Мелас поселок Санаторное

Виктор Комосов
"Мелас, поселок Санаторное"

  80-тые годы, чтобы попасть в Мелас мне нужно идти направо в сторону Фороса. Вход в этот посёлок сторожит зеленовато-серый каменный дракон, так называется узкий гребень хребта Ай-Юри. Он «разлёгся» поперёк трассы Ялта-Севастополь, как бы, опустив свою гребнистую голову в море, чтобы напиться. На этот счёт, люди наверняка придумали легенду о том, что раскалённый от внутреннего огня  дракон резко остудил себя холодной морской водой и окаменел. Этот скальный хребет магматического происхождения выглядит тут инородным телом. Не зря его название в переводе с древнегреческого означает «седой», «серебристый», «тёмный». Среди окружающих его гор он выделяется всем: цветом, составом горной породы, внешним видом. Действительно, непонятно как он тут очутился? И правда, словно с неба спустился. Перекрыл дорогу так усердно, что людям пришлось пробивать сквозь его мускулистое тело двухсотметровый туннель.

     Моя цель – понырять над светлой подводной косой (песчаной, наверное), которую я заметил с трассы, когда проходил мимо посёлка Мелас. Тогда мне это сделать было некогда – у меня были другие планы. А сегодня я настроен, заглянуть за этот поворот моей туристической тропинки жизни. Есть у меня с собой и подходящая экипировка для этого. Заранее знаю, что Мелас – не простой посёлок. Он предназначен только для избранных – непростых людей. Просто так попасть сюда с «улицы» нельзя. На его территории расположен  ведомственный дом отдыха московского обкома ЦК КПСС, в котором отдыхают ещё и представители московского патриархата, так рассказывали мне местные жители.

     На въезде в посёлок, за прямоугольным знаком с указанием названия населённого пункта, «красуется» дорожный знак с красным кругом на белом фоне – «Движение запрещено». Как только я свернул с трассы и немного спустился вниз, сразу же обнаружил второй признак «не простоты» - так называемый «кирпич», дорожный знак, запрещающий въезд автотранспорта. Но я, в данный момент, не водитель, поэтому с удовольствием игнорирую запрет, но иду настороженно, зная, что дальше ещё будут подобные «сюрпризы», которые и на меня могут найти управу. Но «я же советский человек», как говорил легендарный лётчик Маресьев, вот и посмотрим как вам «непростым» удастся меня остановить.

    Говорят, особенным этот посёлок стал давно, ещё в царские времена. Когда в XIX в. на его территории было построено имение участника Отечественной войны 1812г. Л. А. Перовского. В то время он занимал должность вице-губернатора Крыма. Это здание сохранилось до наших дней. Сейчас оно, по обыкновению, называется «дворцом» и является одним из корпусов санатория. Говорят, что построено оно в стиле средневекового палаццо, которое украшают четыре угловые башни и к нему примыкает обширный парк, считающийся одним из лучших в Крыму. Есть ещё одна достопримечательность – на территории санатория есть источник минеральной воды, сходный по своему составу с сортом «Ессентуки №20».

    Не зря я настораживался. Обстановка для советского человека действительно подозрительная. Ни тебе привычных мусорных куч по обочинам, дорожное покрытие в идеальном состоянии, через небольшие отрезки расстояний установлены крашеные деревянные скамейки для отдыха и таблички с фиксацией километража. По-хорошему, нужно было не рисковать и сразу возвращаться на трассу, чтобы не искать себе неприятностей. Шутка ли сказать, скамейки не только окрашены, но на них нет ни единой надписи, ни единой ножевой царапины в стиле: «Тут был Вася, плюс Ира». В кустах по соседству  ни единого бутылочного стёклышка, ни одного окурка!? Дальше ещё были какие-то запрещающие таблички, я их содержание сейчас уже не помню. Но в целом, спускаться этим тенистым лесным коридором было приятно. Думаю, обитатели посёлка использовали эту дорогу только для оздоровительных пешеходных прогулок. Вряд ли тут кто-то просто так ходил как я. Наверняка, они проносились тут обычно на автомобилях.

    Чем ниже я спускался, тем внимательнее всматривался в следующий участок дороги. И не зря потому, что заранее заметил КПП (контрольно-пропускной пункт) со строгой табличкой «Вход только по пропускам». Слово «пропускной», применительно ко мне было лицемерной шуткой. Меня тут явно никто не ждёт. И я сразу же остановился и прижался к кустам обочины, чтобы охрана не начала меня «ждать» по всей территории посёлка. На всякий случай, для подстраховки я развернулся и стал подниматься назад вверх по дороге. Это на тот случай, если меня охранники всё же заметили. Пусть думают, что я передумал спускаться и ушёл. Вне зоны прямой видимости я углубился в лес и стал спускаться вниз. Теперь моей задачей было отыскать лесные тропинки, которые обычно оставляют солдаты из охраны, когда бегают в самоволку за спиртным или ещё куда. Их я легко отыскал, как и лазы в заборе. И там уже не было строгих табличек, понятное дело – тропинка-то секретная. Найдя укромное местечко в густых кустах, я переоделся, спрятал свою сумку и оставил в руках только ласты с маской и трубкой. Выгоревшую кепку положил в сумку. Решил обойтись одними солнцезащитными очками. Кроссовки поменял на пляжные шлёпанцы. Снял футболку и замотал в неё флягу с водой. Засунул всё под мышку. Остался практически в одних шортах. Цель этих манипуляций – слиться по возможности с элитными отдыхающими, чтобы меньше выделяться на их фоне. Убрать из рук громоздкие сумки, снять с себя дешёвые вещи, здешние ходят явно в более дорогих и новых.

    После этого я смело вышел на бетонную дорожку ведущую вниз. Приняв беспечный вид, сбавил темп ходьбы и стал высматривать дорогу, ведущую к пляжу.  Это было не простым занятием – делать вид, что я знаю куда идти. Дорожка привела меня в густой ухоженный парк. Удивило одно обстоятельство. Парк был огромным, но на его дорожках не было ни одного листика! А они имеют привычку падать круглосуточно. Я уже не заикаюсь даже о мусоре или хотя бы вездесущих окурках. Так там было всё тщательно «вылизано» и это при том, что невидно было ни единой души из обслуживающего персонала. Да и в целом территория была пустынна. На всём пути к морю  я никого не встретил. Только птицы пели у меня над головой. Это сильно отличалось от того пейзажа, который я видел в общественных местах отдыха - царство мусора и бессмысленной толчеи. Там люди сновали без цели всюду, на пляже плотно садились друг против друга, везде очереди и сутолока.

    А здесь такой порядок, что хочется протереть глаза и удостовериться, что всё это тебе не снится. Хотя это и неудивительно, «непростые люди» устроили тут элитный отдых. И они явно знают в этом толк. На такой огромной территории всего два или три небольших санаторных корпуса, отдельно стоящих друг от друга. Небольшой хозяйственный блок далеко в сторонке. И оборудованный пляж на берегу моря. К нему примыкает домик с комнатами для медработника и спасателя. Есть небольшой причал для катеров, лодок и катамаранов. Это планировка местности слева, а справа, в отдалении за мысом, тоже залив. Там на берегу большие корпуса зданий, отдельный скромный пляж – более привычный пейзаж. Я тогда почему-то решил, что там живёт обслуживающий персонал, как это устроено, например в посёлке Парковое, обслуживающем в основном пансионат «Криворожский горняк». Но вот и элитный пляж. Он уютно вмонтирован между живописными скалами, оборудован деревянным солнце-отражательным навесом. Метрах в двадцати от берега закреплён большой красный поплавок. Он изготовлен в виде плоской треугольной платформы, на которой могут комфортно загорать, покачиваясь на воде, два человека. На берегу стоит аппарат с бесплатной газированной водой! Вот бы я сюда с флягой открыто зашёл – сразу бы «слился»  с местными! На пляже всего несколько человек! Под бетонной стенкой лежат рулоны складных пляжных ковриков. Из связанных между собой гладких деревянных дощечек. Полотенца и немногочисленные вещи отдыхающие вешают на крючки, закреплённые на этой стенке. Особенно меня озадачил пляжный элитный туалет. Всё в нём сверкает безупречной чистотой. Ничем не пахнет кроме ароматизаторов. Внутри туалет отделан импортным дорогим кафелем, напичкан электросушилками, дорогой сантехникой и зеркалами. Дополнительно он оборудован писсуарами. Есть туалетная бумага! На умывальниках лежит ароматное мыло! И самое удивительное чудо – в кранах есть холодная и горячая вода!

    Наверное, мне придётся пояснить свой восторг.  Потому, что сейчас такая «элитность» только начинает входить в нашу повседневную жизнь. А тогда,  в конце восьмидесятых годов это было в диковинку.  Какое там мыло и туалетная бумага – это всё лежало бы до первого посетителя. А потом было бы как выйдет. В то время никого особенно не удивляли коричневые настенные «фрески» нарисованные пальцами, в качестве украшения общественных туалетов. Какая может быть горячая вода в общественном туалете, если она там чаще всего не была даже предусмотрена. Да и обычная холодная вода в Крыму – дефицит. Например, когда мы по соседству отдыхали с женой в съёмном жилье Паркового. То там воду давали два раза в день – утром и вечером. И всего по полчаса. Приходилось запасаться ею впрок и набирать все ёмкости, которые у нас были под рукой. Вот это отдых!

   Поэтому преимущества этого элитного отдыха я оценил как никто другой на этом пляже. Комфорт - это такое состояние, целесообразность которого трудно оспаривать. Я, конечно, предпочитаю тишину и уют «дикого» пляжа, но почему бы не внести и такое разнообразие, как отдых на этом благоустроенном берегу. Забавно было наблюдать реакцию на этот пляж моей малолетней дочери. Некоторое время спустя я привёл их в Мелас по проторенным тропинкам для получения этого самого разнообразия.   Жене очень понравилась тишина и уют такого отдыха. А вот наша дочурка не находила себе места. Ей не хватало звуков и драйва (как сейчас говорят). Она постоянно пыталась нарушить эту непривычную тишину общественного отдыха. Для этого ей годилось всё: стук пластмассовой лопатки по ведёрку, стук пустой пластиковой бутылки. Она «вынуждена» была даже стучать галькой о гальку, чтобы наполнить этот отдых соответствующим содержанием.

   Но для меня здесь главным развлечением было всё же ныряние возле живописного камня, отдельно стоящего в море, напротив этого пляжа. Первый раз я к нему добирался с большими предосторожностями потому, что он находился за ограждённой буйками зоной для купания. Где-то метров за пятьдесят от берега. И я не знал, какая будет реакция на мой заплыв у спасателей. Мне как-то не хотелось дать им повод выяснить мои «птичьи права» на этот пляж. Но уж очень был велик соблазн понырять возле этого камня и узнать происхождение светлой золотистой полосы за ним. Неужели это песчаная коса? Такого не может быть – её бы смыло штормом в море.

   Первый раз, я долго нырял в маске и ластах, возле заградительных буйков.  При этом, тайком посматривая на спасателей. И когда они отвлеклись я, тщательно провентилировав лёгкие, пронырнул под водой всё расстояние до камня, чтобы потом прикрыться им от берега. Такая «партизанщина» помогла мне избежать, возможные окрики со стороны спасательной службы пляжа. Даже если  они отправят сейчас за мной лодку, то уже не помешают мне раскрыть тайну светлой косы за камнем. Со стороны берега, под водой, этот камень выглядит так же, как сотни других осколков скал, одиноко стоящих в море. Такие же загадочные тёмные трещины-расщелины. Та же колышущаяся буро-коричневая «шерсть» водорослей. Такая же суетливая жизнь его подводных обитателей. Сквозь водоросли просматривается плотный чёрный наряд-панцирь из острых мидий. Так же кипит «снежными» водоворотами вокруг него пена от набегающих морских волн. И только когда я обплыл его сбоку мне стала понятна его уникальность, она заключается в его форме. Своим видом он чем-то напоминает ботинок, обронённый мифическим каменным исполином. Обувка упала в воду так, что её носок повернулся в сторону моря. Этот камень имеет надводную часть и скрытую на небольшой глубине подводную плоскую площадку длиной в несколько метров, сориентированную в южном направлении. Таким образом, на некотором удалении от берега появился мелководный плоский каменный уступ, который целый день хорошо прогревается солнцем.  Это обеспечило  новый глубинный биоценоз. На этой площадке комфортно поселились светлые жёлто-зелёные волосоподобные водоросли. В этом месте их густой покров надёжно защищён от разрушительной силы волн, которые со всей своей мощью обрушиваются на берег во время шторма. А тут они лишь плавно перекатываются через подводный уступ - им не хватает силы, чтобы  сорвать водоросли с камня. Одним словом, это оказалась не песчаная коса, а травяная.
 
    Но от этого её привлекательность для меня, как подводного пловца, даже увеличилась потому, что появился дополнительный красочный оптический эффект при погружении. В тот момент, наверное, я забыл обо всём на свете и целиком отдался новым впечатлениям. Уже не таясь, я как маленький ребёнок, почти без оглядки, предался этому  развлечению. Снова и снова проныривая под водой этот «золотой» уступ. Занятие  получилось бесхитростное, но невероятно приятное и радостное. Подплываю к началу косы. Тщательно провентилировав лёгкие, неглубоко погружаюсь в воду. Отталкиваюсь ластами. И парю над искрящимся и переливающимся золотыми солнечными лучами, которые излучает сочный зелёный покров. Кажется, что это не солнечный свет отражается, а золотыми бликами светится сама трава. Доплываю до его края, ухожу немного на глубину вдоль стенки камня, некоторое время любуюсь дымкой тёмно-синей подводной дали, разворачиваюсь и медленно всплываю прежним путём. У кромки уступа меня опять встречает яркая праздничная подводная иллюминация, колышущихся водорослей.

    Получилось незабываемое и захватывающее зрелище. Настолько получилось, что я на время даже перестал следить за своими вещами, оставленными на берегу. Удовлетворившись тем, что рядом с ними никого близко нет, я всего раза два или три глянул в их сторону. Спасатели, конечно, видели мои подводные кульбиты, но с пониманием отнеслись к моим мероприятиям и меня не беспокоили.


*****


P.S. У моего знакомого по институту был такой случай в Крыму. Он вместе с маленьким сыном решил сплавать морем к пляжу закрытого государственного объекта (правительственная дача) под романтическим названием Мухалатка. В тот период, на его, некогда элитном, пляже царило запустение. Таблички с предостережением «Стой! Запретная зона!» висели, покосившись, забор (из сетки рабицы) ржавый, в нём зияли многочисленные прорехи. Поэтому залётная парочка пляжных «десантников» расслабилась и осмелилась прогуляться по территории местного парка. Там тоже царило запустение. Изредка им попадались подвесные камеры наблюдения, но отец с сыном так расхорохорились, что первый стал махать им рукой, а сынишка – корчить рожицы.

И очень скоро они домахались – к ним подошли два человека в строгих костюмах с галстуком и проводили в служебное помещение для охранников. Там был учинён строгий допрос, для выяснения: кто они, откуда и с какой целью тут оказались. Из подтверждающих документов у этой парочки туристов было только: две кепки, плавки и один надувной матрас. Сейчас уже не помню всех подробностей, но тот разговор продолжился тем, что их, (практически, в полуголом виде) посадили в чёрную «Волгу» и отвезли в посёлок, где эти горемыки-туристы снимали жильё. Там был проверен паспорт отца и опрошена квартирная хозяйка. Люди в штатском были удовлетворены этим, но записали все личные данные и уехали в своё служебное восвояси. По-моему, всё обошлось даже без составления протокола.

Вот такая получилась у моего сотрудника оригинальная прогулка-приключение на «одно место», организовавшая дикарское плавание по морю, шикарно продолженное поездкой на чёрной волге. Хорошо то, что хорошо заканчивается. Вот и верь после этого в зыбкость ржавого металлического заграждения.