Ярославна. Два вечера с Маргаритой

Инна Коротаева
Этюд о женщине

     «Благодаря каким-то глубинам таланта Булгакова и трепетному отношению артистов к спектаклю «Мастер и Маргарита» он продолжает совершенствоваться. Это относится в первую очередь к меняющейся от спектакля к спектаклю Маргарите – Н. Лукьяновой. Изящная и красивая Маргарита первого спектакля, холодновато декламирующая свою роль, давно ушла. И появилась такая же красивая, но полная жизни, страдающая и борющаяся за свое счастье, яркая женщина, которая стоит гораздо ближе к булгаковской Маргарите». (Из письма Г.М. Купцовой. Г. Ярославль)

     На фотографии, что в фойе ТЮЗа, Наталья Лукьянова изображена с тремя хризантемами. Сами эти портреты – безусловно, произведения искусства, плод уникальной работы ярославского фотографа Дмитрия Бахтина. Там что ни взгляд, что ни поза – все характер, а то и судьба. И хоть Наташа думает, что в тот момент фотограф еще не знал о Маргарите, это странным образом осветило ее жизнь. Помните у Булгакова: «Она несла отвратительные, тревожные, желтые цветы… Она несла желтые цветы!»

     Я думаю, что бы ни случилось дальше с актрисой, с театром, в истории его она так и пройдет: внезапная, тревожная, красивая.

     За дни нашего знакомства я видела ее разной: усталой, слегка задохнувшейся после «Зверя» - фантастической драмы, где она – одна из последних людей на погибающей земле – на сцене с первого до последнего мгновения; деловитой – после очередной репетиции; сейчас вот – в свитере и джинсах в нашем длинном-длинном разговоре. А все вижу ее Маргаритой: как уходит она со своим Мастером, который, который в конце своей многострадальной жизни славы не заслужил, а заслужил покой. И та, которая любила и страдала из-за него, уходит в черном таинственном плаще от нас – в вечность. И вот теперь удача – я могу возвратить ее, говорить с ней, спрашивать.

     Не скрою, шла на спектакль с чувством некоторого недоверия: все-таки Булгаков, «Мастер и Маргарита», в ТЮЗе? Это меня, зрителя, охватывают такие сомнения, а как же трудно и боязно было им – режиссеру Станиславу Таюшеву и труппе. Труппе – потому, что практически вся труппа участвует в спектакле и отвечает за его успех или провал.

     Да что говорить – здесь все было риском. И сам выбор, и момент решения – Таюшев двенадцать лет работал над инсценировкой этого, наверное, самого знаменитого романа. И форма – спектакль рассчитан на два вечера, а вдруг зрителю наскучит уже первый акт? И метод – сцена, развернутая до самого первого ряда партера, когда артисты вплотную подходят к сидящим, а булгаковские герои то и дело появляются из глубины зрительного зала и уходят туда же. И выбор, павший на Наталью, наверное, тоже был в каком-то смысле рискованным. У каждого из нас – свой Булгаков и своя Маргарита. К тому писатель подсказывает нам,  что Маргарита – тридцатилетняя, благополучная женщина с темными волосами. А Наташа – скорее блондинка, и глаза, и сама вся светлая, где уж тут ведьма?

     Оставим сейчас других персонажей спектакля и весь дружный ансамбль его создателей, я сосредоточусь на Маргарите, потому что это женщина, от которой и  в каждой из нас что-то есть, узнаваемое и себя же удивляющее. Наташа рассказывала, что в работе над ролью ей потребовались и Гете, и Библия. Да и сама Маргарита – какая она? Молодая, обеспеченная всем, имеющая любящего мужа, особняк, горничную – что еще желать молодой женщине? А у нее «необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах», которое гонит ее на улицу с желтыми цветами на поиск. Ей не нужны готический особняк, сад и деньги, ей нужен был Мастер. Видела, как болен и несчастен был той осенней ночью Мастер, как нуждался в ней, и все-таки ушла: «Завтра утром я буду у тебя!» Но было уже поздно. Остается неизбывная вина, хотя разве спасла бы его от тех, что постучали ночью?

     В ней и авантюрное начало заложено – поиск на улице, согласие на встречу с иностранцем и разгром в квартире Латунского, она и  чертыхнуться не прочь, и еще какие-то слова употребить. Но настанет момент, и она для возвращения Мастера душу нечистой силе отдаст, и смерть с ним примет.

     Такой уж это роман – уникальный документ своего времени, «последний закатный роман» Булгакова, роман о любви и смерти.

     Такая роль – событие в жизни актрисы. И как же пришла она к этому событию, откуда? Из Куйбышева, где выросла и училась в институте культуры, в том числе у хорошо известного в Ярославле артиста В.А. Солопова. Замужество. Обычная актерская жизнь. Переезды – Уссурийск, Хабаровск, Куйбышев, Ярославль, гостиничная неустроенность, вживание в новый коллектив. Всегда много работы.

     Потом внезапный перерыв. Родился Гриша. И каково ей, уже познавшей вкус успеха, на многие месяцы привязать себя к пеленкам, манной каше, стиркам. Не сразу придет понимание, что  материнство – главная роль для женщины. Но если мать – актриса, сколько возникает своих нюансов. Вот четырехлетний Гриша вдруг с обидой укоряет – что это за родители у него: вечером дома не сидят, и нет у них даже троллейбуса… Потом вдруг, когда в «Пеппи – длинный чулок» тебя пытаются засосать в пылесос, сын внезапно приходит в ужас: маму – в пылесос? И родители долго убеждают испуганного сына, что это только игра, вот же она, мама, здесь. Так в актерской семье соотносятся искусство и действительность.

     Актрисы – все-таки женщины особенные.  Как это удается им так одеваться при нашем товарном дефиците? Как сохранить цвет лица и фигуру? Как научиться так  пластично двигаться? Наташа слегка приоткрывает тайну. Главное, как понимаю, характер и воля. Так, после рождения Гриши Наташа заметно пополнела. Для ее амплуа – это беда. Но за три месяца сумела вернуть себе прежний вес. Правда, тут не только диета и гимнастика, но и стрессы, которыми так богата артистическая среда.

     А чтобы держать себя в форме, тоже нужен труд. Вот сейчас для Наташи это занятие вокалом, сценической речью, движением.

     Все это – для сцены. А как живет актриса дома? Каждая сыгранная роль что-то привносит в семью, что-то меняет? Наташа смеется – так можно было бы сойти с ума.

     Вот и в этом булгаковском спектакле они вместе. Владислав Метелица – Воланд. Дьявол, всемогущий и мудрый, безжалостный и суровый. Сейчас, перед репетицией, присел рядом с нами, крупный, широкоплечий, с добрыми темными глазами. Домашние стрессы снимаем просто признается: он – рыбалкой, она – вязанием. Вот уж чего не могу представить – Маргарита со спицами, Воланд – с удочкой. Но нельзя же постоянно жить феерией и фантасмагорией.

     И, тем не менее, тем не менее… Странные события то и дело совершаются сейчас в театре на площади Юности. Наташа и другие артисты связывают это именно с «Мастером и Маргаритой». Вместе с ними в жизнь труппы вошло нечто таинственное, интригующее. То ли это сама атмосфера таинственного булгаковского таланта, то ли поле особого напряжения, созданное  сложнейшей работой. Но посудите сами. После воплощения на сцене своего многолетнего замысла режиссер покидает театр – так накаляются страсти в коллективе. Правда, когда театр выезжал на гастроли в Польшу, он откликнулся на просьбу труппы, вывез туда «Мастера и Маргариту» и стал свидетелем бесспорного успеха своего детища.

     В городе говорят, что и сейчас иногда приезжает в Ярославль и приходит на спектакль, но за кулисы не заходит. Ставит «Мастера» в другом городе.

     Что-то таинственное приходит в жизнь из удивительной булгаковской прозы. И может, поэтому с первого же акта завораживает зрителей странная, тревожная интонация театра, так тесно смыкающаяся с нашими сегодняшними проблемами. На второй вечер зрители приходят в театр уже объединенные общими мыслями, благодарные ему за смелость, за риск. И так не хочется отпускать артистов в темную неизвестность кулис…

     Хотите-верьте, хотите – нет, но после спектакля, на котором я была, Мастер снова тяжело заболел. А в гримерной у актрисы, игравшей Фриду – гостью на балу Воланда, разбилось зеркало. Мы с Наташей потрогали большую трещину и с опаской заглянули в его глубину.
 
     Что там?..

     Северный рабочий,  4 января 1990 г.

     На снимке ТЮЗ им. Розова
             Фото Л. Ватлиной