Ян Стен. Празднование крестин

Алина Алексеева-Маркезин
        Ян Стен.  Празднование крестин .1664. Собрание Уоллеса, Лондон.

      Гордый отец держит на руках своего новорожденного ребенка, а друзья и родные собрались вокруг, чтобы посудачить, полюбоваться младенцем и принять участие в праздничном угощении по случаю крестин, которое готовят три женщины справа у очага.
         Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену из домашней жизни голландцев зажиточного среднего класса 17 столетия. На первом плане, однако, художник изобразил скорлупу от разбитых яиц - общеизвестный символ бренности. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения.

      На первый взгляд кажется, что на картине весёлый праздник по случаю рождения ребёнка. Мать отдыхает после родов.Уже выпивший от радости отец, правой рукой, держит младенца, а левой достаёт кошелёк из -за пояса, чтобы дать деньги повитухе, трогающей его за плечо.

        Но если приглядеться, обнаружатся интересные намёки.
На картине чётко видно, как ухмыляющийся человек держит рожки над головой ребёнка. А этот знак и в XVII веке, так и в наши дни означал и означает - мужчину-рогоносца.И ехидная ухмылка человека,держащего рожки, намекает что он причастен к появлению этого прелестного малыша.

            Ян Стен был очень весёлый человек и любил всякие шутки и намёки такого типа.Вот две женщины варят особый напиток из вина, яиц, корицы и сахара. Он считался весьма полезным для рожениц и традиционно подавался на празднике в честь рождения ребёнка.

    Одна из женщин протягивает руки к кошельку хозяина дома - она тоже не прочь получить плату за свою работу.
А ниже разбитая яичная скорлупа. Она символизировала у голландцев бесплодие. Это ещё один намёк на то, что "отец" - на самом деле рогоносец.

А на переднем плане - грелка для постели. В XVII в., в Голландии, в просторечии называли "грелкой" женщину, которая которая изменяет мужу.

      Грелка, битые яйца -это, в конце концов, как-то вписывалось в сюжет картины. Но "рожки".Подобные детали считались в то время совершенно недопустимыми. И "рожки" пропали в XIX веке. Их просто закрасили.
Но в каталоге 1785г, когда картина в очередной раз выставлялась на продажу, о них упомянули специально, считая особой "изюминкой", способной привлечь внимание покупателя
Только в 1983г, во время реставрации эти "рожки" обнаружили.