Подводные полёты в реке Прядовка

Виктор Комосов
  ...Подобные ощущения (Меласским полётам) я уже испытывал при подводных погружениях над мелководной песчаной косой речки Прядовка возле села Лыскавка Царичанского района. Но они были менее красочны и разнообразны по своей цветовой гамме. Хотя, сам подводный полёт был более длительный и скоростной. Это очень чистая и прозрачная речушка. Она несёт свои светлые воды в реку Орель. В месте моего ныряния её глубина составляла от полутора до двух метров (на ямах). Прядовка очень мелководная река, по её дну можно практически гулять пешком вдоль и поперёк, но оказалось можно и «летать».

    Подводное ныряние очень напоминает состояние полёта, не зря же тренировки космонавтов проводят именно в воде. Для человека находящегося под водой фактически стираются такие понятия как «верх» и «низ», это происходит потому, что тело теряет свой привычный вес. Выталкивающая сила создаёт иллюзию вертикального полёта – для того, чтобы всплыть на поверхность воды достаточно прекратить активное движение вниз и тебя медленно поднимет наверх. В этом состоянии невесомости комфортно находиться в любом положении – хоть вниз головой, хоть вверх, в этом нет никакой разницы. Особенно это можно прочувствовать при ночных погружениях. В этом случае нет никаких зрительных ориентиров, кроме всплывающих пузырьков воздуха, без которых можно даже заблудиться под водой, особенно если нырять в гидрокостюме со свинцовым поясом, придающим телу отрицательную или нулевую плавучесть.

  В дневное же время, подводное ныряние это сплошное удовольствие. Можно скользить в толще воды над предметами, при желании зависая над ними в любом положении, можно просто любоваться окружающим пейзажем – подводный мир насыщен огромным разнообразием сверкающих красок, которые можно увидеть только здесь, благодаря преломлению солнечного света в воде.

   Но оказывается, в этом подводном мире человеку, «рождённому ползать» природа даёт ещё и лёгкий шанс испытать ощущение скоростного полёта. Делать это удивительно просто. Для этого достаточно приехать к мелководной прозрачной речушке с быстрым течением. Одеть маску или очки для подводного плавания. Тщательно провентилировать лёгкие, чтобы максимально  очистить их от остатков углекислого газа. Сделать глубокий вдох, чтобы обеспечить себя максимально возможным запасом воздуха для длительного путешествия под водой. И погрузиться  в реку вдоль её течения. Я так и поступил, ныряя в Прядовку. Был летний тёплый солнечный день. Под водой я прижался поближе ко дну, чтобы меньше тратить усилий на преодоление её выталкивающей силы. Течение нежно подхватило меня и стремительно понесло над яркими донными пейзажами. Ощущение скоростного полёта было реальным – подомной быстро проносились сверкающие золотом волнистые россыпи песка, украшенного светящимися изумрудными водорослями, танцующими свой плавный извивающийся подводный танец. Всё это вместе выглядело как яркая праздничная иллюминация – гимн радости жизни. Легко подрабатывая ластами, я, практически не напрягаясь, преодолел под водой такое расстояния, которое мне никогда до этого не приходилось проныривать. Трудно сейчас выразить этот мой рекорд в метрах. Но тогда я вынырнул далеко внизу по течению, основательно скрывшись от места нашей стоянки за поворотом реки. Чем сильно напугал своих товарищей – они не знали, что уже и думать. Я же пережил ощущения невероятные по своему эмоциональному подъёму. О таких чувствах говорят: «Испытал щенячий восторг». Именно таким радостным щенком, вынырнув из воды, я возвращался пешком вдоль берега к нашей стоянке и всё вновь и вновь окунался в этот стремительный подводный полёт. Устроенная мною водная карусель довела меня до забытого детского состояния синевы и «гусиной» кожи. Вот такая она эта подводная «авиация», а синева и гуси – слова тесно связанные с полётом.

*** 

P.S. Читатель (лётчик полковник Чечель) пишет в своём отзыве (от 06.12.2019): "...Испытал полностью сходные ощущения в г. Острове на реке Великой. Там есть одно место длиной км 1,5, называется "Щучий полигон". Мелкое с быстрым течением и порогами. Чисто случайно меня понесло в ластах с трубкой и маской. Я отдался потоку и обомлел - иллюзия полёта на предельно-малых высотах полная. Чуть не уписался от радости такого открытия..."

В.К.: Я доволен, что моя маленькая "Прядовка" навеяла приятные воспоминания и ассоциации. Нашим опытным путём получилось исследовать, что подводники - братишки авиаторов, только им для полётов нужны: плавки, ласты, маска и трубка. :))) Лётчикам трусы конечно тоже нужны, но они привыкли всё усложнять :))) (смеюсь)