тогда, пролетая над Черным морем, Алексей Леонов первым на планете Земля вышел за пределы космического корабля, ведомого Павлом Беляевым.
Многотрудная работа, проведенная советскими учеными и летчиками-космонавтами для обеспечения выхода советского человека в открытый космос проходила в условиях жесткой космической гонки между двумя сверхдержавами – СССР и США. И наша страна выиграла жесточайшую конкуренцию. Это и было с честью сделано нашими Героями. Американский астронавт Эдвард Уайт вышел в открытый космос лишь через два с половиной месяца.
Алексей Леонов вспоминает: "Честность и стойкость характера отличали Павла Ивановича, вместе с которым мы покоряли космос и которому я доверял свою жизнь".

Помню я в то время ходил в 5-й класс Тотемской средней школы. Алексей Леонов и Павел Беляев после космического полета при посещении Вологодчины, начав с райцентра села им. Бабушкина, что находится в 30 км от г. Тотьма, в первую очередь заехали на родину Павла Беляева, небольшую деревеньку Челищево и село Миньково, где маленький Павел пошёл в школу. Это событие освещалось и в областной газете "Красный север" и в местной районке "Ленинское знамя". Было много разговоров, рассказов о космонавтах, их родителях – простых крестьянах. Кое-кому из пацанов даже удалось видеть космонавтов «в живую». Рассказов-то потом было! И у всех без исключения в душе рождалась и поднималась гордость за знаменитого земляка, за всех русских и за Россию в целом.
Тогда никто в мире не смел, как сейчас, применить к Россиии «широкий арсенал методов», к которым относятся «клевета, оскорбления, воинствующая  риторика, шантаж, санкции и угрозы, так как Россия тогда была лидером космических исследований и хамского тона по отношению к себе не позволяла.
С приходом новых времён - многое меняется. Россию потеснили в космосе.

Неизменными остались только две традиционные российские беды.
Слышал краем уха в детстве не помню от кого целую историю о превратнотях дороги космонавтов на родину Павла Беляева.
Обком райкому командует:
– Сегодня займи космонавтов у себя, а на завтра с утра на своей «волге» в Бабушкино, на родину космонавта Беляева, свезёшь!
– На волге не свезти, – отвечает райком, – трактора на дороге тонут.
– Ты, мать-перемать, для чего туда поставлен? Прошляпил! Давали же указивку - привести дорогу в порядок!!
– Так я и ремонтировал, а газовики, что в Европу газ тянут, только раз проедут с трубами и всё снова рушат.
– Газопровод тоже нужен. Ты то какие меры принимаешь?
– Да я тут предлагал Беляеву всю его родню в Тотьму на тракторах привезти и здесь ему встречу с родиной на стадионе устроить.
– Ну, и что?
– Вот  и что. Побелел весь Беляев то, губу закусил, «да я на родину, – говорит, – лесами, пешком, но дойду. Дорога с малолетства знакома. В космос чёрт знает куда летаем, а тут всего 30 вёрст…
Леонов его еле успокоил и тоже с ним лесом идти собирается.
Космонавты мужики крепкие, их бы мы и на перекладных доставили. Но с ними ещё парочка столичных журналистов. Так что не знаю, что и делать.
– А нехер бояться этих щёлкопёров? Хотя, прав ты , нельзя им показывать наши дороги. Чего доброго и в фельетон или даже в комедию попадём за  дороги твои. Нельзя, чтобы они их видели. Вот что! Помнится мне, была в Бабушкино взлётная полоса для АН-2, бетоннаяя. Но лет пять уже как заброшена. Думаю с бетоном  там всё нормалёк. Ты, давай организуй приведение её в порядок до утра, траву там в стыках плит пусть скосят и деревца молоденькие - берёзки уберут. А я пойду к Первому – самолёт выбивать для дорогих гостей...

Вот так и получилось, что всего 30 км, а добирались космонавты на самолёте.

НА ФОТО: Встреча гостей в селе им. Бабушкина. Летчики-космонавты — справа летчик-космонавт Павел Беляев, слева летчик-космонавт Алексей Леонов. У люка самолета "Аэрофлота" АН-2 командир экипажа летчик Геннадий Некрасов в служебной форме, в профиль.

PS.
1.Сегодня по "России 1" передавали: вологодские деревни стали недоступны из-за распутицы. Ничего кроме грусти это не вызывает..