Глава 2 Маша и чудеса

Анжелика Миллер
Глава 2
Маша и чудеса

Кто-то из великих сказал: «Вселюдиотрождениянеравны». Это — не афоризм, это научный факт. Люди не равны по умственным и по физи-ческим способностям, не равны по темпераменту, не равны по половой или национальной принадлежности. Наука генетика доказала, что все люди от рождения имеют разный генотип. И диапазон этого неравенства достаточно велик.
Один рождается в дворянской семье, другой в семье раба (прислуги). Один — в Сибири, другой у Чёрного моря, третий в Африканской республи-ке. Один — единственный ребёнок в семье, для которого все двери откры-ты, другой — в семье многодетной, где семеро по лавкам. Там не только дефицит одежды и еды, но и дефицит родительской любви, ласки. Люди не равны от рождения.
Думаю, именно с этой главы начнётся всё самое интересное и захва-тывающее. Моя подруга Мария Шнар (это её литературный псевдоним), в девичестве Анна Антоновна Аленко, любила помечтать. Иногда она мечта-ла — и её мечты сбывались. Иногда ей снились пророческие сны. А иногда она читала мысли на расстоянии и видела события, которые должны про-изойти в будущем. Маша заметила эти необычные способности и стала их развивать. Она очень много читала и занималась практическими упражне-ниями. Она стала увлекаться хиромантией, психологией, астрологией, фи-зиогномикой. Она стала вести дневник, куда записывала все свои сны, а по-том сопоставляла дальнейшие события и символику снов. Иными словами, она анализировала сны — взаимосвязь сна и реальности. В дальнейшем она стала трактовать и чужие сны. Это занятие её увлекло. К ней обращались все: друзья, знакомые, знакомые знакомых, совершенно чужие люди. Когда мне было плохо или мне снился странный сон, я сразу звонила Машке:
— Слушай, мне сегодня такой сон приснился! Рассказать?
— Рассказывай, но я ещё сплю.
Чтобы как-то растормошить сонную, я переводила разговор на другую тему. Эта тема интересовала Машку всегда:
— Маш, знаешь, что я подумала?
— Что? — зевала Машка.
— Вот мечта. Недосягаемая нереальная мечта. Ты каждый день мечта-ешь о том, чтобы она осуществилась. Так?
— Так.
— Но когда мечта вдруг исполняется, ты спрашиваешь себя: а зачем? Если мечта не исполняется, ты спрашиваешь себя: а почему? Мне кажется, на самом деле, лучше, если мечта не сбывается. Тогда она всегда остаётся мечтой.
— Ле-е-е-ен… ты серьёзно? Смотрела фильм «О чём говорят мужчи-ны»?
43
— Нет ещё… и как он?
— О, это просто бомба! Герой фильма говорит: «С какого-то времени появился вопрос «Зачем?» Вот раньше тебе говорили: «Слушай, я с двумя девушками познакомился, у них квартира свободна в Отрадном, посидим, выпьем! Поехали!» Ты сразу ехал. Если бы тебя спросили «А зачем?», ты бы сказал: «Как зачем? Ты чё, дурак? Две девушки, отдельная квартира! Посидим, выпьем, ну?! А сейчас… тебе говорят «поехали», а ты думаешь: «Две какие-то девушки, левые. Квартира у них в Отрадном (дальний район города)! Это ж ехать туда, пить с ними, потом… то ли оставаться, то ли до-мой, а завтра на работу. Зачем?!»»
— Слушай, философия среднего возраста. Мужчины сытые и доволь-ные!
— Не то слово! — Маша окончательно проснулась. — Давай свой сон, пока я добрая и с утра ясновидящая.
Есть такая пословица: «Глупая женщина держит мужчину за горло, умная — за руку, а гениальная — вообще не держит». Маша была действи-тельно гениальна, потому что она никогда никого не держала. Она просто объяснялась в любви, то есть ставила перед фактом и предоставляла сво-боду выбора: то ли бежать, то ли оставаться. Даже в случае побега люби-мого любовь всё равно никуда не девалась и длилась почти вечность. Да, Маша никогда никого не держала. Хочешь — лети. Хочешь — пой. А то бы-ло бы так, как в том фильме «О чём говорят мужчины»: «Раньше все было понятно. Сделал уроки — молодец, перевел бабушку через дорогу — умни-ца, мячиком разбил стекло — плохой. А сейчас — сделал одной женщине хорошо, а другой от этого — плохо. А ты вообще все делал для третьей. А ей — всё равно!»
— Даю сон! — наконец-то я начинаю рассказывать сон, а Машка его анализирует...
С Машей постоянно происходили какие-то чудеса. Она рассказывала чудеса мне и искренне удивлялась. А я уже не удивлялась. Я устала удив-ляться.
Самое первое чудо — Маша-лунатик. Когда Маше было три годика, она кричала во сне и всех будила. Бабушка Маши, а именно мама папы — баб Лиза, жившая в деревне Будёновка, несколько ночей подряд ставила Машу к стене, что-то шептала, плевала через левое плечо и обрисовывала худенькую Машину фигурку толстым кухонным ножом. Нож некрасиво каря-бал по стене и издавал отвратительные звуки, похожие на сверление зубов и от этих звуков начинали ныть зубы. Маша заворожено молчала. Бабушка втыкала остриё ножа в плинтус у самых пяточек Маши и просила Софью Ге-оргиевну (это Машина мама) отнести ребёнка в коечку. Только тогда всем сладко спалось.
44
Лет этак в двенадцать-тринадцать Маша стала вставать и ходить по квартире с закрытыми глазами. Маша что-то бубнила себе под нос, обижен-но разговаривала со своими родными, выдвигала какие-то ультиматумы и прямым ходом отправлялась на балкон. Однажды она взобралась на перила балкона, и, слава Богу, в ту ночь никто не спал. Машу вовремя остановили. С пятого этажа легко было взлететь в небо. Или упасть на землю. Или так: полететь на землю или упасть в небо. Позже, лет через десять, Маша вспомнила, что она была лунатиком, и стала тщательно изучать этот фено-мен. Вольф Мессинг тоже был сомнамбулой (это синоним лунатика), его тя-нуло к луне, свет магически завораживал, и только тазик с водой пробуж-дал его от сна и нереальности.
Позже, пережив в себе несколько жизней и несколько раз умерев и вновь воскреснув, Маша стала немножко колдовать. Ничего страшного в этом она не видела и делала это для того, чтобы проверить теорию о неве-роятных особенностях растущей луны. Маша переписывала все годовые таблицы растущей (новой) луны и, время от времени, наговаривала в пер-вый день новолуния на деньги, на любовь, на удачу. Например, существуют такие заговоры или наговоры, которые Маша, как говорится, проверила на собственной шкуре. Веру в необычные возможности небесного светила ук-репил один случай.
У Машиного сына на руке стала расти бородавка, и бабушка мужа при-гласила шестилетнего Стёпку «на растерзание вандалам». Бабушка просто-напросто показала бородавку в окно, на растущую луну, и что-то три раза нашептала. Дня через два бородавка исчезла бесследно. Маша и Стёпа долго разглядывали бывшее место надоедливой соседки. Даже следа не ос-талось.
Были у Маши свои заговоры, проверенные временем. Маша пользова-лась ими нечасто, они просты, но качественны. И легко запоминались.
На богатство:
На новую луну (на растущую луну), обычно это время после восьми вечера, взять в руки бумажную денежку (Маша брала пять евро) и, показав её луне три раза, сказать:
Иду на торг с купцом,
Возвращаюсь на соболе молодцом,
Вношу домой клад.
Дай Бог столько денег, чтоб некуда было класть. Аминь. Аминь. Аминь.
Эти пять евро нужно положить к другим деньгам и не тратить две не-дели, спрятав.
На любовь:
Роза под луной цвела, благоухала,
Так и я бы красавицей расцвела,
45
Да любовь свою нашла.
Лунная дорожка,
Приведи женишка до порожка.
Аминь. Аминь. Аминь.
Подготовка: на новую луну раздеться догола, в миску с водой капнуть розового масла (масло розы) и накидать лепестки розы, сесть перед зерка-лом, зажечь одну красную свечу и, проговаривая заклинание, обтереть ли-цо и всё тело этой водой. Потом встать и разбрызгать воду по квартире, выйти на площадку или во двор, разбрызгать на улице у входа в дом, обте-реть входную ручку с обеих сторон этой водой, вернуться домой и поста-вить тазик под кровать.
— Ле-е-ен? Ты где?
— Чапай думает! — сказала я и вынырнула из мыслей о Машином так называемом колдовстве.
— О чём ты думаешь? Разбудила меня ни свет ни заря и теперь дума-ет. Думай себе в одиночестве, мне-то зачем звонить, когда думаешь?
— Знаешь, Машка, мне кажется, что сон — это маленькая смерть. По-лучается, человек умирает каждую ночь, и всё очень просто. Не страшно. Но вот самой смерти как таковой почему-то все боятся. А если определить-ся со смертью так: смерть — это просто очень долгий сон, когда не просы-паешься вообще… тогда ведь не страшно умирать, правда?
— Правда! Смерть бывает двух видов: короткая и длинная. Короткая смерть, это когда человек умирает сразу и не успевает опомниться и осоз-нать, что сейчас вот умрёт. Это происходит тогда, когда человек случайно натыкается на смерть, например, он кого-то спасает. Кидается в воду или в огонь. А длинная смерть — это когда есть время подумать перед смертью. Это когда есть время ожидать смерти. Например, казнь. Человеку сказали, что он умрёт завтра. Завтра его повесят или расстреляют. И он томится всю ночь в ожидании смерти. Это ужасно. Так можно с ума сойти.
— Это ты хорошо сказала, Маш… Я как раз роман пишу, о тебе, кстати. Смерть одного человека — это драма, а смерть миллионов — это уже стати-стика. Как потрясти мир своей смертью? И вообще — потрясти мир, но то-гда чем, если не смертью? Потрясти можно только смертью и ещё тем, что упрямо не принимает общество, например, сексуальными извращениями. Или жестокостью маньяка. Или просто каким-то фен;меном, ударение на «о».
— Лен, раз уж зашла речь… можно и я тебе расскажу свой сон? — ос-торожно спросила Маша. — Он мне давно приснился, да так, как будто это было на самом деле, как будто это всё происходит реально. Хотя… Мне очень хотелось, чтобы это был сон. Но сколько я себя не щипала — не про-сыпалась. Лен, а может быть, это был не сон, а путешествие во времени, а?
46
— Потом же ты всё равно проснулась?
— Да, но не тогда, когда я себя щипала, не тогда… он мне до конца приснился, и когда он закончился, тогда я проснулась! Было такое ощуще-ние, что я вынырнула из какой-то чёрной дыры…
— Рассказывай! Быстро! — оживилась я.
— Ну, слушай, только ничего не бойся.
И Маша рассказала свой сон, который как бы не сон.
Перед Машей во весь рост стоял немецкий солдат. Он говорил по-не-мецки и Маша всё понимала. Он сказал:
— Wer bist du?
— Ich wei; nicht…
Маша не врала, она действительно не знала, кто она есть и как она попала в эту старую школу. Она сидела за партой на третьем ряду, у самого окна, и боялась пошевелиться. На ней — чёрная форма с белыми гипюро-выми манжетами, комсомольский значок, фартук белый, праздничный. В го-лове вопросы: какой год? какой город? кто она?
— Was machst du hier?
— Ich bin Lehrerin, — Маша сказала первое, что ей пришло на ум. Она не умела врать и сказала правду. Она бы действительна была учительни-цей, если бы не переехала в Германию.
— Wo sind die Kindern? — оскалился немец и направил автомат на Ма-шу. — Pach! Pach!
Немец медленно обогнул классную комнату, осмотрел портреты Гого-ля, Достоевского, Пушкина, Лермонтова. Это был кабинет русского языка и литературы.
Маша встала, упёрлась руками в крышку парты.
— Na und? Ich wiederhole! Wo sind alle Sch;ler?
— Die Kinder haben Ferien, — вспомнила Маша. За окном — лето. Пти-цы поют, деревья с зелёными кронами достают до второго этажа и склоня-ют свои ветви на стекло, как голову на плечи. Из-за кустов сирени и мож-жевельника не видно беговой дорожки по правую сторону спортивного по-ля. На футбольных воротах висят немецкие автоматы, два мотоцикла в хао-тичном порядке пристроили у ворот. Несколько солдат сняли гимнастёрки и повязали вокруг талии, серые майки пропитались потом на спине и под-мышками. Солнечно. Два часа дня. Маша посмотрела ещё раз на часы.
Немец оказался лириком. Он сел на учительский стул, взял в руки указку и сказал в приказном тоне:
— Gedichte! Goethe? Schiller? Heine?
Маша замахала отрицательно головой. Она не знала ни одного стихо-творения из перечисленных поэтов. Но вспомнила песню своего современ-ника, успев подумать: «Какая разница? Он всё равно не поймёт, кто это».
47
Откашлялась, выпрямилась, вздохнула и начала петь:
«Ich liebe Dich, so einfach zu sagen, ich liebe Dich.
Я люблю тебя. Так просто сказать: «Я люблю тебя!»
Vertraue mir, so einfach zu sagen, vertraue mir.
Поверь мне. Так просто сказать: «Поверь мне!»
Ich glaub' an Dich, so einfach zu sagen, ich glaub' an Dich.
Я верю тебе. Так просто сказать: «Я верю тебе!»
Bleib' bei mir, so einfach zu sagen, bleib' bei mir.
Останься со мной. Так просто сказать: «Останься со мной!»
Немец довольно отложил указку и прислушался. Он всё понимал, хотя Маша пела с сильным акцентом. Она продолжила:
«Ich brauche Dich, so einfach zu sagen, ich brauche Dich.
Ты нужна мне. Так просто сказать: «Ты нужна мне!»
Gib' mir die Hand, so einfach zu sagen, gib' mir die Hand.
Дай мне руку. Так просто сказать: «Дай мне руку!»
Ich f;hle Dich, so einfach zu sagen, ich f;hle Dich…»
Я чувствую тебя. Так просто сказать: «Я чувствую тебя!»
Немец слушал внимательно. Видимо, ему нравился Машин голос. Он встал, пересел на другое место, поближе к Маше, и, подперев рукой подбо-родок, прикрыл глаза. Маша продолжала петь всё смелее и смелее, всё звонче и сильнее, и красивее. И казалось, всё вокруг ей помогает: и доска с мелом, и гардины, и портреты на стене, и даже цветы в корзинках из ма-краме. Правильно говорят: дома и стены помогают.
«Halt' mich fest, so einfach zu sagen, halt mich fest.
Держи меня крепко. Так просто сказать: «Держи меня крепко!»
Маша закончила петь и ждала, когда немец откроет глаза. Видимо, он дремал. «Боже мой, — думала она, — сейчас как влюбится и пиши «пропа-ло»»!
Как Маша и предполагала, немец влюбился. Он вышел из класса и пропал минут на двадцать, зашёл с букетом цветов, нарвал на школьной клумбе.
— Bitte sch;n! — протянул Маше букетик.
— Можно я пойду? — от неожиданности Маша заговорила по-русски.
— Wie bitte?
— Ich meine, kann ich gehen? — растерялась Маша.
Но куда она пойдёт? Да хоть куда! Подальше отcюда.
— Schreib mir deine Adresse?
— Gut, — Маша оторвала уголок от географической карты и написала мобильный телефон и адрес, который мог бы быть, но его не было. Его не существовало в принципе. Затем подумала и мобильный телефон зачеркну-ла.
48
Не успела она добежать до выхода, как услышала стоны, которые шли откуда-то снизу. Маша знала, в школе, кроме трёх этажей был ещё один этаж. Тусклое пыльное окно крест-накрест обклеено изоляционной лентой, двери заколочены — что там находилось, никто из учеников понятия не имел. Маша пошла вниз и увидела выбитое стекло, как будто футбольным мячом зарядили. Пролезла в дырку, на цементном полу увидела трёх ране-ных солдат, двое лежали на каком-то половике, третий, прислонив спину к холодной мёртвой стене, надвинув пилотку на самые глаза, сидел. Стонал правый от стола. Стол, перевёрнутый вверх ногами, выставлял свои сло-манные ноги, как четвёртый раненый боец. На Машины шаги и запыхав-шееся дыхание один из солдат поднял глаза вверх, и Маша остолбенела. На неё смотрело лицо её деда, молодого, в солдатской пилотке со звездой, как на той самой любимой её фотографии из семейного альбома. Дед ушёл на фронт в 1943 году, приписал себе один год, и ему стало 17 лет. Он дошёл почти до самого Берлина и воевал в пехоте. Это считай, что смертник. Вы-давали одну винтовку на двоих и один патрон. Один бежал впереди, тот, что с винтовкой. Когда его убивало, второй поднимал винтовку и бежал дальше.
— Какой сейчас год? — спросила Маша.
— 1943...
Да, деда ранило в 1945. А если точнее, 7 апреля. Именно в этот день войска 3-го украинского фронта, продолжая наступление, заняли города Медлинг, Прессбаум, Клостернойбург, вышли к Дунаю северо-западнее Ве-ны и завязали уличные бои в южной части города. Одновременно юго-за-паднее озера Балатон войска фронта, наступая совместно с войсками бол-гарской армии, заняли город и железнодорожный узел Чаковец — здесь де-да и контузило. Его контузило в голову, и серьёзное ранение в руку послу-жило поводом для дальнейшей демобилизации. Наверное, благодаря тому, что он воевал не с первых дней войны, когда русские войска отступали, смерть обошла его стороной. Деда отправили в госпиталь, подлечили и ко-миссовали. С такой рукой стрелять было невозможно, она висела как плеть — безжизненно, грустно, удручающе.
— А как вас звать? — спросила Маша своего собеседника, парня с опу-щенными веками, что очаровательно усугубляло выразительность его глаз. В глазах — особая грусть, за которой можно было увидеть и горе, и драму.
— Георгий. Можно просто Жора, а вас?
Точно дед, подумала Маша, и представилась не своим настоящим име-нем. Какая разница, кто она?
Нет, это был не сон, это было путешествие в пространстве и во време-ни.
— Понимаешь, Лен? Это был не сон!
49
— Маша, это очень странно. Меня всю колотит, честно!
— Знаешь, о чём я подумала? Вот дед. Он был на войне, он убивал. А это самый страшный грех. Его жена, моя бабушка, не убила ни одного чело-века, но она умерла раньше деда на двадцать лет. Бабушка умирала в страшных мучениях, у неё был рак лёгких на поздней стадии. Если Бог есть, то почему он не придерживается правил, которые сам же и придумал, а? Почему? Грамотный и образованный человек никогда не будет верить в Бо-га. Я так считаю.
— А чем всё закончилось?
— Это всё, — сказала подруга. И потом стала рассказывать мне о том, что она думает по поводу войны.
Маша знала из истории, что все великие войны были развязаны нем-цами.
Первая мировая война началась 28 июля 1914 года, а закончилась 11 ноября 1918 года. Это был самый широкомасштабный вооружённый кон-фликт в истории человечества. В историографии эту войну называли по-разному: Первая мировая война, Великая война, Вторая Отечественная, Германская война, Империалистическая война. Любой серьёзный конфликт начинается с повода. Повод — это уже как следствие того, что терпеть уже невозможно. Поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года. В результате войны прекратили своё существование четыре им-перии: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. 1 августа Германия объявила войну России, в тот же день немцы безо всякого объяв-ления войны вторглись в Люксембург. Как сказал Томас Вудро Вильсон: «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу».
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года и закончилась 2 сентября 1945 года. Но мы привыкли праздновать победу 9 мая, и это са-мый прекрасный праздник.
Война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая круп-нейшей войной в истории человечества, называется сейчас Второй мировой войной. В войне участвовало 72 государства, существовавших на тот мо-мент (80 % населения земного шара). Боевые действия велись на террито-рии трёх континентов и в водах четырёх океанов. Это единственный кон-фликт за всю историю, в котором использовалось атомное оружие.
Как всё начиналось? В июне 1940 года Гитлер приказал начать подго-товку нападения на СССР. 22 июля началась разработка плана нападения, получившего кодовое название «Операция Барбаросса». 22 июня 1941 го-да, ранним утром, Германия при поддержке своих союзников — Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Словакии — внезапно и без предупрежде-
50
ния нападает на СССР. Сейчас это просто Россия. Раньше — Союз Советских Социалистических республик. Началась советско-германская война, в со-ветской и российской историографии она стала называться Великая Отече-ственная.
Говорят, что в истории, как и в отношениях полов, существует некая цикличность и закономерность. Некоторые учёные её вывели как формулу. И по этой формуле можно выяснить, когда будет Третья мировая война. В 2018 году родится новый Наполеон-Гитлер, а Третья мировая война начнёт-ся в 2070 году, когда Наполеону-Гитлеру исполнится 52 года.
— Лен, как ты думаешь, продолжение этого сна будет?
— Думаю, да… только это будет другой сон. Или реальность, как сон.
У Машки все желания исполнялись. И я ей немножко завидовала. Она мне говорила, что может исполнить и мои желания, что она — волшебница.
— Дура ты, а не волшебница! Оставь мои желания в покое. Они сами исполнятся.
Но Маша продолжала настаивать.
Однажды в кафе мы начали обсуждать передачу «Битва экстрасен-сов». Кто такой экстрасенс, вы, конечно же, знаете, но вы не знаете, какое отношение имеет Маша к экстрасенсам.
— Знаешь, Лен, возможности подобного рода нужно развивать. Мало того, что я с детства чувствовала в себе задатки. Впоследствии меня жизнь ставила в такие жизненные ситуации, когда мои способности «усугубля-лись». Да, это слово несёт негативную окраску. Потому что неизвестно — плохо или хорошо. В двенадцать лет я тонула на Азовском море. Меня спас отец. В двадцать лет меня душил друг отца, освободившийся из тюрьмы за разбойный грабёж. Он сидел с моим папой в одной камере и считал его братишкой, а меня называл сестрёнкой. Меня это бесило. Толстый неопрят-ный ингуш называл меня сестрёнкой, а смотрел всегда так, как будто я пе-ред ним стою обнажённая. Мне показалось? Или так оно и было? Когда его толстые пальцы как сосиски сомкнулись на моём горле, я пережила клини-ческую смерть, потому что, как рассказывают многие люди, побывавшие «там», — вся жизнь пронеслась мимо как на киноленте. Моя кинолента бы-ла чёрно-белая.
— Маш, мне не хочется ворошить твои воспоминания.
— Ничего, я сильная. Может быть, после этих двух случаев я заметила у себя неординарные способности. Ты не поверишь, давно слышала о пере-даче «Битва экстрасенсов» и давно мечтала посмотреть, и вот на днях, спроси меня, чем я занималась?
— Ты? Стирала, готовила, убирала, сидела с детьми соседки!
51
— Угадала! Почти. Я смотрела битву, Лен, все сезоны. Представля-ешь? Весь день и всю ночь. Там дают время зрителю, чтобы и он проверил свои способности.
— Я уже знаю, что ты скажешь дальше.
— Правильно, я себя попробовала! Каково было моё изумление, когда я из девяти человек угадала персону, принадлежащую к старинному рус-скому роду, в которой течёт голубая кровь. Потом я угадала из десяти пар-ней того, кто служил в Чечне, то есть был на войне. Лен, по глазам! Пред-ставляешь? И ещё я угадала девушку, которая была беременна на ранней стадии, одну, правда. Их было две — из двенадцати.
— Значит, ты ведьма? — вывела я умозаключение, пошутила. Но Маш-ка, любимая моя Машка, всегда понимающая мои шуточки, в этот раз воз-мутительно замахала головой.
— Лен, я — волшебница, — серьёзно сказала ведьма. Многие люди считают, что если магия, то всегда — чёрная. Если ведьма, то всегда — злая. Нет, Лен. Считается, что у магии нет цвета. Лен, я спорю. Всегда спо-рю. Все, что делается во благо человека и с его согласия — это белая ма-гия, а все, что делается не во благо человека и, даже если во благо, но против его воли, это черная магия.
— Ма-а-а-аш… ты такая интересная!
— Вот послушай, раз завели разговор. Допустим, когда с человека снимают алкогольную зависимость... Ситуация состоит в том, что этот чело-век пил, пьет и хочет пить, сам бросать не собирается, но его мнение не разделяют окружающие и близкие. Они категорически против алкоголиков, им не нравится, что человек злоупотребляет спиртными напитками. Чело-век и сам толком не живет, и окружающим мешает жить. Кто будет отри-цать, что, по большому счету, это делается ему во благо? Вроде во благо ему, но против его воли. Таким образом, те магические обряды, которые используются для снятия этой губительной для человека зависимости, нельзя отнести к понятию «белая магия».
— Да?
Машка рассмеялась и продолжила:
— Вообще-то, внимание! Здесь каверзные горки! Если хорошо поду-мать, то поймёшь, что все магические обряды делаются кому-то во вред. Отсюда делаем вывод, что белой магией можно назвать, видимо, только фокусы. А меня — фокусницей. Или волшебницей.
— Маш, я согласна, давай только тему сменим, а то мне как-то жутко-вато стало.
Мы заказали ещё по чашечке кофе. А Маша сказала:
— Противоречия везде. Смотри, Лен. Есть такая пословица: «Слабые скажут: «Не судьба!», сильные скажут: «Я попробую еще раз!», а самые
52
сильные скажут: «Я буду пробовать до тех пор, пока не получится!»». Еле-на Воробей два раза не могла поступить в Ленинградский театральный ин-ститут. Поступила с третьей попытки. Есть такая народная мудрость: «Если очень сильно чего-то хочется, и оно тебе не даётся — оставь, отпусти. Зна-чит, это не твоё. Если оно твоё — оно к тебе само вернётся, без особых уси-лий, а если не вернётся — значит, это не твоё и оно тебе не нужно!» Ну, и кто прав?
— Ой, не знаю, всё сложно. Люди сами по себе — невероятная голово-ломка, кубик Рубика. Но Его Величество Случай — вот что важно! Судьбо-носный случай, событие, встреча. Даже фраза бывает судьбоносной или слово. Представляешь? Извини, я хочу вновь вернуться к «Битве экстрасен-сов»… Меня поразил один случай. Пропали две десятилетние девочки, под-ружки. Они ходили колядовать. Одной нанесли четыре ножевых удара, дру-гой десять. Родители обратились к экстрасенсам.
Маша чуть не заплакала:
— Лен! Наши правоохранительные органы только в кино работают. Только в кино раскрываются преступления, наказывают виновных и весь из себя положительный следователь старается докопаться до истины, даже если весь отдел «копает» в другую сторону. Следствие ведётся спустя рука-ва. Я вспоминаю один случай из жизни нашей семьи. Однажды родители моего мужа позвали в гости моих родителей, по-моему, на день рождения. Мы приехали на импортной машине. Жили мои родители хорошо, у них бы-ло две фирмы, автомастерская, две выкупленные квартиры, две дачи. Папа машины менял не как перчатки. Он не носил перчатки. Он их терял. Вече-ром родители засобирались домой, и тут обнаружилось, что у папиной ма-шины снято два колеса. Мама тут же, не говоря никому ни слова, пошла по квартирам опрашивать возможных свидетелей, и в тот же вечер мы нашли преступников. Ими оказались друзья моего мужа: Череп и Толстый. Раньше они дружили, а перед самой свадьбой поссорились, и те решили больше из мести, нежели из воровских побуждений, наказать бывшего друга. Мама «вышла» на старую бабульку, которая в момент снятия колёс «торчала» в окне. Под тусклым светом фонарей она все же успела заметить, что парни из этого же двора, описала одежду, высокий рост Черепа и его лысину, ко-торая была не покрыта шапкой. В общем, благодаря маме, мы «раскрути-ли» этих двух парней, встретились с родителями, и нашли общий знамена-тель для создавшейся криминальной ситуации.
— Маш, а экстрасенсы при чём?
— Лена, при том! Родители потеряли детей! Не колёса от машины! И мама моя не ясновидящая, она всего-навсего упёртый математик. Дети ис-чезли днём, неужели их никто не видел? Я бы землю рыла зубами. Я бы весь дом, весь район наизнанку вывернула! Неужели никто ничего не ви-
53
дел? И вопрос к тебе: судьба существует? А почему именно этих девочек четвертовали, уложили в большие челночные сумки в клеточку и выкинули на свалку? Почему родители так пассивны и так неуверенны? Почему не ак-тивны в поиске детей?
— Ой, не знаю. Ты как загрузишь!
— А знаешь, почему полиция не особо искала этих девочек? Потому что одна из них росла в интернате — и все решили, что дети из неблагопо-лучной семьи, они просто гуляют (семь дней уже!) — погуляют и вернутся! Что получается? Если бы дети были какого-нибудь богатого олигарха — всех бы на уши поставили. Правильно?
— Правильно. Видишь, как всё несправедливо! Полиция спохватилась только тогда, когда обнаружили тела. И мать одной из девочек сказала: «Я уже не единожды пожалела, что я не дочь президента или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, которого нельзя облить грязью!»
Маша перевела дух и добавила:
— Сейчас постоянно говорят о чёрствости человеческого сердца, о равнодушии к чужому горю. Мол, раньше такого не было. Мир деградиро-вал. Лен, а как иначе вести себя людям, если женщина, которая нашла про-павших девочек и позвонила в милицию, едва не поплатилась жизнью? В милиции её зверски избивали бутылкой по голове, сиденьем по почкам, и она, не выдержав побоев, подписала признание. Её посадили. Экстрасенсы утверждали, что эта женщина не виновата — её заставили наговорить на себя.
— Да, Маш, из-за одного звонка в милицию как изменилась судьба женщины! Несчастная!
— Четырёхлетнего мальчика забрали в приют и запрещали видеться с матерью. Она сидела восемь месяцев. Ей не давали адвоката. Когда дали адвоката и она изменила показания, её подсадили в камеру к мужику, тот вырезал у неё на голове крест. Затем пришли начальники из прокуратуры и сказали, если она не вернётся к своим старым показаниям, её будут про-должать уродовать…
— Страшно!
— Лен, эта страна — Россия. Это наша с тобой родина. Родина-урод. Родина-мачеха. И ты прекрасно знаешь, какие тюрьмы в Германии и как там сидят. Знаешь?
— Да… В немецких тюрьмах как на курорте: отдельная комната, теле-визор, прогулки, трёхразовое калорийное питание.
— Я всегда жалею людей из России, — сказала Маша. — И наконец-то оценила подарок судьбы — переезд в Германию.
— Давай лучше о розовой лошадке поговорим, чем об этих «хороших людях».
54
— Ну, а что лошадка?
— Да, ничего не изменилось с момента репрессий. Как были суки в ор-ганах, так и остались. Недаром ментов не любят. Полстраны в тюрьмах сгноили. Невиновным давали по двадцать-двадцать пять лет без права пе-реписки. И что изменилось с тех пор? Суки.
— Помнишь? — Маша стала кривляться. — Вы говорили, что в Герма-нии дороги лучше. Значит, у нас хуже?
Так пытали заключённых, переворачивая их слова с ног на голову. Это из киносериала «Отрыв». Фильмы стали снимать. Правду показывать.
— А толк есть? — возмутилась Машка. — Я гостила у родителей на Ку-бани. И должна тебе признаться, все кабинетные крысы — те же самые, что и в 1936 году, и в 1947 году. Лучше о розовой лошади мечтать. Ты же зна-ешь, у меня больное сердце, я органически не терплю несправедливость. Вот послушай: «От снайпера бегать не надо, умрёшь уставшим». Смешно? Давай вернёмся к магии… Представь себе, реальность невероятнее вымыс-ла. Англия, 1898 год. В свет выходит фантастический роман «Титан», напи-санный журналистом Робертсоном. Книга была провальной, но спустя че-тырнадцать лет роман «Титан» становится литературной сенсацией века. Его сюжет оказался пророческим. Сюжет романа таков: в Англии построен огромный пассажирский корабль «Титан». Самый большой. Самый роскош-ный. Самый быстроходный. Стремясь в рекордный срок преодолеть рас-стояние до берегов Америки, «Титан» идёт полным ходом и тёмной апрель-ской ночью сталкивается с айсбергом. Не правда ли, знакомая история?
— Вот-вот, Маш! В 1912 году в какой-то там газете вышло сообщение о крушении корабля «Титаник», который отправился в своё первое плава-нье. Корабль затонул. Вот тут-то и вспомнили о Робертсоне. Совпадало всё: обстоятельства гибели, число пассажиров, внешний вид лайнера, даже три гребных винта. Никогда до этого и никогда после этого литературное про-изведение не оказывалось таким точным и мрачным пророчеством. После гибели «Титаника» началась настоящая травля писателя. Не подстроена ли катастрофа желающим прославится романистом. Морган Робертсон был вы-нужден бежать из страны под чужим именем. Роман «Титан» ни разу не был переиздан. И о нём быстро забыли.
Машка живо продолжила тему:
— А я помню другую историю. Знаешь, была такая газета раньше — «Правда»? В «Правде» пишут только правду, и там 12 апреля 1961 года опубликовали художественную композицию «Возвращение звездолётчика на землю» с портретом Юрия Гагарина. Этот рисунок по заданию главного редактора художник Николай Гришин сделал задолго до официальной ин-формации об успешном полёте Юрия Гагарина. Рассказывает историк КГБ А. Максимов: «История с рисунком действительно выглядит очень подозри-
55
тельно. Кто будет первым — даже сами космонавты узнали только в день старта. А первый фотопортрет Юрия Гагарина появился в прессе лишь на следующий день после успешного приземления. Заранее такую информа-цию мог только сообщить кто-то из окружения Королёва. А Николай Гри-шин — автор иллюстраций в популярных фантастических книгах, профес-сионально был заинтересован в подобных знакомствах. В результате обы-ска на квартире Николая Гришина обнаружены рисунки, на которых изобра-жены космические аппараты, по внешним признакам схожие с образцами ракетной техники, созданной конструкторским бюро СССР. Тучи над худож-ником сгущались. Его привезли на Лубянку и допросили. От кого он получа-ет сведения о секретных разработках в области ракетной техники? Гришин только пожимал плечами. Знакомых в засекреченных организациях у него нет. Иллюстрации, сделанные им — плод его фантазии. Лицо космонавта приснилось. Естественно, художнику не поверили. Но других материалов у следствия на Гришина не было. Гришину порекомендовали — научной фан-тастикой больше не заниматься. За художником было установлено скрытое наблюдение, однако оно не дало результата. Его дар так и остался загад-кой».
— Да, я читала эту статью. А вот история, о которой я тебе расскажу, навряд ли мелькала в прессе, она действительно произошла с одним из-вестным русским писателем, имя своё он отказался афишировать, — я за-молчала, обдумывая. — Рассказывает экскурсовод из Санкт-Петербурга: «По преданию, как-то раз Пётр Первый оглядел Пулковские Высоты и радо-стно воскликнул: «Ну, сюда-то уж вода не доберётся!» Однако старый финн сказал, что видел, как однажды вода дошла до нижних ветвей старого ду-ба… И тогда Пётр взял топор и отсёк нижние ветки у дуба…».
— Лен, ну это не из области фантастики, — надулась Машка.
— А из какой области?
— Из области хитряндии. Как говорит народ: «Когда заговорил хит-рый, умный ещё не родился». Кстати, мой афоризм. Рекомендую.
— Если честно, я устала жить в браке, — неожиданно перевела я стрелки.
— Разводись… Слушай, вот! Это интересно, — Машка вытащила из ко-жаного рюкзачка сложенную вчетверо газету, бесплатно взятую в русском магазине. — «Почти два века назад национальную любовь Франции сниска-ла молодая семейная пара: дочь богатого нотариуса Джульетта Дюваль и бедный скульптор Робер Люи. Журналисты назвали их французскими Ромео и Джульеттой, во имя своей любви преодолевшими даже смерть, — расска-зывает историк Жан Луи Жерар. — Они страстно влюбились друг в друга, но родители не соглашались на их брак. Опасаясь, что дочь сбежит с моло-дым человеком, они заперли её в комнате. На третий день заточения слу-
56
жанка, принесшая завтрак, увидела, что Джульетта лежит на полу без при-знаков жизни. Врач сказал, что бедняжка мертва, и уже на следующее утро девушку похоронили в семейном склепе. Каково же было удивление роди-телей, когда через день после похорон они получили письмо, написанное рукой дочери. В письме Джульетта описала, как она воскресла. После похо-рон её любимый пришёл помолиться в часовню. Чтобы в последний раз увидеть её лицо, Робер приподнял крышку гроба, и капля воска со свечи, которую он держал в руке, упала на щёку Джульетты. И в ту же секунду она воскресла. Конечно же, после этого молодые люди поженились, и роди-тели уже не препятствовали им».
— Ну, тут нет никаких сверхъестественностей. Это я как психолог тебе говорю. Обыкновенная психогенная летаргия, возникающая у людей из-лишне эмоциональных как защитная реакция на сильный стресс. Люди все-гда боялись уснуть летаргическим сном (от греческого слова «летаргия», что значит «забвение»), а потом проснуться в гробу. Летаргический сон — это болезнь. Отличить его от смерти довольно трудно, поэтому еще в про-шлом веке существовала реальная опасность быть заживо погребенным. Летаргическим сном чаще всего засыпают впечатлительные, эмоциональ-ные люди.
— Понятно. А вот я вспомнила, — Машка встрепенулась, — в церков-но-приходской книге святого Якуба сохранилась запись о необычном инци-денте. У одного мужчины умер трёхлетний сын. Его похоронили в пустом семейном склепе. Но через девять дней после похорон, его мать стала ви-деть кошмарные сны, будто мальчик жив и стучит в крышку гроба, призы-вая на помощь. Пастор порекомендовал бедной женщине молиться за упо-кой младенца, но это не спасло. Кошмары её не покидали.
— Маш, лечение, как и причины летаргии, до сих пор неизвестны. Так-же невозможно спрогнозировать, когда наступит пробуждение. Состояние летаргии может длиться десятки лет.
— Лен, мальчик прожил ещё почти тридцать лет. Во время второй ми-ровой войны он был активным участником сопротивления. Погиб в Освен-циме. Мне кажется, здесь ещё и невидимая связь между матерью и ребён-ком. Хочешь, расскажу странную вещь о себе?
— Опять?
— Не опять, а снова, — заулыбалась Машка. — Представляешь, не-сколько недель назад мне снится сон, будто я хожу по полю и натыкаюсь на некую железную решётку, кинутую на яму. Я наступаю на эту решётку и слышу, что меня зовёт Стёпка: «Мама! Мама!» Я спрашиваю: «Ты что здесь делаешь, под землёй?» Он отвечает: «Я здесь живу!» Я поворачиваюсь к своему знакомому, с которым мы гуляли, и говорю — смотри, мой сын там! А он говорит: «Где? Я ничего не вижу!» Я говорю: «А голос слышишь? Он
57
зовёт». Он говорит: «Нет, не слышу». Лен, я просыпаюсь, как говорят лю-ди, в холодном поту и — сразу звонить Стёпе. Ну, туда, в Баварию, где они живут семьёй. «Стёп, ты как? Как у тебя дела? Что делаешь?» — спраши-ваю. А он отвечает, представляешь, Лен! Он отвечает: «Да хорошо, мам! Я один дома! Наши все уехали в Арабские Эмираты…» Я была в таком недо-умении, и все две недели каждый день мы с ним проболтали по телефону.
— Да уж… не грусти, мать. Я вот что вспомнила: один трёхлетний мальчик, имя у него сложное, тройное, не помню, живший в бедной дере-вушке недалеко от индийского города Вехеди, умер от ветряной оспы. Ко-гда было всё готово к похоронам, тело его ожило. Личность мальчика после его смерти и неожиданного воскрешения полностью изменилась. Он загово-рил с иным акцентом и сообщил родителям, что его зовут по-другому. Ка-жется, Собха Ремо. Сын одной уважаемой семьи Собхи Ремо накануне погиб в результате несчастного случая. Трагедия произошла в тот самый момент, когда умер мальчик. По мнению всех окружающих, в тело мальчика, умер-шего от оспы, вселилась душа Собхи Ремо. Мальчика повезли в деревню, где жил Собхи. Мальчик узнавал всех родственников Собхи и жителей этой деревни.
— Лен, ты думаешь, это что?
— Я думаю, это то же самое, что и у тебя. Проблесками.
— Уверена, — сообщила Маша, — уверена на все сто!
— А вот, Маш, помнишь, мы обсуждали? Ева Карьер стала первым ме-диумом-материализатором, который подвергся научным методам изучения. В 1903 году она продемонстрировала свои способности профессору Шарлю Рише. Как продукт материализации, он зафиксировал и описал странные студенистые испарения белого цвета, исходившие от тела Евы. Субстанцию он назвал эктоплазмой.
— Лен, об эктоплазме известно давно.
— И всё же… Ещё долгие годы Еву изучали многие исследователи. Фе-номен Евы Карьер стал поводом для учреждения французским правительст-вом института метапсихики… Учёные так и не смогли объяснить происхож-дение эктоплазмы, однако выяснилось, если её прижечь или уколоть, следы ранений тут же появятся и на телах медиумов.
— Ты в это веришь?
— Я не видела воочию, но верю.
По Машкиному телу пробежали мурашки. Она вспомнила и рассказа-ла:
— 1941 год — Ленинградская область, город Пушкин. До начала вой-ны оставалось ровно два месяца. Компания друзей попадает в заброшен-ный дом, стоящий на отшибе города. Сначала дверь была закрыта, но по-том открылась. Друзья решают разыграть одну свою знакомую Серафиму,
58
которая постоянно получает письма от некоего незнакомца. Они думают, что эта переписка возродит её, придаст её жизни некий тайный смысл. И вот Серафима Олеговна на адрес библиотеки, где она работает, получает новое письмо от странного незнакомца по имени Пётр, уже с обратным ад-ресом. И отвечает ему. А письма появляются у заброшенного дома в почто-вом ящике, который время от времени проверяет один из компании друзей Павел. Серафима приходит на свидание к заброшенному дому, она входит в него — дом оказывается совершенно не заброшенным. Там живёт семья. Серафима видит детей Петра, жену, самого Петра со спины. Она пишет об этом в письме и просит прощения, говоря, что теперь понимает, почему он не пришёл на свидание. Это письмо читает Павел, который оказывается вновь у почтового ящика заброшенного дома. Тихонов Павел Андреевич, военврач третьего ранга, не понимает, что происходит. Позже он приходит в библиотеку, где по-прежнему работает Серафима. Она говорит, что не может эвакуироваться, потому что здесь у неё любимый человек остался. Павел сознаётся, что письма писал он. Серафима ему не верит и говорит, что у них с Петром всё хорошо. Павел говорит, что он — это Пётр. Но Сера-фима не верит и прогоняет Павла. Серафима вновь идёт к заброшенному дому. Там горит свет. Она входит. Там её ждёт Пётр. Он лежит на смертном одре и прощается с ней. В это же время погибает Павел. Пётр лежит к Се-рафиме спиной, и когда она его разворачивает, то видит лицо Павла, уже мёртвое лицо… В 2005 году Серафиме исполнилось девяносто шесть лет. Она до сих пор жива, находится в здравом уме и живёт в своём маленьком домике на окраине города Пушкина.
— Маш, мне эта история один замечательный фильм напомнила, ты его точно смотрела.
— Как называется?
— В главной роли Сандра Буллок и Киану Ривз. Фильм называется «Дом у озера»…
Машка мелко задрожала, сообщила, что ей холодно и чтобы я ей плед принесла. В наших ресторанах свободно можно взять плед и укрыться. В холодное время года или вечером, когда темнеет, пледы лежат прямо на лавках на улице. Для тех, кто сидит не в самом ресторане, а на террасе. Я принесла, укрыла Машку. Маша продолжила читать из газеты:
— Главным кумиром российской прессы становится жительница Ниж-него Тагила Роза Кулешова, женщина, видящая руками. По телевизору по-казали, как Роза с плотно завязанными глазами, лишь ладонями и пальцами рук опознавала цвет и форму предметов, читала газетные тексты. До че-тырнадцати лет Роза была самым обыкновенным ребёнком, ребёнком воен-ного времени. Однажды, тяжело заболев гриппом, она вышла всё же рыть окопы, стоя по колено в холодной осенней грязи. В результате получила ос-
59
ложнение. Психолог Елена Рубцова: «Арахноидит головного мозга вызывал частые эпилептические припадки, что помешало девочке закончить шко-лу…» Она пошла работать в приют для слепых. Там и открылся её удиви-тельный дар. Она увидела, как слепые читают по азбуке правильно выпук-лые буквы. Ей пришло в голову, какая разница, выпуклые буквы или нет. Роза стала упорно пытаться читать руками обыкновенные типографские знаки. Розу пригласили в Москву и в нескольких солидных медицинских уч-реждениях тщательно обследовали. В 1970 году её дар получил официаль-ное подтверждение. Роза Кулешова прекрасно различала оттенки семна-дцати цветов. Оказалось, что многие люди, имеющие подобное кожное зре-ние, страдали эпилепсией.
— Да, есть такое, согласилась я. Что там дальше?
— Рассказывает профессор Иэн Филдинг: «Человек-компьютер родил-ся в 1952 году и выглядел столь странно, что врачи сразу же посоветовали родителям оставить его в госпитале. Его голова была на треть больше нор-мальной. Когда Киму исполнилось девять месяцев, доктора окончательно провозгласили мальчика умственно отсталым. Но родители отказались рас-ставаться с сыном. А к трём годам маленький Ким обнаружил уникальные способности. Трёхлетний Ким сидел над газетой и вдруг спросил: «А что та-кое секретность?» Родители думали, что маленький Ким рассматривает фо-тографии, а он читал. Один глаз бежал по левой странице, другой — по правой. Пятнадцать секунд хватает на обе. Маленький гений Ким Пик забы-вал одеваться и чистить зубы, зато наизусть помнил содержание примерно десяти тысяч книг. Например, телефонный справочник города в полтора миллиона человек. В случае с Кимом аномалия превратила мозг в уникаль-ное хранилище информации, ходячий компьютер, всё запоминающий. Но почему в одних случаях человек ведёт себя как идиот, а в других проявляет гениальные способности, — для учёных является загадкой».
— Ещё есть что-то интересное?
— Да. Вот. 9 октября 1910 года газета «Нью-Йорк таймс» напечатала сенсационный репортаж об Эдгаре Кейсе, самом загадочном человеке Аме-рики. За сорок три года прорицательства он свыше двадцати пяти тысяч раз давал свои предсказания и при этом никогда не претендовал на обла-дание сверхъестественными способностями. В одном из интервью Кейси описал себя как скромный канал, соединяющий мир живых и мир умерших.
— Маш, как-то мне нехорошо…
— Тебе?
— Я вспомнила ещё один случай, раз уж пошла такая пьянка, режь по-следний огурец: в Одесский областной онкологический диспансер в тяже-лейшем состоянии была доставлена некая Галина Пэтриц, тридцати двух лет. Предварительный диагноз — лейкемия на последней стадии.
60
— Кстати, сейчас люди сами от рака вылечиваются, знаешь?
— Да, слушай дальше. Лечить Галину было уже поздно. Ей оставались считанные дни. На следующее утро на обходе врачи посетили Галину и не поверили собственным глазам. Галина была абсолютно здорова. Она уверя-ла, что ночью в неё вселилась новая душа, причём душа инопланетянина, женщины по имени Кайно с планеты Прозерпина. Именно Кайно исцелила её от лейкемии.
— Маш, ну у тебя такая же история была. Я помню её. Болезнь Ботки-на. Вши. Очередное чудо.
— Ой, не говори!
— Но там, Маш, всё просто. Вши выделяют жидкость — и она убивает вирус болезни. Ты замотала вшей в хлеб, проглотила и ай-лю-лю. Выздоро-вела за три дня. Врач, посмотрев на твои анализы, только всплеснул рука-ми. Помнишь, мы к тебе с Мишкой приходили?
— С каким Мишкой?
— Здра-а-а-а-сте… приехали… вспоминай! Вот ещё, — я выхватила га-зету из цепких Машкиных пальцев и прочла. — В течение месяца я наблю-дал некую Илгу К., девятилетнюю девочку из крестьянской семьи. За это время я не раз убеждался, что она обладает способностью к телепатии и ясновиденью. Рассказывает профессор биофизики С.В.Щербаков: «В 1914 году на основании огромного фактического материала английский физик Уильям Барретт пришёл к заключению, что телепатические сигналы суще-ствуют…» Илга вместе с родителями жила на одном из отдалённых хуторов. В округе о девочке шла самая дурная слава, поговаривали, что она ведьма. Илга была умственно отсталым ребёнком, начала говорить только в восемь лет, а за первый год школы не научилась ни читать, ни считать. Однако учителя обратили внимание на следующий факт. Если стоять возле девочки и мысленно подсказывать ей, она с лёгкостью выполняет задание. В 1927 году телепатические способности Илги подтвердил институт психологии Берлинского университета. Маш, я обязательно это всё напишу в своём ро-мане о тебе. Это очень интересно. Главное, что ни слово — всё о тебе.
— Ты серьёзно? Весело ты шутишь. Как мужчина. Мужчина сказал, мужчина сделал, — подытожила Машка с грузинским акцентом.
— Да, не говори, что бы ты ни делал, как бы ты ни жил, а если судьба, то она тебя и на печке найдёт.
Машка вновь перешла на грузинский акцент:
— Цитата. «И вообще, запомни, сынок, настоящий мужчина всегда должен быть впереди всех. А если начинаешь пропускать всех вперёд себя, жалеть себя или прощать всё — считай, что ты — пустое место…» — Машка подняла указательный палец верх и цокнула языком.
61
— Точно! Есть такая фишка, миллионеров спрашивают, а как вы зара-ботали свой первый миллион? И они отвечают — да, торговали цветами. Или известных актёров (певцов) спрашивают: а как вы стали известными? И они отвечают — да, случайно, заболела главная героиня (или солистка группы), а заменить не кем. Я мимо проходила с ведром и шваброй, и все роли (или песни) наизусть знала. Меня попросили. Я выступила и… просла-вилась. Неправда. Миф. Проходила бы мимо какая-нибудь тётя Клава (под сорок), с семимесячной завивкой, целлюлитом на ляжках и носом, как пята-чок у хрюшки, фиг бы ей предложили на сцену выйти. Даже если бы она роль и песню назубок знала. Забудь! Даже на подтанцовки бы не взяли или в немую сцену, без слов. Деревом, кустиком, зайкой.
— Согласна!
— Никогда нельзя заработать свой первый миллион, — продолжила я, — работая просто техничкой, или просто токарем, или просто поваром. Сейчас говорю тебе как дипломированный психолог. Правило номер один: не иметь ничего, что делает тебя уязвимым. Обычно это семья, любимые люди. Многие имеют привязку к материальному: машины, квартиры, драго-ценности. Другие имеют зависимость, ещё это называется дурной привыч-кой: алкоголь, наркотики. Есть ещё устойчивые пристрастия: еда, секс, ин-тернет-зависимость. Говорят, чтобы победить врага, нужно стать хуже вра-га. Правило номер два: нет, нужно стать хуже всех. И тогда ты одержишь победу. Но, возможно, проиграешь себе.
— Только поздно это понимать начинаешь.
— Что?
— Что во всём проиграл.
— Это да… И третье правило: делаешь ли ты что-то хорошее или де-лаешь что-то плохое, ты должен верить в то, что ты делаешь. Только тогда будет успех. Иногда даже самое доброе дело оказывается впоследствии «злым гением», а злодейство — вершиной добродетели. И вообще — в ми-ре всё относительно. Нет Добра и Зла в чистом виде. Так же как и темпера-ментов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик, — в чистом виде не наблюдается.
— А я знаешь о чём думаю, Лен? То, что в одном столетии считается мистикой, в другом столетии считается научным достижением. Общество подвержено прогрессу, и наши дети становятся умнее. Дети сто лет назад не знали того, что знают дети сейчас. И самый отставший двоечник нашего времени приравнивается к самому прилежному отличнику времени давно минувшего. Если говорить о чудесах, то все они в сказках постепенно начи-нают материализовываться в нашем времени. Вот смотри: «яблочко на та-релочке» — это телевизор, «сапоги-скороходы» — это коньки и лыжи, ле-тающий ковёр — это самолёт, «волшебное говорящее зеркало» — это
62
скайп. Сто лет назад научные фантасты писали о смартфоне как о чём-то фантастическом. Сейчас — это реальность. Помнишь «Когда теряет равно-весие» из Бродского? Прочесть?
И Маша, не дожидаясь моего «угу», прочла:
* * *
Когда теряет равновесие
твое сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюет на человечество
твое ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими ее могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да. Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклоняться данности
с убогими ее мерилами,
которые потом до крайности
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.