Нам нужны сумасшедшие

Гелена Труфанова 2
      Я ведь помню то время, время, когда мы с замиранием сердца включали телевизор и впивались глазами в прямой репортаж с Байконура. Когда в мире ничего для нас не существовало, кроме изображения ракеты на стартовой площадке  и  металлического голоса за кадром, чеканящего команды:
«Протяжка — предварительная — промежуточная — зажигание — старт!»
И медленный подъем гигантской сигары, и размытые лица космонавтов, глухими голосами вещающие, что все в порядке. Теперь все это забывается. Мало кто знает, какой ценой доставался космос. А цена эта была безмерна.
      Фильм режиссеров Юрия Быкова и Дмитрия Кисилева «Время первых»  как раз о том времени, первых покорителей космоса. Тысяча девятьсот шестьдесят пятый год, в разгаре холодная война, между СССР и США нарастает бешеная космическая гонка. Штаты упустили первенство в запуске первого космонавта и теперь стараются наверстать свое  в выходе человека в открытый космос. Советское руководство не может этого допустить и усиливает давление на генерального конструктора Королева, чтобы ускорить создание корабля Восход-2 с запуском экипажа из двух человек, один из которых совершит выход в открытый космос.
       Ну что сказать о фильме — можем когда хотим. Ибо фильм получился великолепным по все параметрам. Если так будет продолжаться, то русское кино вернет утраченные позиции в мире. Два часа хронометража пролетают как один кадр, сценарий и режиссура абсолютно нигде не провисают. Прежде всего поражает картинка, сцены космоса заставляют завистливо аплодировать «Интерстеллар» и «Гравитацию». А зрелище лугов и лесов Земли помогает  вспомнить известные строки «Широка страна моя родная». Особенно  восхищает панорама уральских лесов под снегом, вот где воистину фееричное зрелище могучей природы, ее сила, красота и мощь.
       Само действие буквально пошагово рассказывает нам о подготовке беспримерного подвига. Подбор космонавтов, их притирка друг к другу, тренировки, полет — все проходит так, что мы чувствуем сопричастность происходящему. И при всем этом смотреть отнюдь не скучно, события интенсивно сменяются. И когда мы видим экипаж, заточенный в металлической капсуле, решающий одну нештатную ситуацию за другой, нам физически становится так же тесно и неудобно, мы ощущаем тяжесть и неудобство скафандров. Вместе с Леоновым мы переживаем страх и неуверенность первого шага в космическую бездну, когда один шаг переносит человечество в новую эпоху. И хотя знаем, что все кончилось благополучно, тем не менее вздыхаем с облегчением в финале.
       Изумительно удачен подбор актеров. Евгений Миронов в роли Алексея  Леонова — молодой летчик. Он смел, абсолютно безбашен, для него нет страха и нет запретов, он сумасшедший экстремал, которого и выбрал генерал Каманин со словами: «Нам нужны сумасшедшие». Не знаю, был ли в молодости Алексей Леонов действительно таким, но Миронов просто фонтанирует энергией задора и риска. И только однажды он задумывается, когда стоит на краю шлюза, готовясь сделать исторический шаг. А если молодой пилот чересчур переходит черту разумного, его осаживает более старший товарищ Павел Беляев. Константин Хабенский сыграл человека спокойно рассчитывающего каждый шаг, осторожного и опытного, но в нужный момент принимающего мгновенное решение, единственно верное. Лицо актера, немного утомленное и суровое, полностью вписывается в характер его героя.
      Владимир Ильин в роли Сергея Королева я считаю сыграл свою звездную роль. Перед нами человек, несущий груз огромной ответственности. Для него главное — сохранить людей и в этом он постоянно противостоит генералу Каманину, для которого главное — обогнать Америку и не допустить, чтобы Восход-2 сел на вражеской территории. Люди для него вторичны. На Королева идет сильное давление со стороны Брежнева, которому тоже важен приоритет. И когда немолодой грузный человек появляется в ЦУПе, мы понимаем, что он сделает все возможное для спасения экипажа, не побоится конфликта с коллегами и немилости властей.
      Единственный недостаток фильма на мой взгляд в затянутой финальной сцене спасения экипажа. Здесь авторы пошли на поводу у Голливуда, у которого всегда в последний миг приезжает полиция и бомба останавливается на последней секунде. По моему это слишком попсово и диссонирует с общим настроем фильма.
      Я смотрела «Время первых» в почти пустом зале и думала почему халтурный «Викинг» собрал полные залы после громкого пиара? Почему фильм о подвиге идет при пустых залах? В чем причина того, что изображение русских людей грязными дикарями получило широкое освещение, а картина о наших героях проходит так незаметно. Посмотрите «Время первых», почтите людей, которые  шли в неизвестность. Они шли туда не за славой и наградами, они шли к звездам.