На приём к онкологу

Аркадий Шакшин
 

   
 Конечно, радуешься тому, что после операции в онкологической больнице все переживания остаются позади. Как будто родившийся второй раз, начинаешь жизнь с чистого листа. Но реабилитационный период тоже имеет свои особенности. В этот период живешь уже в другом внутреннем напряжении, с одной мыслью: «Вернется ли болезнь обратно или отступит?» Особенное напряжение держится в первый год. Постоянные думы о болезни, которая стала частью твоей жизни, о беззаботном прошлом и о будущем, где при благоприятном течении обстоятельств у тебя начинается другая жизнь. То живешь в предложенных обстоятельствах жизнью до и после операции, когда тебе удалили раковую опухоль. В этой ситуации главное — чем-то заняться: или уйти полностью в работу, или найти себе какое-то отвлеченное от грустных мыслей хобби, то есть увлечение, чтобы полностью окунуться в совершенно посторонние дела и не думать о болезни. Ну и, конечно, одним из важных факторов является обстоятельство того, чтобы с тобой в это время были рядом люди, знающие о твоих проблемах и разделяющие их.
Конечно, первый год самый трудный. Этот первый год становится годом переоценки всех ценностей. Всё, что в тебе наработано в жизни до операции, само собой уходит на второй план. Начинается другая жизнь. Начинаешь понимать, вернее, осознавать всего себя. В первую очередь меняется отношение к жизни, что значит жизнь во всех её проявлениях. Осознаешь, что она не имеет цены. Это наивысшее благо, данное нам Богом на этом свете. Понимаешь, что главной жизненной ценностью является наше здоровье. Вот почему все наши пожелания родным, близким, друзьям в дни нашего рождения начинаются с пожелания здоровья. Прошло чуть больше полутора лет после операции. Весь этот период я часто посещал своего лечащего врача для консультации, потому что шла перестройка организма в условиях отсутствия части органа и, как результат, возникновение новых ощущений в организме, таких внутренних и внешних проявлений, не свойственных здоровому организму. Всё это пугает в первое время, поэтому нужен специалист, знающий весь путь его реабилитации. К нему, к этому специалисту, относится наш лечащий врач. Это человек, с кем надо подружиться. Это тот волшебник, который в нужный момент подскажет вам и поможет принять правильное решение, в случае если выздоровление идет в неправильном русле, предпринять необходимые меры для исправления ситуации.

  Главным критерием выздоровления здесь является наше психологическое состояние. В любых опасных ситуациях у человека возникает чувство страха перед возможностью умереть. Чтобы этот страх ушел, нужен ведомый человек, который выведет вас из труднейшей ситуации, в которой вы оказались. Наш лечащий врач сравним с твоим командиром, поднимающим тебя в атаку на поле боя, где взрываются бомбы и стреляют, и где наша жизнь подвержена опасности. В этот момент надо четко осознать, что у вас есть он, ваш командир, которому вы доверили свою жизнь, чтобы обрести уверенность в себе, и вы не один в вашей беде. Рядом есть тот, кто поддерживает вас и по долгу своей работы отвечает за вашу жизнь, за ваше будущее.


 Я шел к онкологическому центру с тревогой и надеждой. Я чуть ли не бежал, но чем ближе я приближался к зданию больницы, тем я замедлял шаг. Люди, столпившиеся возле нее, не спроста пришли сюда. Это были или больные раком, или их родные и их близкие друзья, которые пришли, чтобы психологически поддержать больного и не оставлять его одного один на один со своей болезнью.



 Я шел по коридорам поликлиники и видел сидящих людей, ожидающих своего приема к врачу. Они сидели с верой и надеждой, но в основной массе они ждали своего приговора, как бы это страшно ни звучало. Так нам кажется на первый взгляд самого страшного, чего мы в этот момент больше всего боимся. А боимся мы так это положительного заключения врача, с которого начинается ваша новая жизнь в новых обстоятельствах, где главной особенностью этого периода является начальная фаза борьбы за вашу собственную жизнь. И здесь всё зависит от вас самих, от вашего психологического состояния, от вашего отношения к раку, от того, с кем вы будете в этот момент. А рядом должны быть в первую очередь ваши близкие друзья и родные и ваш будущий лечащий врач, ваш неизменный командир, с которым вы пойдете в атаку на вашу болезнь. В моей жизни бой продолжался, и он уже длиться полтора года. Поэтому я опять спешил к нему, к моему верному товарищу, за советом и консультацией, с надеждой и верой, который поможет и поддержит меня и сегодня.
Я проходил мимо сидящих на стульях больных, среди которых были люди не только в возрасте, но и было много и молодых. Я шел и определял по их глазам и лицам, кто, пройдя прошедшие испытания, через которые прошел я, будет жить, и, слава богу, их была большая часть, а кто был обречен.
Я шел среди этой массы людей, которые были в этот момент объедены одним, неизвестностью и чувством страха перед возможностью подтверждения диагноза. Мне им в этот момент хотелось сказать: «Люди, страх — это первая здоровая реакция организма перед опасностью. Бог вам посылает испытание, которое вы обязательно пройдете при условии веры людям, к которым вы пришли за помощью, и соблюдении всех их рекомендаций».
Я шел с верой и надеждой к своему лечащему врачу, которому полностью доверил свою жизнь. И радовался, что он у меня есть. Я шел с мыслями, что, если моя болезнь не отступила, я лягу вновь под нож, я пройду все этапы химии и лучевой терапии, но я буду бороться за свою жизнь вместе с моим лечащим врачом.
Командир встретил меня с доброй приветливой улыбкой, извинился, что не было его столько времени в больнице из-за командировки за границу, и спросил меня: «Что там у тебя? Давай показывай», — после этих слов стал умело осматривать меня и прощупывать место операции. Обследовав визуально, ощупав своими необыкновенными хирургическими руками место операции, он широко улыбнулся, произнес: «У Вас всё нормально. Проявления болезни нет. Вы будете жить дальше» — такое медицинское заключение сделал мой врач.
После его слов я выдохнул весь углекислый газ, который скопился в моих легких, и опять глубоко вздохнул, набрав так необходимого мне в этот момент живительного воздуха. Это был вздох облегчения после пройденных испытаний и тревожных ожиданий диагноза. Я тоже, как и мой врач, стал улыбаться, наверное, от радости и осознания того, что мне вновь удалось победить болезнь и выйти живым из трудного боя.
Я шел по улице и был счастлив в который раз в моей жизни. Я видел, как мне светило яркое весеннее солнце, лучи которого весело отражались яркими звездочками в текущих по асфальту ручьях, образовавшихся от таявшего снега, слышал, как поют прилетевшие скворцы, ощущал, как легкий весенний ветерок ласкает мое лицо. От всего этого мне просто хотелось жить и радоваться жизни с ее красками, появлениями и ощущениями.
Тут я вспомнил о своем магазине, находившемся поблизости, где часто покупал себе одежду, и решил сделать себе подарок именно сейчас за то, что я в очередной раз победил проявления своей, на первый взгляд, неизлечимой болезни. В подарок себе брал всё, что понравилось, не отказывал себе в этот момент ни в чем. «Почему бы и нет, — думал я. — Живем-то в этом мире один раз».