Горы и динозавры

Виктор Заводинский
Когда мама узнала, что дедушка купил квартиру в Сочи, она страшно обрадовалась.

- Теперь мне будет, куда отправить вас с Ильей на лето, - сказала она. – Сочи – это не Хабаровск. В Сочи всего два часа лететь, а в Хабаровск – целых восемь. Да и дешевле.

В Хабаровск мы с Илюхой уже летали, даже жили там – у дедушки с бабушкой. Мы с ними ездили на Японской море и на Байкал, а я в Хабаровске даже в школе учился, во втором классе. А в Сочи мы еще не были.
И вот наступило лето. Илюха с папой в Египет поехал, учиться на дайвера, а меня мама отвезла в Сочи. Сама она через два дня улетела обратно в Москву, на работу, только разок в море искупалась, а я остался. И сразу загрустил. Вообще-то, я люблю дедушку и бабушку, с ними интересно, но маму я люблю больше, и когда ее нет, мне грустно.

Про Сочи, конечно, все знают, там зимнюю Олимпиаду проводили, туда Путин часто приезжает. Ничего себе городок, симпатичный, чистый, и ругаются на улицах мало. Я не люблю, когда ругаются. У нас в Москве, возле метро, хоть уши затыкай. И курят. В Сочи тоже курят, но хоть ругаются мало. А еще в Сочи много пальм и очень жарко. Почти как в Лос-Анджелесе. В Лос-Анджелесе я был, мы туда к тете Юле, маминой сестре, ездили. Там тоже море есть, целый океан. А в Сочи мне море не понравилось. Оно там какое-то грязное и бурливое. Да и скучно одному купаться. Если бы Илюха был, мы бы с ним вдвоем подурили, побрызгались, а одному не интересно. Дедушка с бабушкой один раз в воду зашли, да и залегли на лежаках в тенечке. Я только в аквапарке на горках покатался, да и то на самую большую меня не пустили – роста не хватило.

Но вы не думайте, что мои дедушка и бабушка только на лежаках умеют прохлаждаться. Они у меня особенные. Помните, я уже писал, что мой дедушка летал на самолете «ЯК-52». Но это не главное. Главное, что они с бабушкой – настоящие альпинисты. У них есть специальное снаряжение – ледорубы, кошки, веревки, - и они умеют подниматься на очень трудные и высокие горы. Когда мы Илюхой жили у них в Хабаровске, они нас тоже учили по скалам лазить. У нас даже фотки есть. Мы там такие крутые, в касках и с альпинистскими карабинами. Но больших гор возле Хабаровска нет, поэтому дедушка с бабушкой ездили на Алтай и в Алма-Ату, а потом решили купить квартиру в Сочи, потому что возле Сочи есть горы. Горы они любят, а море – не очень. Честно говоря, я море тоже не очень люблю. В нем можно утонуть. Но я и горы не очень люблю – с них можно упасть. Дедушка рассказывал: он однажды очень больно упал, хорошо хоть не разбился совсем. Они с бабушкой пообещали, что возьмут меня в горный поход, на несколько дней, и меня это не очень обрадовало. Но я мальчик вежливый и я не стал их огорчать и возражать. Только спросил, можно ли мне пока немножко поиграть на компьютере. Они, конечно, согласились, и бабушка показала, как компьютер включать и завела для меня на нем акаунт.

Надо сказать, что мои дедушка и бабушка – ученые. Дедушка – физик, а бабушка – математик. Они работают в разных институтах, дедушка даже директор института, а бабушка – просто математик. И даже когда они в отпуске в Сочи, они продолжают работать и для этого специально купили большой супермощный компьютер с огромным экраном, и установили на нем свои научные программы. Мне ихние программы не нужны, мне главное – чтобы был выход в Интернет, чтобы можно было игры скачивать. Я хотел скачать «Мир Юрского периода». Когда мы уезжали из Москвы, там как раз начался показ этого фильма, но мы с мамой не успели его посмотреть. В Сочи его тоже начали показывать, и я, конечно, уговорил дедушку с бабушкой на него сходить. Фильм был 3D, смотрелось все классно. Я даже поволновался, когда этот Индоминус Рекс гонялся за Грэем и Заком, и когда Оуэн с ним сражался. Понимаешь, конечно, что это все понарошку, а все равно страшно.

Фильм мы смотрели в Моремоле. Это в Сочи такой торговый центр. И когда вышли из зала, я увидел неподалеку вывеску магазина «Лего». А «Лего» я люблю больше всего в жизни. Из него можно собирать всякие игрушки, и там есть фигурки разных героев: супермена, пиратов, полицейских… И конечно, я повел туда дедушку и бабушку.
 
К моему изумлению, в этом магазине оказались лего-наборы из «Мира Юрского периода»: и динозавры, и все герои. Но они были такие дорогие, что у меня язык не повернулся просить. Но дедушка сам предложил:

- Ну, давай, выбери что-то одно.

И я скромно выбрал велоцираптора, самого маленького динозавра. Они с человека ростом, миленькие такие, как кенгуру, и очень быстро бегают. Потому их и прозвали велоцирапторами: ведь «велосити» по-английски значит «скорость».
У меня еще было несколько маленьких лего-фигурок, которые я из Москвы привез, и я ставил их и велоцираптора на стол, возле компьютера, и играл в «Мир Юрского периода». И меня это вполне устраивало, без всякого моря. Дедушке с бабушкой море тоже было не нужно. Но им были нужны горы. Я уже знал, что их хлебом не корми, дай в горы сходить. Один раз они нас с Илюхой уже таскали в горы, в Алма-Ате, и мы там мозолей себе набили. Так что я понимал, что и здесь, в Сочи, без этого не обойдется. Странные эти взрослые. Они думают, что если им что-то интересно, то это должно быть интересно и ребенку. А ребенку совсем не интересно таскаться с рюкзаком по горам, по жаре и комарам. Ребенку хочется поиграть!

Сначала меня повели в поход с одной ночевкой. На водопады. Водопады были так себе, в Алма-Ате мы видели куда побольше, но когда мы прошли водопады и поставили палатку на берегу речки, бабушка осталась сторожить палатку, а мы с дедушкой поднялись на вершину горы и увидели статую Прометея. Я про него читал в «Мифах Древней Греции». Он у богов взял огонь и подарил людям, а Зевс его за это наказал и приковал к скале. Дедушка мне объяснил, что точного места, где Прометей был прикован, никто не знает, известно только, что это было на Кавказе. Вот здесь поставили такой памятник. Статуя большая, примерно в два раза выше человека, с поднятыми руками. А на руках обрывки цепей. Это его Геракл освободил и цепи порвал.

Пока мы ходили, бабушка приготовила нам ужин. Потом мы искупались в речке и легли спать. Разбудили меня страшные вопли. Они доносились из леса, который начинался в нескольких шагах от палатки. Словно какие-то гиены орали. Но гиены в Африке, а здесь ведь не Африка. Бабушка тоже испугалась. Она сказала, что в Африке так кричат уличные коты. Они с дедушкой были в Африке, слышали крики котов.

- Это шакалы, - пояснил дедушка. – Здесь заповедник рядом, вот они и приходят. Смотрят, не оставили ли им туристы покушать.
Но мне все равно было страшно. Шакалы – это же почти волки. Если их много, могут и на нас напасть. А потом я все равно уснул.

Второй поход у нас был с двумя ночевками. Идти я не хотел. Тем более, в заповедник. Там не только шакалов наслушаешься, там и медведи могут напасть. Куда лучше в компьютере играть с динозаврами. А еще рюкзак придется тащить! Но дедушка пообещал купить мне большой лего-набор, после похода, и я согласился.
Этот поход был через Красную Поляну. Ну, ее все знают, там Олимпийские игры были. Мы туда ехали на автобусе, целых два часа, а потом поднялись на подъемнике. Я на подъемниках уже много раз поднимался, но такого еще не видел. На обычных подъемниках кабинки на восемь человек, а в Красной Поляне – на двадцать! Круто. Но нас было всего трое, и можно было ходить по кабинке и смотреть во все стороны. Но ничего интересного по сторонам не было. Горы как горы, зеленые, а снег только на самых верхушках. Я спросил:

- А что, там, куда мы пойдем, тоже будет снег?

А дедушка ответил:

- Кое-где будет. Лето только началось, и снег не успел растаять. Зимой его там несколько метров.

Я еще спросил:

- Мы на самый верх заедем на подъемнике, или нам еще пешком придется идти?

Тут бабушка дедушку опередила:

- Егор! Подумай, как было бы скучно, если бы в любую точку мира можно было на чем-нибудь доехать.
- И вовсе не скучно, - возразил я. – А еще лучше было бы, если бы в каждой точке мира был интернет. Мы же не питекантропы какие-нибудь, чтобы все время ходить пешком и жить без интернета.

- А зачем тебе интернет? – спросил дедушка.
- Чтобы играть. Чтобы скачивать что-нибудь… - Тут я посмотрел на него неуверенно. – Но вы ведь с бабушкой тоже пользуетесь интернетом.

- Да, - согласился он. – Мы узнаем там новости, ищем информацию для нашей работы… Ну, фильмы иногда смотрим. Но мы же не сидим в нем часами, у нас и другие интересы есть. А ты, если тебя не оторвать силой, готов там и ночевать.

- Ты преувеличиваешь, дедушка, - возразил я. – Это ты меня с Ильей спутал. Это он может всю ночь сидеть в интернете. А я еще в Лего люблю играть.
- Но нельзя же только играть, - опять вмешалась бабушка. – Иначе ты жить не научишься.

Я подумал и ответил:
- Я умею жить. Я маме помогаю. В магазин хожу, мусор выношу. А Илюха ничего не делает, только в компе сидит и по гаражам прыгает.

Тут дедушка с бабушкой переглянулись, и дальше мы ехали молча.
А еще дальше я не знаю, что рассказывать. Ну, приехали мы, ну, пошли… Сначала было о-очень круто, потом полегче. «Круто» не в том смысле, что классно, а наоборот. Тропа было крутая, часто отдыхать приходилось. А самое гадкое – прямо на тропе лошадиные какашки. Запах от них ужасный и мухи. Дедушка сказал, что это егеря на лошадях ездят. Потом мы их встретили, и один егерь у дедушки пропуск в заповедник попросил, и дедушка ему показал. Дедушка спросил, много ли на Карнизе народу, и егерь ответил, что немного, сезон только начался, туристов мало.

Я спросил у бабушки (она рядом со мной шла), что такое Карниз. Она сказала, что это то место, где мы будем ночевать. Там есть домики для туристов и домик для егерей.

- А долго нам до него идти? – спросил я. Уж больно мне эти лошадиные какашки надоели. Не скакуны, а какуны какие-то!
- Еще примерно час, - ответила бабушка. – Самое трудное позади, дальше будет легче.

Но она не угадала. Вскоре мы подошли к месту, где надо было идти по снегу. Снег был крутой, и можно было поскользнуться, а ледорубов у нас не было, только трекинговые палки. Тогда дедушка достал из рюкзака тонкую альпинистскую веревку, (она называется репшнур), привязал один конец к себе, другой к бабушке, а серединой обвязал меня, и мы пошли в связке: дедушка впереди, я за ним, а бабушка позади. Это уже было интереснее, чем просто идти по лошадиным какашкам. Правда, никто из нас так и не поскользнулся. У нас на ногах были настоящие горные ботинки, дедушка выбивал в снегу глубокие следы, а мы с бабушкой шли по ним.

Карниз оказался большим ровным местом, где протекал горный ручей, который падал прямо в пропасть. Там стояли три домика с острыми крышами, похожие на индейские вигвамы, но дедушка сказал, что в домиках холодно, печек там нет, и ночевать мы будем в палатке.

Мы с дедушкой поставили палатку, а бабушка начала готовить на газовой горелке обед. У дедушки классная горелка! Пламени совсем нет, только железная сеточка раскаляется, и он гудит, как реактивный двигатель. Он так и называется – «Реактор». И котелок специальный, с прозрачной крышкой и дырочкой для пара. Бабушка сварила мой любимый суп из «доширака» и добавила в него копченой колбаски. Пока она готовила, мы с дедушкой пошли обозревать окрестности. Но обозревать было особенно нечего, потому что вокруг был густой туман. Он полз откуда-то снизу, переваливал через Карниз и расплывался по равнине. Даже домики иногда не было видно, как будто мы были совсем одни в этом тумане. Дедушка сказал, что это облака. Карниз находится на высоте в два километра над морем, и мы сейчас прямо в облаке.

Но дедушка все равно повел меня вдоль Карниза. Через некоторое время мы дошли до места, где росли рододендроны – это цветы такие горные, их рвать нельзя, они в Красной Книге, и тут туман начал рассеиваться, и дедушка сказал:

- Смотри! Какой водопад!

И я увидел. Действительно – водопад! Белый-белый! Это наш ручей с Карниза падал в пропасть и исчезал в тумане, который продолжал наползать снизу.

- Здорово! – сказал я, и мне стало немножко страшно. Как бы и мне в эту пропасть не упасть. Я взял дедушку за руку, мы еще немного постояли, а потом пошли назад, к бабушке.

После обеда туман совсем разошелся, стали видны горы. Они были совсем рядом: одна справа, другая слева. Это если стоять спиной к палатке. Обычно на картинках рисуют горы с острыми снежными вершинами, а эти были какие-то закругленные и зеленые. Снег на них, конечно, был, но он лежал не на вершинах, а пониже, в ложбинках. Я подумал: «Неужели они потащат меня на эти горы?» И мне сделалось тоскливо, и вспомнилась поговорка: «Умный в гору не пойдет». Но в этот день мы пошли не на гору, а по ровной тропинке между этих двух гор, и это было легко, тем более – без рюкзаков.
По дороге нам попадалось много ручейков, вода в них была очень чистая и вкусная. Я не мог удержаться и часто пил из них, набирая воду в ладошку – как дедушка. А бабушка набрала воду в бутылку и пила из нее. А когда я в очередной раз пил из ручья, бабушка вдруг воскликнула:

- Егор! Смотри!

Я поднялся и посмотрел на нее.

- Да не на меня! – сказала она. - Ты вон туда посмотри, на склон!

Я посмотрел, куда она показывала. На склоне ближней горы, на снежной ложбине, ближе к вершине, я увидел две темные фигурки. Одна стояла неподвижно, вторая, поменьше, карабкалась вверх. Добравшись до верхнего края снежной «горки», маленькая фигурка остановилась, развернулась и… кубарем покатилась вниз.
 
- Это медведица с медвежонком, - пояснила бабушка. – Медвежонок с горки катается.

- Ты шутишь? – не поверил я. – Наверное, это люди. Туристы вроде нас.

Тут дедушка подошел. У него на шее был бинокль. Он дал мне его, и я посмотрел. Мама моя! В самом деле, это были медведи. Настоящие, не в зоопарке! Никогда бы не поверил.

- Мы же в заповеднике, - пояснил дедушка. – Здесь и оленей можно увидеть, и диких козлов.

Козлов-то ладно, а вот медведей!

- А волки здесь есть? – спросил я.
- Насчет волков не знаю, ответил дедушка. – А вот леопардов обещали скоро выпустить.

Я еще раз посмотрел, как катается на снежной горке медвежонок, и как внимательно наблюдает за ним мама-медведица, и мне так вдруг захотелось, чтобы рядом была мама – как у этого медвежонка, - что я чуть не заплакал. Дедушка с бабушкой, конечно, очень хорошие, но мама все-таки лучше. Когда она рядом, у меня внутри так тепло становится, и спокойно. Перед глазами у меня все поплыло, хорошо еще, что из-за бинокля никто не видел моих слез. А дедушка сказал, что нужно идти дальше. И показал на гору впереди.

- Во время Отечественной войны, - сказал он, - по этой тропе фашисты хотели пройти в Сочи, а наши солдаты затащили на эту гору большой миномет и стреляли оттуда, не пропустили их.

- Он что, так там и стоит, этот миномет? – спросил я.
- Думаю, что нет, - ответил дедушка. – Но один наш знакомый, который туда поднимался, говорил, что находил там гильзы и осколки.

- Вот бы и нам туда подняться, - сказал я. – Вдруг мы там нашли бы целые патроны или гранату.
- Никаких патронов! – вмешалась бабушка. – Никаких гранат! И вообще, пора поворачивать. Вон, дождь начинается.

Дождь и вправду начался. Мне дали непромокаемую накидку с капюшоном, и мы пошли назад.

Перед сном, в палатке, я долго не мог уснуть, мечтал о лего-наборе с динозаврами, а когда уснул, увидел во сне маму.

На следующий день дедушка сказал, что мы пойдем на восхождение, на гору, которая называется Коготь.

- Мы с рюкзаками пойдем? – спросил я.
- Нет, - ответил он. – Мы сюда же вернемся.

- А можно я не пойду?
- Почему?

- А зачем подниматься на гору, если потом все равно спустишься туда, откуда вышел. Да и палатку могут украсть, пока мы ходим.

- Палатку никто не украдет, - возразил дедушка. – Воры здесь не ходят. А поднимаются на горы люди для того, чтобы посмотреть оттуда вниз, увидеть, как красива земля. И чтобы потом гордиться: вот какой я молодец, на какую гору поднялся, не каждый так может!

Мне не очень хотелось гордиться, мне хотелось поиграть с лего-фигурками, которые я с собой взял.

Я посмотрел на дедушку и спросил:
- А если я все-таки не пойду, вы не купите мне набор с динозаврами? Да?

Дедушка усмехнулся.
- Купим, не волнуйся.

- А почему?
- Потому что мы тебя любим.
- А почему вы меня любите?
- Потому что ты славный мальчик. И наш внук. Но мы в тебе немного разочаруемся.

В общем, я вздохнул и согласился идти. Только спросил бабушку, возьмем ли мы с собой покушать. Покушать я люблю. Она сказала, что возьмем горелку и сделаем на привале настоящий обед.

Из домиков в это время начали выходить люди, которые в них ночевали. Кто в туалет пошел, кто к ручью – умываться. Там и дети были. Одна девочка моего возраста ко мне подошла, спросила, куда мы идем.

- На восхождение! На Коготь! – ответил я гордо. И она посмотрела на меня уважительно. Мне даже приятно стало.

Сначала мы шли по той же тропе, по которой пришли сюда от подъемника, мимо рододендронов, потом увидели столбик с указателем: «пик Коготь» и свернули на другую тропу. Когда проходили мимо какого-то маленького озера, бабушка стала рассказывать, как они с дедушкой в прошлом году купались в этом озере и видели огромных лягушек.

- Представляешь, Егор, - говорила она, восхищенно глядя на меня, - вода ледяная и прозрачная, и видно, как лягушки лежат на дне. А потом мы увидели, как они по очереди всплывают и дышат. Передние лапки раскинет, ротик высунет – и дышит, совсем, как человек, и тюк! – опять на дно.

И чем тут восхищаться? Ну, лягушки! Ну, дышат! Что я, лягушек не видел? Вот если бы динозавры!..

А потом мы дошли до снега, он был еще круче, чем вчерашний, и дедушка опять достал веревку и связал нас. Я шел по его следам и думал: как хорошо, что мне купили настоящие горные ботинки! Они такие надежные, как танки, так классно влипают в дедушкины следы. А что если попробовать самому пойти, рядом, по снегу? Вон, как дедушка гордо шагает! Я тоже так хочу.

И я ступил на снег. Он вдруг оказался совсем не таким мягким, как мне думалось. Моя нога соскользнула и я упал на бок. Бабушка закричала: «Егор! Палкой! Палку воткни!» Но трекинговая палка вылетела у меня из руки и покатилась куда-то вниз – далеко-далеко! Я бы тоже туда покатился, но меня удержала веревка. Дедушка обернулся на бабушкин крик и быстро натянул ее, удерживая меня: я только метра два и проскользил по снегу. Бабушка подошла, спустилась ко мне, помогла встать и вернуться к дедушкиным следам. В общем, я даже не испугался толком, не успел. И мы пошли дальше.

А дальше нас опять окружил туман. Я уже знал, что это облако. Но еще и ветер поднялся, а потом мелкий снег пошел. Даже не снег, а град, размером с зеленый горошек. Только он был не зеленый, а белый и твердый, и больно бил по лицу. Я поднял капюшон куртки, а бабушка еще обвязала мне лицо шарфом и дала варежки, которые оказывается взяла с собой специально для меня. У них с дедушкой тоже были рукавицы, они опытные альпинисты и знали, что в горах и летом бывает холодно. Но когда мы поднялись на вершину, туман вдруг разошелся, и я просто обомлел. Во все стороны от нас были снежные горы, а внизу зеленели леса и долины, и была видна вся Красная Поляна: и домики, и подъемники, и полосы лыжных трасс.

- Смотри, Егор, - показал дедушка, - даже море видно!

И действительно: там, куда он показал, я увидел синюю полоску моря. Черного моря!

- Да, - сказал я. – Красиво! Теперь я понимаю, зачем люди ходят в горы. А какая высота у этой горы?
- Две тысячи триста метров. Запомни. Это твоя первая вершина.

Бабушка стала фотографировать: нас дедушкой и все вокруг. Потом дедушка сфоткал меня с бабушкой. Потом мы стали спускаться, и я опять стал мечтать о динозаврах. И подумал: «Было бы здорово, если бы динозавры жили в этих горах, прямо в наше время. Но, конечно, не тиранозавры, и уж конечно, не кровожадный Индоминус Рекс, а миленькие велоцирапторы. Мы бы с ними подружились».

Обедали мы у озера с лягушками. Они действительно оказались забавными и даже были немного похожи на маленьких динозавров.