Понятие в единстве моментов бытия и сущности

Зуев Андрей Яковлевич
Бытие – это материя, и то, что материей в бытии не является, а является в бытие её материальной сущностью. К примеру, человек – социальная материя, а сознание его в бытии не является материей, но, будучи её атрибутом (движением мышления),  является в социальное бытие материальным феноменом, то есть материальной сущностью. «Идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой» - В.И.Ленин.

       Философия Гегеля в целом, в отличие от начала диалектической логики, начинается с главного, с бытия (бытия абсолютной идеи), которое  бесконечно возвращается само к себе в своём развитии. Оно включает в себя единство моментов - «всеобщее»,  «особенное»   и «единичное», то есть,  всё богатство «конкретного».  Что есть бытие? - Всё есть бытие, поскольку ОНО ЕСТЬ.         Следовательно, «бытие» Гегеля уже содержит в себе определённое наличное бытие (конкретную человеческую жизнь), являющуюся в бытие сущность, понятие и абсолютную идею, которая возвращается сама к себе, и, даже, материю. Однако такое понятие «бытия» кажется Гегелю недостаточно абстрактным, и он вводит ещё более отвлечённое понятие – «чистое бытие», начиная с него диалектическую логику. «Чистое бытие» - это такое бытие, о котором можно сказать, что мы более того, что ОНО ЕСТЬ,  сказать  о нём не можем ничего.

        Материалистам, очень важно иметь в виду, что «чистое бытие» является таковым не только потому, что мы ничего более не знаем о нём, но и потому, что, отвлекаясь от «всего», оно отвлекается и от материальной сущности. По этой причине оно и переходит в «чистое ничто». Таким образом, «чистое бытие» как «чистое ничто»,  это бытие без материальной сущности. Однако как оказалось, в процессе развития  диалектической логики, оторваться от материальной сущности, даже в философском идеализме Гегеля, нет никакой возможности. Ленин определил рассуждения Гегеля как вполне материалистические.

Материальная сущность – движение материи и материя в движении.
Сущность – всеобщая философская категория, отражающая материальный мир   в состоянии покоя как момент  и всеобщую форму его бытия. Из данного определения сущности диалектически логично вытекает ещё одно, прямо противоположное первому: сущность – материя в движении (движение материи). Движение тоже является моментом и всеобщей формой бытия материи, а покой – формой её движения. Второе определение сущности, содержащее в себе категорию «движение», также не изменяется в изменениях. Оно потому же и является определением сущности, хотя и может быть выражено через свою противоположность. Определение закона – являющейся в бытие сущности – в том и состоит, что закон – «спокойное» в явлении, то есть покой.        Таким образом, оба определения сущности правильные, противоположные и в единстве образующие истину – истинное понятие сущности. 

       «Когда мы говорим об углублении в СУЩНОСТЬ, то здесь нет никакого дна. Сущность неисчерпаема. Углубление в СУЩНОСТЬ – это познание «бесконечного». Мы никогда не успокаиваемся тем, что у нас уже есть налицо. НАЛИЦО, значит, наличное бытие. Углубление в СУЩНОСТЬ переводит СУЩНОСТЬ в наличное бытие (комментарий мой – А.З).  Наличное бытие уже не сущность. Поэтому надо всё дальше идти: углубляться, углубляться и углубляться. Всё то, что обдумано, написано или высказано, это бытие. Потом мы это бытие отрицаем и переходим к сущности, которая, в свою очередь, становится бытием». –  д.ф.н., профессор  М.В. Попов.

Понятие – философская категория диалектической логики, выражающая сущность материального мира в истинной и всеобще-конкретной форме бытия.  Понятие, по Г.Гегелю, - «бытие, через которое просвечивает сущность».
Истина – основная сущностная категория философии, отражающая материальный мир  единством  понятий  покоя и движения, взаимодействием  моментов  движений  всеобще-конкретных форм его бытия.  Следовательно, есть два момента истины. Во-первых, истина – соответствие понятия объекту. Такое понятие  не изменяется в изменениях и потому выражает сущность определения в форме покоя (закона). Понятие высвечивает сущность материального мира. Во-вторых, истина, также, это и соответствие объекта понятию, что означает понимание того, как следует изменить социальное бытие, чтобы привести его в соответствие с понятием. Понятие «соответствия», в этом случае,  содержит в себе долженствование движения РАЗВИТИЯ общества.   Воистину объект дан субъекту в его предметно-практической деятельности (в форме революционного движения социальной материи).
 
       «Что есть истина? Кстати, это и до Гегеля уже знали. Истина – это соответствие понятия  объекту. Способность человека к познанию позволяет всё более приближаться к истине. В каких-то вопросах вы уже знаете истину, а в других – ещё нет. Есть истины, познанные уже раз и навсегда. Истина достигается тогда, когда мы не ограничиваемся бытием, а проникаем в сущность. Надо проникнуть в сущность, она же проявляется двойственным образом. Она выступает во внешнем и внутреннем проявлении. Во внешнем проявлении она выступает как условие.

       Вот, когда созданы все условия для какой-то сути дела, она вступает в существование. Существовать, значит, вступить в существенные связи со всем внешним миром. Если я существую, значит, у меня есть средства существования. С другой стороны, если выходить из глубины сущности, то сущность является, и возникает явление.  В явлении тоже есть противоречие: то, что способствует, и что препятствует развитию. Если способствует – это действительное, а что препятствует развитию – недействительное. Так бывает, у вас билет есть, а он недействителен. Что действительно, то разумно,- говорит Гегель,- а что разумно, то действительно.
 
        Человек, добравшийся до действительного, стремиться построить свою жизнь в соответствии с той сущностью, которую он постиг.  Тогда человек  не только отражает мир, а преобразовывает мир в соответствии с пониманием того как он развивается.  В этом случае,  уже объект соответствует понятию. Абсолютная Идея Гегеля состоит из теоретической части (Идея Истины) и практической части (Идея преобразования, или Идея Добра)». - Михаил Васильевич Попов,  доктор философских наук, профессор.   Лекция от 01.10.2014 г.: «Философия и проблема истины в марксизме».

        Сущность  безразлично одинаково по значению является в бытие формой и содержанием понятия. Впрочем, понятие, будучи бытием, уже есть форма сущности, такая форма, в которой «всё содержание  сидит». В одновременном анализе и синтезе того или иного понятия внимание исследователя в равной мере должно  быть сосредоточено  на содержании (материи, которая в движении) и форме (движении, в котором находится материя). В движении развития социального бытия, его содержание всё более оформляется. Форма общественных отношений становится ещё более сложной и  содержательной. Сущность человека заключается в общественных отношениях. Социальная материя развивается за счёт своей формы – движения понятия о развитии общественных отношений.

       Человек с «понятием», с совершенным сознанием, глубоко проникает в сущность своего социального бытия, определяя его как общественное бытие, которое возможно лишь при условии необходимого жизнеобеспечения благодаря индивидуальному и общественному труду.  Гегель определил в человеке главное – мыслящий разум. Маркс более углубился в сущность, поскольку «стоял на плечах гиганта мысли». Наша задача состоит в том, чтобы ещё глубже проникнуть в сущность человеческого бытия, постараться выразить всё богатство «всеобщего» и «конкретного»  в понятиях человеческого сознания. Процесс этот бесконечный, но интересный, полезный и необходимый.
 
       Конечно, учение Г.Гегеля о бытии, сущности и понятии – учение умозрительное, более того, спекулятивное. Однако же, не было такого никогда, чтобы умственное зрение - способность видеть (зрить) умом, решительно отвергалось научной общественностью. Всякое глубокое научное мышление – это умозрение. Другое дело – умозрение спекулятивное, которое в основе своей имеет у Г.Гегеля  стройную систему понятий, образовавшихся в рамках абстрактной логической конструкции из категорий очень простых.

        В его системе диалектической логики понятий мы обнаруживаем гениальную догадку о том, как   движется и развивается окружающий нас материальный мир. Рефлексия, отражающая реальный мир, в сознании гениального учёного может быть представлена различными формами, не имеющими непосредственно наблюдаемых аналогов в конкретной действительности. Мы же никогда не видим зрительно в момент возникновения какой-нибудь химической реакции, одновременно возникающую в виде таблицы периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева.  Она существует только в нашем воображении. Поэтому В.И.Ленин и говорил, что Г.Гегель «гениально угадал в диалектике понятий диалектику вещей».

       Недоверие, возникающее иногда у людей с поверхностным восприятием философского знания, вызывает кажущееся несоответствие величайшего научного масштаба развёрнутой  теоретической концепции Г.Гегеля в «Науке логики» её чрезвычайно простому и, на первый взгляд, не совсем впечатляющему началу. Это обстоятельство послужило причиной того, что Г.Гегель  не  раз становился объектом незаслуженной критики, но оно же  явилось и свидетельством его гениальности.  Такая форма научного мышления вызывает восхищение. Она естественна  для Г.Гегеля и людей подобных ему, но не позволительна более никому.   
       Отвлечённая, казалось бы, оторванная от жизни умозрительно-спекулятивная умственная абстракция Г.Гегеля, как, кстати, вся его философия,  содержат в себе благородную идею научного познания и переустройства социальной действительности, внесения в неё гармонии посредством конкретной жизненной практики и добрых дел.  Такая тенденция в социальном бытии, определяемая как «мыслящий разум», думается, в дальнейшем развитии общества будет не только усиливаться, но и особенно тщательно контролироваться практической деятельностью людей.
      
       Великий философ и неутомимый труженик  - Г.Гегель - по сути дела, в основу всей своей философии заложил главное – философию социального бытия. Я стараюсь следовать рекомендации В.И.Ленина – интерпретировать диалектическую логику Г.Гегеля материалистически. Бытие идеи (абсолютной идеи, по Г.Гегелю) есть, не что иное, как бытие социальной формы движения материи. Главный признак социальной материи – это рефлексия, которая выражается в понятии. По Ленину, «понятие – высший продукт мозга высшего продукта материи». Это означает, что всякое понятие – социальное бытие.

       Понятно, что начало диалектической логики более обобщённое. Его бытие, которое есть, отвлекается (абстрагируется) даже от знания о себе самом, тем самым привлекая социальное бытие и его материальную сущность в своё содержание. Бытие (понятие) есть, и оно бесконечно в  разнонаправленном движении – двух движений в одном движении, в противоречивом единстве возникновения и прехождения. Таким образом, бытие (понятие) есть, но его может и не быть -  одновременно. Это обстоятельство очень остроумно подмечено в русском языке правдивым наблюдением (поговоркой): «Всю жизнь учись – дураком умрёшь». Некоторые люди, не владея понятием истины, воспринимают эти слова как руководство к действию. Они навсегда закрывают себе путь к познанию,  заражая «болезнью» - сомнением и скептицизмом – иных  собеседников.

       У каждого человека какое-то начальное понятие (мнение) о жизни всегда есть, но знаний людям никогда не бывает вполне достаточно. Человечество находится в вечном поиске ответов на запросы повседневной житейской практики. Этот процесс бесконечен. Абсолютно всё познать невозможно, отсюда и скептицизм в отношении познания абсолютной истины. Многие люди с сознанием, непоправимо искажённым формальной логикой, не понимают, что абсолютная истина абсолютна и относительна одновременно. Это означает, что познание с постижением абсолютной истины не только возможно, но и неизбежно.
 
       В становлении понятия исчезает разность (различие) бытия и сущности. Бытие и сущность, будучи моментами, сливаются воедино. В понятии сущность находится внутри бытия потому, что бытие находится внутри сущности. Таким образом, понятие – это бытие-сущность. «Философское учение о понятии наиболее сложная тема философии, это субъективная философия» - М.В. Попов. Субъективная философия, объектом изучения которой является понятие, - это социальная философия, поскольку понятие существует и действительно в социальном бытии, где его материальным носителем может быть только человек как субъект познания.  Впрочем, и учение Г. Гегеля о бытии и сущности можно считать объективной философией лишь условно, поскольку наука логики содержит в себе научные философские категории, то есть, опять же, понятия субъекта.

             Все дальнейшие рассуждения о диалектическом взаимодействии бытия и сущности относятся и к понятию, поскольку «понятие – бытие, через которое просвечивает сущность». Здесь, мною всё время имеется в виду понятие в единстве моментов бытия и сущности. Таким образом, под словом «бытие» в этой статье я подразумеваю и слово «понятие».   Бытие (понятие) безостановочно развивается. «Изменяется {его – А.З.} качество, идут скачки,  происходят перерывы постепенности. Рассматриваем мы узловую линию отношений меры и обнаруживаем то, что остаётся при всех этих скачках и изменениях, тем не менее, в БЫТИИ {понятии – А.З.} неизменным.

       То, что остаётся неизменным, является отрицанием недавнего конкретного БЫТИЯ     {понятия – А.З.}, отрицанием БЫТИЯ  вообще (это сущность А.З.). Мы пришли к категории, которая является снятием БЫТИЯ, то есть, первым отрицанием БЫТИЯ. Эта категория называется СУЩНОСТЬЮ.  Сущность очень нам усложнила понимание, поскольку сущность, по природе, есть некая отрицательная категория, потому что она – отрицание бытия. По этой причине, всё, что мы берём и исследуем в сфере сущности, это не сущность, а то, что ЕСТЬ, а то, что есть, это БЫТИЕ». – М.В. Попов.

Всякое бытие отрицает сущность, но, к счастью, не всякое бытие отрицается сущностью. Познание  жизни начинается с бытия «без понятия». В начале возникающего понятия есть мнение – недостаточное знание, имеющее в себе много ошибок, иллюзий и заблуждений.  Есть два варианта отрицания бытием сущности.

       Первый – отрицание сущности с саморазрушением конкретного бытия. Здесь бытие отрицает и себя, в «сущности», с разрушением, но при этом, сущность всегда остаётся сущностью. Сущности безразлично то, совершает ли человек правильный, или ошибочный поступок. В «СУЩНОСТИ» все решения и поступки, даже если они ошибочны в бытии, всё равно правильные. Правда, конкретному человеку в социальном бытии последствия своих неразумных решений и действий могут очень сильно не понравиться. В таком случае сущность не остаётся в долгу и полностью отторгает, отрицающее её конкретное бытие. К примеру, алкоголики и наркоманы, разрушая своё здоровье, заметно сокращают себе жизнь.

       Второй - отрицание бытием себя и сущности снятием – отрицанием с удержанием (созиданием). Сфера сущности отрицает сферу бытия по диалектическому закону «отрицания отрицания», сохраняя в себе не вполне отрицающее её бытие (бытие не совсем «без понятия»). Сущность, которая является в бытие более совершенным, то есть новым  понятием (бытие с понятием),  снимает себя вместе с уже  ранее снятым бытием. Понятие (бытие «с понятием») снимает бытие «без  понятия» дважды, опосредствованием через сущность. Круг спирали познания, таким образом,  завершается  так, чтобы в процессе постижения знания (истины) продолжится в бесконечность.