Книга Смерти

Сергей Апостол
НОВЫЙ ГАМЛЕТ

Быть иль не быть?– скажи мне, бытие.
Мой быт забыт, осмеян, запорошен.
Я узнаю бесславие мое.
Грядет зима, отряхивая рощи.

За веком век проходит предо мной...
Меняются черты и стран и континентов,
цивилизация спешит шумливою ордой,
чтобы отпрясть волной и кануть в Лету!

Кто разгадал предназначение свое?
Туманная звезда во мраке светит...
Быть иль не быть?– скажи мне, бытие.
Но бытие молчит. И только смерть ответит.

5200

СОВЕТСКИЕ ПОХОРОНЫ

Мерцает сумрак черный, ласковый.
Еще далеко до зари.
Мне незачем тебя оплакивать
И не за что благодарить.

В ночь фонари горящей гривою
Колышут. Помни, не забудь!..
Лежишь спокойная, счастливая
В своем торжественном гробу.

Мне не изжить больную косность,
Глядит луна в мое окно.
Тебя не буду беспокоить,
Я позабыл тебя давно.

Заносит вьюга след порошею,
Земные пройдены пути...
Упокойся с миром, прошлое,
Благословенное, прости!

1917-1992

ВЕРОНИКА И СОВЕТСКАЯ НОЧЬ

Ты – торжественна, как осень,
Льется с губ литавров медь!
Мы друг друга ныне спросим,
Как нам жить и умереть?

Что о грешной жизни плакать,
Только смерть тиха, чиста.
Будут листья тихо падать
У подножия креста.

И не надо с укоризной
Вспоминать веселье дней,–
Будет много новых жизней,
Верных, преданных друзей...

Чтобы в сумрачной столице
Загореться, как звезда!
Чтобы внове возродиться
В этой муке навсегда!

1992

СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ

Последняя радость, последняя боль...
И я расстаюсь навеки с тобой.
Прощай! Не грусти, ворожи и не жди –
Мой след одинокий смоют дожди.

На крыльях совиных примчится пурга,
И нас занесут большие снега.
Так тает звезда поутру на воде.
Мы были друг в друге. И больше нигде.

1992

НАДПИСЬ НА ПЛАХЕ

Плачь, палач, плачь,–
Годы мчатся вскачь!
Бед знали мы немало,
Ты ведь добрый малый!

Плачь, палач, плачь,
Усмешки злой не прячь –
Сердце свое не сберечь,
А голова с плеч!

1770

***

Все путь длинней, все жизнь короче.
Осталось завтра во вчера.
И мы подобны дню и ночи,
И в каждом – свет и в каждом – мрак!

Что нам готовят перемены
Среди извечной кутерьмы?
Мир оттого несовершенный,
Чтоб совершенней стали мы.

2010

НОЧНОЙ ГОРОД

Улица – оголенный нерв,
Буквы реклам в огне.
От тоски захмелев,
Мерещусь в чужом окне.

У месяца желтый оскал.
И превратились в быль
Все – кто меня знал,
Все – кого я забыл.

2010

***

Все, что было между нами,
Канет без следа.
Мы останемся друзьями
Навсегда.

Хриплый ветер над могилой
Захохочет зло!..
Это было, было, было –
И прошло!

2010

***

Никто – никому – ничего не должен.
Кто-то уже лежит под крестом.
Счастье забылось. И нет прежней дрожи
В сердце усталом, сердце ночном.

Время рассудит суровей и строже.
Годы промчат стороною легко!
Никто никому ничего не должен...
Кроме себе. Себя самого.

2010

***

Даль неживая,
С обугленным ртом,
Снегом мерцая,
Спит за холмом.

Стынут слезинки
По тонким ветвям –
Словно поминки
Справляют по нам...

2010

ИЗ РУССКОГО ЗАВЕТА

Откровение –
Крови пение!
Яростный сердца в ночи стук,
Слышно рядом – и за версту!

Кричите, стихи, пока не поздно,
Чтобы, победив злую быстротечность,
Слышно было – за звезды,
Слышно было – за вечность!

2010

ПРИЗРАЧНЫЙ МИР

Это все ненастоящее –
Вымысел, причуда, сон!
Дни изолганные тащатся,
Ты не в жизнь, а в смерть влюблен.

Обманувшиеся годы,
Горечь с болью пополам…
Это небо, солнце, звезды.
Ну, а больше всех – ты сам.

1990

УТРЕННИЙ СНЕГ

Привиделся себе.
Приснился миру.
Средь радостей и бед
Терзая лиру.

Развеян прах. Снег бел.
Молчать не вправе.
Пел – жизнью, смертью – пел!..
Кого ты славил?

1913


***

Смешной обет.
Молчи, не лги!
Ищи – в себе,
Найдешь – в других.

3300

***

Туманная Млечность,
Ответь мне, ответь:
Смерть – это вечность?
Но вечность – не смерть!

5200

НЕДОПИСАННОЕ

Моя печаль,
моя любовь нежданная!
Что вам ни скажут,
вы тому не верьте.
Поэзия –
есть тайное желание –
заговорить
весь мир
от смерти.

5200