Один день из жизни.. нормального.. человека

Анастасия Железнова
Дата создания: 8.03.17


А говорят, под лежачий камень вода не течёт!

У меня нет работы, я, так сказать, вольный музыкант и художник. На самом деле я слегка скучаю по деятельной, наполненной смыслом жизни, но работать в условиях неуважения, за гроши, когда с недоплат растут огромные деньги у кого-то в карманах, считаю скорее унизительным. Платить достойно в наше время весьма доступно, но во все времена кто-то хочет жить роскошно на труде рабов. Так что я не тружусь; кажется, пока это единственный быстрый способ для меня отказаться от рабства и не присоединяться к лиге рабовладельцев. Возможно, если бы мы все отказались, з/п бы повысились. А возможно наступил бы голод, и много народу бы умерло. Не знаю, я не учу вас жизни, а просто рассказываю об одном дне из своей.

Итак, однажды в череде дней, в которые я иногда неспешно размышляла, нужна мне работа или нет, мне вдруг позвонила подруга:

- У нас тут завал, и нужны рабочие руки. Хочешь поработать?

Меня изрядно повеселило, что ко мне, лежачему камню, работа идёт сама.

- Ладно, - соглашаюсь я на эксперимент.

Плата небольшая, работы много, да ещё и занятость – 12 часов, а то и 15. Цветочный бизнес, предпраздничные дни.

Встать пришлось по будильнику и весьма рано. Частенько я встаю так рано сама, но будильник – не то же самое, он может влезть не в ту фазу сна и разбудить тебя даже за минуту до естественного пробуждения – и ты разбит, сонлив и раздражён.

Хорошее настроение догнало меня уже на лестнице в парадной. Люблю природу ранним утром! Поэтому иду и улыбаюсь.

Все люди спешат, хмурятся, и ни одного осознанного взгляда в ответ. Люди как будто не живут. Зачем тогда всё это?

Я живу в своё удовольствие. И эта работа скорее не надобность или обязанность, а удовольствие. Платят мало, да, что-то около тысячи восемьсот за пятнадцать часов (так мне предварительно сказали), но я окунусь в новую незнакомую жизнь цветочного «конвейерного» бизнеса, узнаю новых людей другого типа и овладею новым навыком. Я занимаюсь целыми днями ерундой с таким же успехом и примерно также устаю после этого, только денег не получаю. Это как учёба, только в институте мне платили 1700 за месяц (стипендия), а тут за день. Так что даже более чем приемлемо для одного раза.

Ровно в 8.00 я захожу на склад, устроенный в полузаброшенном ангаре. Мой первый рабочий день начинается со знакомства с начальницей:

- Какую вам обещали ставку? – строго спрашивает она, а услышав ответ, бурно возмущается:

- Сколько? За что вам платить 1800, вы же ничего не умеете, с цветами не работали! Только 1500!

Это похоже на торг. Из-за трёхсот рублей она, кажется, готова разорвать меня. Это меня смешит. И главное, она ждёт моего ответа. Интересно, если бы я возмутилась в ответ, она бы добавила хоть рубль?

Внутренне отсмеявшись, я соглашаюсь, она вписывает меня в свои бумаги и сразу же пишет цену напротив фамилии (напротив других фамилий ничего подобного) и указывает мне моё место и более мелкого начальника, которого я должна слушаться.

Время уже 20 минут, но никто не работает. Повсюду разговоры о том, как нужно всё делать и быстро, и как не любят халявщиков. Пока мне не дали задание, я осматриваю людей, зал и «рабочее место». Итак, 1500 рублей за 12 часов, холодный полузаброшенный ангар, все в куртках (мне и шапку снимать не охота), длинный заваленный всяким стол с изрезанной прозрачной клеёнкой и никаких стульев.
Моё первое задание – нарезать ленты. Потом делать упаковки для букетов, нарезая сетку, фетр и соединяя их в наподобие конвертиков.

Знакомлюсь с людьми. Кое-кто, узнаю, пришёл, чтобы понять, нравится ли ему флористика, но застрял в этом отделе и не дошёл до цветов. Но это не объективные преграды, а всё только в голове, так как я проявила активность – и уже села обучаться делать букеты, спустя всего несколько часов после начала работы. Как и во всём, можно просто спросить (или попробовать), вместо того, чтобы молча страдать.

Ещё мне было интересно, торговались ли с другими людьми по поводу заработной платы. Но меня ждал сюрприз: аккуратно подойдя к вопросу, я узнала, что чуть ли не половина людей в зале не знает, сколько им заплатят. Но работают! И весьма усердно. И на них действуют подобные этой угрозы начальников: «Делайте быстрее, если не хотите тут до ночи сидеть».

В смысле? Сверхурочные здесь не платят, за часы переработки платят такие же деньги: что-то около ста-ста двадцати пяти рублей. И чьи на самом деле это проблемы, что заказов много и букеты сделаны не все? Платят за наше время, а не за конкретное количество букетов, притом платят не настолько, чтобы нужно было лезть из шкуры. Время закончилось – и никакими силами они не могут удержать работников. Разве что только весьма увеличив ставку, чего не происходит.
Но люди под угрозами работают быстрее и рассуждают о том, как опухли их пальцы и как тяжело работать сверхурочно и в ночь. И при этом они точно не знают, сколько стоит их час.

Вы-то хоть чувствуете абсурд ситуации?

Я втыкаю наушник в ухо и просто учусь делать красивые букеты из тюльпанов, прослушивая аудиокнигу. Один такой букетик из пятнадцати цветочков, скомпанованный частью из плохих цветов и даже очень плохих (но так, чтобы это не слишком бросалось в глаза), стоит 885. Его можно сделать меньше, чем за пять минут. Полсмены я делала упаковки, открыточки, нарезала ленты, ещё часа полтора в общем точно пошло на чаепитие (весьма холодное помещение, хорошо хоть предоставили чай, сахар, чайник и микроволновку), ну и плюс букеты я научилась не сразу делать такими, чтобы их приняли и допустили мои учителя, а до их скорости и ловкости так и не дошла за всю смену, да и букеты я делала одни из самых дешёвых, но несмотря на это, только букетами я принесла прибыль компании почти на 28 тысяч. Понятно, что часть из этого – себестоимость цветов, упаковочных материалов, процент курьеру и процент на аренду помещения… Но неужели чистая прибыль настолько мала, что больше 1500 рублей (ну или 1800) за 12 часов заплатить работнику – значит разориться? Если бы это было так, никто бы не держал цветочный бизнес. А так, получается, ради чего ты работаешь в подобных условиях за гроши? Чтобы хозяин бизнеса купил себе ещё костюмов ..дцать подороже и сменил хорошую машину на ещё более престижную?

Я не работала спустя рукава, я усердно училась у своих учителей делать действительно красивые букеты, но я не смогла понять их очень серьёзного и ответственного настроя к этой работе. Они считали себя частью компании, говорили: «мы наняли тебя», при том, что они даже не начальники этого стола. А для хозяина компании все эти кадры – вообще ничто. И никто этого не понимает.

Конечно, я понимаю, что у людей есть потребность делать что-то важное. И к работе можно и нужно относиться с уважением. Но ведь при этом можно хотя бы знать, сколько тебе платят? Просто быть чуть более осознанным. Понимать, что это и ради чего...

Мой рабоче-учебный день подошёл к концу. Не кривя душой могу сказать, что он был мне в радость. Завтра меня ждёт отдых и праздник, а сегодня я много чего узнала и поняла.

Но я так и не поняла сумасшествие людей. Ради чего вы отказываетесь жить, отказываетесь просто открыть глаза, ясные и не замыленные, вынырнуть из своих мыслей, прошлого и «проблем» и действительно увидеть, где вы, что вы и чем заняты? Просто увидеть! Просто быть, здесь и сейчас. А не быть торопливым спящим зомби…



P.S. Прошу не принимать близко к сердцу. Автор не стремится кого-то задеть или обидеть