ТХСФ. 2 Измеряю - значит существую

Виктор Ротт
  Наука стала двигателем развития человечества - это осознали ещё в ХУШ веке. Из затворника-алхимика Фауст вырастает в преобразователя Земли, а что случится с людьми, оказавшимися помехой на пути преобразований, - точность прогноза И.Гёте на  этот счёт - проиллюстрируют многие русские писатели, вплоть до Вал.Распутина и Чингиза Айтматова.
  Наука родилась как геометрия в культурах Средиземноморья. Строительство дворцов, пирамид, каналов, акведуков,кораблей требовало точных расчётов. А успехи в расчётах подстёгивали инженерные дерзания. Так, геометрия с арифметикой становятся социальной силой.
  Прикладной характер науки - её сущность. Если астрологи исчисляли движение звёзд, то добывали знания не о воле богов, а о видах на урожай. Если на коллайдере дробят вещество, то в итоге отнюдь не проясняют тайну возникновения Вселенной, а просто узнают какая фракция получается.
  Следом за сложными и красивыми строительными конструкциями математика обеспечивала ускоренное накопление разнообразных машин - мельниц, ткацких станков, часов, насосов,паровых двигателей...
  Машины, совершенствуясь вместе с методами измерения и вычисления, помогали добывать всё больше благ из природной среды и обеспечивали расширенное воспроизводство населения.
  (Мы говорим о Земле с её биосферой как о среде по отношению к человечеству, тогда как сегодня саму планету можно рассматривать как живую систему, а космос как среду.)
  И вот к нашему удовольствию машины, инженерные сооружения и весь их математический аппарат образовали ТЕХНОСФЕРУ. Это среда обитания - для старших из нас по возрасту - более комфортная, чем была у нас в детстве.
  Говоря по-простому, техносфера - капитал со сложной динамичной структурой, который требует и потребляет живой труд, всё быстрей обновляемый не только качественно, но и структурно.
  Превращая природную среду в свою основу и материал, техносфера преображает человечество в свой обслуживающий персонал.
  Вот почему таким расхожим стало выражение "человеческий капитал": основная масса работников это уже не просто "живой труд" - не то, что конь на пашне - а специализированная часть производственного капитала.
  Наука - мозг техносферы, а учёные - те, у кого рождаются собственные идеи - только они остаются капитанами - последние на борту глобальной машины. Да и то их должности предопределены штатным расписанием, а интересы и цели творческих усилий диктуются актуальными потребностями научно-технического развития.
  Стрежень науки - измерения и вычисления. Человек давно обнаружил, что мир не умещается в трёх измерения. И Вл.Катасонов, будучи по первоначальному образованию математиком, убедительно и увлекательно рассматривает историческое движение вычислительной мысли. Количественные представления о действительности  совершенствуются, преодолевая свои внутренние противоречия. Древние геометры показали примеры выхода из тупиков вычисления. Но как бы ни манила тайна самой математики, когда ум погружается в её глубинные сумерки, она служит прежде всего нашим практическим целям: измеряем, вычисляем и составляем всё более точные проекты освоения ресурсов природы и построения техносферы.
  Повторяю: природа преображается в техносферу. Она не уничтожается, а снимается, включается в структуру,остаётся ниже этажом, разумеется, не целиком, от неё остаётся только то, что необходимо техносфере.
  Плохо ли нам живётся в новой среде? Труд стал легче; жилья, продуктов, товаров и услуг - больше.
  Вл.Катасонов говорит, что, используя технику, мы бездумно и жадно черпаем из природы блага для своего комфорта, и само существование человека оказалось у опасной черты.
  Да, цивилизация перешла в новую экзистенциальную нишу, достигла более зрелой формации, если рассматривать человечество как единый организм. Какие-то потери оказались неизбежны. И ,однако, нужно говорить о неоправданных потерях. А это уже результат неэффективного управления экономикой планеты. Ещё точней: отсутствия управления. Стихия в процессе научно-технической  глобализации господствует над разумом.